Наличие разных смыслов образования – условие его человекосообразности
Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО, зав. лабораторией
методологии общего среднего образования ИСМО РАО
Тезисы доклада на
VII-х
Международных Лихачевских научных чтениях 24-25 мая 2007
года в Санкт-Петербурге.
Наличие разных культурологических смыслов образования – неочевидный факт для
многих педагогов, как практиков, так и ученых. Имеются научные труды, в которых
обосновывается преимущество того или иного типа образования как наиболее полно
реализующего определенный смысл образования, например, как передачи знаний и
ценностей от одного поколения к другому.
Мы придерживаемся точки зрения, что смыслов образования существует множество.
Возможно, что их столько, сколько существует человеков.
Основой нашего подхода к педагогическим исследованиям является
человекосообразность образования, т.е. его ориентированность на запросы,
возможности и предпосылки каждого учащегося. Персональная предназначенность есть
у каждого человека и задача образования – помочь выразить и реализовать её. В
этом, на наш взгляд, и состоит миссия человечества, условие его существования.
Поэтому в выборе приоритетов между социумом и личностью, человеком и
человечеством, исходным является человек, а не общество или государство.
Заметим, что в образовании сегодня преобладает именно приоритет общественных и
государственных, но не личностных норм. Школа ориентирована, в основном, на
запрос социума, на требования вузов или тесты ЕГЭ, и почти не заботится о
реализации в человеке человеческого.
Такое положение дел не может устраивать тех, кого интересует будущее,
складывающееся из успешности, продуктивности и комфортной жизнедеятельности
конкретных людей. В последние 15 лет в наших исследованиях прорабатываются
отдельные направления человекосообразного образования: свободно-развивающее,
личностно-ориентированное, природосообразное, эвристическое, продуктивное и др.
Но именно человекосообразный тип образования, на наш взгляд, является глобальным
инновационным резервом, способным кардинально изменить положение дел в
современной и будущей школе в направлении их гуманизации.
В качестве подтверждения нашей гипотезы сопоставим смыслы
личностно-ориентированного образования и человекосообразного. Для этого
определим понятия «образование», «тип образования», «смысл образования» и
попытаемся отыскать смысловые сходства и отличия личностно-ориентированного и
человекосообразного типов образования.
Определений понятию «образование» существует множество. В русле понимания
человека как «семени неизвестного растения», имеющего потенциальный механизм
саморазвития, предлагаем следующую исходную дефиницию:
«Образование - это процесс и непрерывно создаваемый человеком результат его
образовывания».
Под образовыванием здесь понимается процесс развития, становления, прироста
человека, переход от потенциальной возможности к реальному существованию в
человеке различных аспектов его содержания. В приведенной дефиниции в качестве
существенных признаков образования выделяются процессуальность, продуктивность и
внутренняя исходность образовательного процесса. Внешняя составляющая
образовательного процесса носит характер среды, а также технологических рамок
для деятельности образовывающегося человека.
Понятие «тип образования» мы вводим для того, чтобы подчеркнуть, что не
существует одного или одинакового типа образования для всех. Образование
личностно- или наукоориентированное, светское или религиозное,
культуросообразное или эвристическое – это разные типы образования, каждое из
которых имеет свои цели, содержание, средства, систему контроля и оценки
результатов. На основе проведенных нами исследований можно сделать вывод, что
для каждого типа образования существуют свои закономерности, принципы,
дидактические системы и т.п.
Выявление и классификация различных типов образования – актуальная задача
педагогики, которая ещё нуждается в решении. В качестве оснований для построения
такой типологии необходимо определить исходные философские позиции: что есть
человек, что есть мир, что такое образование человека по отношению к самому
себе, к Богу, человечеству, культуре, наукам, окружающему миру и т.п.
Ограничимся рассмотрением двух типов образования: личностно-ориентированного и
человекосообразного.
Основным признаком личностно-ориентированного типа образования является наличие
личности в качестве объекта или предмета образования, а также определенный
вектор ориентированности образования – либо на личность, либо от неё. Если
вектор направлен «на личность», это означает понимание образования как процесса
формирования учащегося, если вектор исходит «от личности» - происходит её
выращивание, развитие. Возможно, конечно, и чередование направлений вектора, но
именно эти две крайние позиции являются индикаторами доминирующей целевой
установки.
