Воспитательный эффект информатизации
12.05.2008 г.
Где происходит воспитание учеников?
Обучение сегодня доминирует над воспитанием. Обучение -
структурировано в большей степени, ему уделяется больше внимания со стороны
педагогов и учёных. Будь то очное или дистанционное обучение - всем этим
занимается много специалистов. Воспитание же пока ждёт своего часа. В этой
заметке я коснусь только некоторых вопросов воспитания учащихся в русле
информатизации.
Воспитательный эффект информатизации образования - тема
ёмкая, в двух словах не описать. Поэтому остановлюсь на трёх конкретных
примерах.
1. Вместе с Г.А.Андриановой мы подготовили курс
"Информатика и ИКТ" для начальной школы - личностной ориентации. Сейчас
издана Рабочая тетрадь
для 3 класса по данному курсу.
Задания в этой Тетради имеют личностный характер и относятся,
как правило, к каждому ученику, его индивидуальным особенностям,
жизнедеятельности, мировосприятию. Понятия информатики и соответствующие способы
деятельности ученики усваивают в ходе собственного творчества.
В данном курсе не ставится задача освоения всех используемых понятий
информатики. Большая часть из них вводится пропедевтически и носит характер
среды, в которой происходит деятельность учеников. Результатами изучения курса
выступает создаваемая учениками образовательная продукция и соответствующий
уровень их личностного приращения.
Помощниками детей в изучении информатики являются занимательные персонажи:
любознательная школьница Настя, компьютерный домовой Информашка и забавный кот
Макс. Они предлагают и вместе с ребятами выполняют задания, приводят свои
суждения по рассматриваемым проблемам, высказывают различные варианты
рефлексивных оценок происходящего. Юмористические диалоги персонажей позволяют
детям заинтересоваться и вникнуть в сущность заданий, узнать дополнительную
информацию по теме урока. Наличие трех героев – представителей Человека, Машины
и Природы даёт возможность с разных сторон показать сходство и различие
информационных процессов в их мирах, с их точек зрения.
Тетрадь содержит материал для организации самостоятельной
работы учащихся как на уроке, так и дома, проблемы для дискуссий, творческие
вопросы и упражнения, задания на систематизацию и обобщение изученного,
контрольные работы, различные памятки.
Почти каждый урок начинается с рубрики "ОБСУДИМ ВМЕСТЕ".
Учащимся предлагается ответить на вопросы, обращенные к их личному опыту,
выдвинуть свои версии решения интересных проблем, поделиться с учителем и
одноклассниками своим мнением.
Некоторые задания представлены в игровой форме. Учащимся
предлагается рисовать, сочинять, фантазировать.
Рубрика "ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА" предлагает учащимся стать
авторами проектов, которые могут быть представлены на обсуждение класса, школы,
района или города. На таких уроках ученики создают свои источники и носители
информации, секретный код, запутанный лабиринт, модель классной комнаты, пишут
электронное письмо.
В рубрике "ЗНАКОМИМСЯ С КОМПЬЮТЕРОМ" представлен набор
заданий компьютерного практикума, которые при наличии компьютерного класса могут
выполняться на занятиях в школе. Дети имеют возможность выполнить простейшие
задания на компьютере и дома под присмотром родителей.
Рубрика "МОИ ИТОГИ" учит школьников анализировать и выявлять
свои результаты – выражать настроение, формулировать способы работы, оценивать
свое продвижение. Задания на рефлексивную самооценку представлены в пособии в
разных формах: учащиеся формулируют итоги как словесно, так и с помощью,
рисунков, графиков.
Курс информатики играет в начальном образовании интегрирующую
роль. Многие темы и вопросы курса тесно связаны с другими учебными предметами:
словесностью (буквы, алфавит, суждения, сообщения, предложения и т.п.),
математикой (число, знак, алгоритм, последовательность действий и др.),
иностранным языком (команды "Open", "Exit", "Back", Next" и др.),
обществознанием (информация об обществе, карты, исторические даты и др.),
естествознанием (передача информации в живой природе), технологией (технические
устройства, технологические операции) и др.
В нашем курсе ведущей и ключевой выступает личностно
значимая, мотивированная и продуктивная деятельность ученика. При выполнении
учебных заданий ребенок ощущает личную потребность именно в такой деятельности.
Не логика науки, а интересы и жизнь младшего школьника являются отправными
точками его обучения. Именно этот подход положен в основу данного курса
информатики в начальной школе.
2. Недавно я проводил
оргдеятельностный
семинар по компетентностному подходу с учителями одной уральской школы.
Учителя разрабатывали и проводили экспериментальные уроки - около 30 штук по
разным предметам. Затем эти уроки разбирались в проблемных группах на
предмет соответствия компетентностным элементам.
Например, на одном уроке информатики выпускникам было
предложено задание - с помощью интернета получить и обработать необходимую им
информацию о вузах, для того, чтобы помочь самим себе со своим будущим
образованием. Ученики должны были структурировать свой запрос, определить
значимость каждого из параметров: кем я хочу быть, какие вузы или другие учебные
заведения готовят по моим специальностям, где находятся необходимые вузы, какие
там факультеты, условия обучения, по каким параметрам осуществлять свой выбор
(расстояние до вуза, его престижность и т.д.). С помощью информатизации здесь
решались воспитательные задачи: системность подхода к делу, учёт своих интересов
и пожеланий родителей, социализация, ответственность за свой выбор и его
результаты и т.п.
3. В Интернете существует огромное количество молодёжных
форумов, блогов, где воспитывается не менее огромное количество личностных
качеств их участников. По сути, там происходит воспитательная
(самовоспитательная, взаимовоспитательная) работа, осваиваются коммуникативные,
лидерские, узкоспециальные качества. Другое дело, что всё это воспитание
является неформальным, управление им со стороны педагогов часто незначительно.
Но сила воздействия интернет-общения на подростков может быть больше, чем в
формализованной педагогической среде.
Например, в форумах
нашего Центра дистанционного образования "Эйдос" есть раздел для учащихся,
который почти не модерируется, там всё реально - В этом форуме сейчас
почти 1000 тем, около 4000 участников. В рубрике "До 16 и младше" дети обсуждают
проблемы взаимотношений мальчиков и девочек, любви, секса...
В формате форума детям легче проявить себя, чем на очном
уроке, психологически это даёт большие возможности. Есть раздел "Моё увлечение",
где ученики обсуждают хобби: книги, музыку, кино, театр, спорт, автомобили,
фото, видео, мобильные телефоны и т.п.
Так что информатизация расширяет воспитательную среду, и это
требует соответствующего внимания от педагогов и учёных.
А.В.Хуторской
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
форуме.
|