Личность отличается от человека, прежде всего, социальной заданностью, привитием
индивиду функций субъекта социальных отношений. Поэтому в
личностно-ориентированном обучении (и образовании) определяющую роль играет
социум, общество. Чьи и какие ориентиры – личности или общества – будут
доминировать в целевых установках, от этого зависит «степень личностности»
личностно-ориентированного образования. Баланс целей осуществляется с помощью
выбираемых теоретических моделей и систем обучения, например, с помощью
компетентностного подхода. При таком подходе происходит освоение учениками
личностно значимых для них и - одновременно - для социума знаний, умений,
способов деятельности, связанных с реальными объектами изучения. Обязательным
становится опыт деятельности ученика по отношению к этим объектам (например, при
обучении биологии требуется рассматривать пестики и тычинки не на картинке в
учебнике, а на настоящем цветке) и минимально необходимая оспособленность, т.е.
владение учеником знаниями, умениями, способами деятельности в связи с
изучаемыми объектами, наличие эмоционально-личностного отношения к ним.
Итак, с нашей точки зрения, личностно-ориентированное обучение имеет два
подтипа, или два варианта воплощения – формирующее и выращивающее. Первый
вариант представляет собой адаптированное к новой терминологии традиционное
авторитарное образование с его внешне заданным для каждой личности вектором
педагогического воздействия. В этом подтипе личностно-ориентированного обучения
именно школе, учителю предлагается «доходить» до каждого ученика с единым
содержанием образования. Личностные различия учащихся учитываются настолько,
насколько это помогает обеспечить усвоение ими внешне заданного содержания
образования.
Менее распространен и недостаточно разработан дидактически другой подтип
личностно-ориентированного обучения - «от ребенка». В массовой школе этот подход
присутствует пока на стадии терминологической целевой обозначенности и некоторых
дидактических элементов, таких как индивидуальный план (программа) обучения,
индивидуальная траектория обучения, портфолио и т.п. Заметим, что в данном
случае происходит отход от социального центра тяжести образования в сторону
личности, индивидуальности. Данный тип образования становится мостиком к другим
типам образования, которые фиксируются понятиями «индивид», «персона»,
«субъект», «человек».
Рассмотрим теперь смысл человекосообразного типа образования. Понятие «человек»
– более широкое, чем понятие «личность». Содержание понятия «человек» включает в
себя не только социальный аспект личности, но и такие аспекты, как
природосообразность, культуросообразность, богосообразность (человек как
созданный по образу и подобию Божью). Человек являет собой собирательный и
собирающий во времени образ общечеловеческих достижений, «чело веков» - ум
столетий. Поэтому человекосообразное образование - понятие более ёмкое,
основополагающее и потенциально вариативное, чем личностно-ориентированное.
Социальная роль человека не является здесь доминирующей, как в случае с
личностью, а выступает «одной из» его ролей.
Смысл человекосообразного образования определяется смыслом человека. Существуют
различные понимания человека. В зависимости от ответа на вопрос «что есть
человек» устанавливается и реализуется та или иная система его образования. В
нашем понимании, у каждого человека есть своя система координат, по отношению к
которой он живет и действует, устанавливает ценностные основания, реализует свой
путь. Существование иных систем координат и измерителей возможно (например, в
виде общечеловеческих, религиозных или иных ориентиров), но человеку
предоставляется право на собственную систему координат, на индивидуальную
траекторию движения по отношению к ней. К любым другим системам он может, а в
ряде случаев должен относиться, принимать их, например, осуществляя деятельность
в рамках группы, коллектива, школы, региона и т.п.
Подчеркнем отличие человекосообразного образования от человекоориентированного
или человекоцентрированного, такие понятия тоже можно встретить в педагогической
литературе. Сообразность – это соответствие образу, а центрированность – это
использование образа человека в качестве объекта воздействия - мишени.
Человекосообразное означает не противоречащее образу человека, а происходящее в
соответствии с этим образом. Человекосообразное образование близко по смыслу к
человекообразующему, в котором образовывание человека и есть процесс его
образования, т.е. перехода от потенциально заложенной возможности к её
воплощению в реальности.
Выясняя различия личностно-ориентированного и человекосообразного типов
образования, необходимо уяснить разницу в понятиях «смысл» и «цель» образования.
Смысл - это то, зачем происходит образование, цель же - это предвосхищаемый
результат. Цель определяется смыслом, но не только им, поскольку смысл является
исходной точкой, опорой целеполагания. Цель есть предвосхищаемый результат. Для
формулирования целей необходим также учет реальной образовательной ситуации,
других факторов, в среде которых намечается смысл.
Цели - могут быть разные, даже при наличии общих или единых смыслов. Смысл, в
отличие от целей, меняется не часто, может совсем не меняться. Смыслов не может
быть много. Смысл - это сопряжение фундаментальных основ миропорядка и
мировоззрения конкретного человека или группы людей. Смысл - совместная мысль
человека и мира, Бога, природы. Существуют фундаментальные и прикладные смыслы.
Смысл жизни, смысл мира, смысл бытия, смысл образования - наиболее
фундаментальные. Смысл учебного предмета «математика» - более частный, он может
быть различен, субъективен для учителя, учеников.
Формы существования смысла – идеальное содержание, идея, сущность,
предназначение, ценность. Вербализованный смысл - это целостное содержание
высказывания, несводимое к значениям его частей, но само определяющее эти
значения. Смысл существует всегда и для любого человека, но не всегда им
осознаваем. Он может быть более или менее понятен, определён для человека.
Инструментом выявления смыслов, а также смыслополагания, является рефлексия.
Исходя из смысловых различий личностно-ориентированного и человекосообразного
образования, следуют различия в целях, содержании образования, технологиях,
формах, методах, системах контроля и оценки результатов данных типов
образования. Разными оказываются и области применимости этих типов образования.
Например, набор ключевых компетенций для личностно-ориентированного и
человекосообразного типов образования будет различным. Если в первом случае
компетенции выбираются такими, чтобы с их помощью обеспечивалось вхождение
ученика в конкретный социум и успешность деятельности в нем; то во втором случае
такой задачи как соответствие социуму не ставится, а ставится задача
соответствия человеком своей миссии, реализации заложенного в нем потенциала.
Человекосообразный тип образования допускает выбор учеником соответствующего ему
социума, а в качестве крайней позиции даже выход за его рамки, уход от социума.
Ситуация с нахождением человека вне социума не такая уж редкость, достаточно
вспомнить монахов-отшельников. Каждый человек эпизодически испытывает
потребность быть отделенным от социума, и вместо личностной самоидентификации
переходит к человеческой. Подчеркнём, что в человекосообразном обучении речь не
идёт о том, чтобы готовить из учеников социальных отшельников. Наоборот, умение
жить и действовать в социуме - необходимое условие человека, обеспечивающее его
полноту и комплексность. Но эта задача не ставится доминирующей. Особенно это
значимо в ситуациях изменения социальных ориентиров, что периодически случается.
В таких случаях человек может опираться на более устойчивые свои представления и
позиции.
Какова роль форм, методов и содержания обучения в рассматриваемых типах
образования? Выполняя роль педагогического инструментария, одни и те же формы и
методы могут с одинаковым успехом применяться в разных типах образования. Однако
специфика содержания образования определяется в соответствии с поставленными
целями. Например, в личностно-ориентированном образовании обязательными являются
социально-ориентированные знания и умения: работа в группах, проектная
деятельность; в человекосообразном образовании необходимым содержанием выступает
гармоничное развитие всех сфер человека в соответствии с его возрастными и иными
особенностями. Так, если в качестве основных сфер человека принять тело, душу и
разум, то содержание его образования должно распределяться с учетом данной
пропорции. А это означает, например, что на физическое движение и развитие в
базисном учебном плане должно выделяться не менее трети времени. О том,
насколько далека нынешняя школа от природо- и человекосообразности, говорит тот
факт, что на физкультуру в действующих стандартах отводится 2 часа в неделю.
Проверке и оценке в рассматриваемых типах образования подлежат различные
продукты образовательной деятельности. В личностно-ориентированном образовании
проверяются, прежде всего, личностные качества ученика; в человекосообразном –
степень соответствия полученных образовательных результатов заданному образу
человека. Каким будет образ человека в человекосообразном образовании – этот
вопрос решается в зависимости от выбранных философских оснований. Отсюда следует
существование различных подтипов человекосообразного образования. Например, если
человек принимается как четырёхсферное существо (тело, душа, дух, самодух) в
Вальдорфской педагогике, то и образование его проектируется и осуществляется
соответственно. Если человек принимается созданным по образу и подобию Бога, в
силу вступает религиозная система образования. Образ человека как отражения мира
(подобие макро- и микрокосма) также предполагается свой тип человекосообразного
образования.
Завершая сопоставление двух типов образования, подчеркнем исходный уровень
постановки самой проблемы. Для её раскрытия необходимы дальнейшие исследования,
которые дифференцируют педагогическую реальность и построят комплексную
типологию типов образования. Это, в свою очередь, позволит самоопределяться по
отношению к данной типологии как ученым, так и педагогам практикам, а также
управленцам образования и главным адресатам – ученикам и их родителям.
25.05.2007 г.
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
форуме.
|
- Сколько человеков
- столько и смыслов
- Образование как
образовывание
- Личность и
человек
- Смысл и цель
- Роль форм и
методов
|