: ХРОНИКА БЫТИЯ

Кому и для чего нужна дидактика?

 
 

30.01.2007 г.

Кто является заказчиком научных исследований в области дидактики? Какие исследования действительно нужны?

Как обычно работают НИИ? Учёные сами себе составляют планы, сами их выполняют и отчитываются, по сути, тоже перед собой. В принципе, если иметь в виду унизительный размер зарплаты, который сегодня определен для бюджетных ученых, то ничего другого и требовать от них нельзя.

Но даже в этом случае, если предположить, что ученый, лаборатория или целый институт не то планируют, что действительно нужно? Ведь ученый в узкой области, например, методист по физике, совсем не обязан быть плановиком. А плановых, или,  тем более, маркетинговых отделов, в педагогических НИИ нет. Как узнать, "правильной ли дорогой" идут сотни и тысячи научных сотрудников? В нынешней, идущей от советской эпохи системе организации науки, это выяснить практически невозможно.

Другое дело - хозрасчетное производство, например, завод, комбинат или сфера услуг, там всё просто: если твой товар или услуги кто-то покупает, значит они нужны и можно планировать развитие их дальнейшего производства. Если товар никому не нужен, или предприятие не умеет его реализовывать, то не будет ни планов, ни производства. Саморегуляция, понимаешь...

Я знаю, что многие мои коллеги-ученые не согласятся, но я убежден, что и в педагогической науке сегодня нужны такие же подходы, где четко разделяются заказчики исследований и исполнители этих исследований. Не исключаю, что исследователь может помочь заказчику сформулировать свой заказ, но заказ должен быть извне. Естественно, кто заказывает, тот и платит за работу.

Сегодня в РАО состоялся круглый стол на тему "Перспективные направления исследований в области дидактики". Одна из задач - подготовка к предстоящему 5-летнему планированию исследований в области дидактики. Выступали именитые дидакты: В.В.Краевский, П.И.Пидкасистый, другие ученые. Однако, в большинстве случаев в выступлениях звучали именно представления о дидактических проблемах изнутри, с точки зрения самих ученых. О том, что существует  заказ на это "со стороны", почти никто не говорил.

В своём выступлении я позволил себе затронуть именно эту сторону. Привожу текст своего выступления:


Хуторской А.В., докт. пед. наук, чл.-корр. РАО

Перспективные направления исследований в области дидактики
(выступление на «круглом столе» 30.01.2007 г.)

Я хочу остановиться на том, как могли бы определяться технологии планирования исследований по дидактике. Прежде всего, нужно определиться с заказчиками на эти исследования – кому такие исследования необходимы? Отсюда и будет вытекать то, какие исследования должны быть.

Кому и для чего сегодня необходима дидактика? Каковы ожидания от неё? Не отстала ли дидактика от того, что сегодня происходит в жизни и образовании? Да, наверное отстала. И, наверное, нужно посмотреть, что происходит в образовании, чтобы понять, какие исследования должны быть, чтобы решать актуальные для многих проблемы.

Я сформулирую три группы возможных ожиданий от дидактики, от дидактических исследований. Первая группа – это ожидания от самих субъектов образования. Кто это такие? Это ученики, учителя, управленцы образования. Они ведут реальную образовательную деятельность и у них есть проблемы, есть задачи, решение которых им необходимо. Во-первых, это то, о чём говорил Володар Викторович Краевский – об изменении целей образования в сторону гуманистического подхода, т.е. того, что называется личностно-ориентированным, природо-сообразным, человеко-сообразным образованием. Всё это пока декларируется, дидактических, методических исследований здесь почти нет. Это заказ на то, как реально осуществлять гуманизацию образования, как осуществлять переход от доминанты государства и общества к человеку.

Дидактическая составляющая личностно-ориентированного обучения включает в себя такие вопросы, как цели субъектов обучения, индивидуальная образовательная траектория, что вбирает в себя понятие «портфолио» как портфель достижений. Этого не было в классической дидактике. Не было ответа на вопрос, как могут быть индивидуальные пути обучения при общем среднем образовании, при общих стандартах, - эти вопросы не решались. Их решение и сегодня только на подходе. Дидактических исследований по этим проблемам крайне мало.

Далее, компетентностный подход. Я помню, как в 2002 году в этом зале обсуждался вопрос быть или не быть этому подходу в России, не является ли это механическим переносом с Запада? Я посмотрел диссертации по педагогике за последние два года, наверное, каждая десятая диссертация про компетенции. Иногда это, конечно, используется просто как новый модный термин, но этот вопрос действительно нуждается в серьёзных дидактических исследованиях.

Информационная и техническая составляющие современного обучения. Здесь практика ушла намного вперёд. Но что делают компьютерные специалисты? Они говорят: сегодня создано много технических вещей – умные доски, компьютеры и т.д., давайте всё это в школу введём. Что они при этом забывают? Они забывают ради чего всё это делается. Не ради информатизации школа работает, а ради людей, которые в ней обучаются. Получается, что педагогическая, дидактическая составляющая информатизации отстаёт от технической составляющей. Необходимая интеграция педагогических и информационных технологий пока западает именно с педагогической стороны. И задача дидактики, в частности, дидактики дистанционного обучения, того, что связано с Интернетом в школе. Сегодня предполагается за 2 года подключить все школы к Интернету, как при этом изменится образование в школах, на этот вопрос пока нет ответа даже в приоритетном национальном проекте «Образование», т.е. этот проект пока не предусматривает подобных исследований. Как обучать и учиться в условиях массового выхода школ в Интернет? Каковы дидактические основания построения базисных учебных планов в условиях асинхронного (неодновременного) обучения? Необходим пересмотр структуры и содержания образования с позиций открытого средового подхода. Дидактический аспект имеется в создании электронных учебников, веб-квестов.

Вторая группа ожиданий от дидактики - со стороны специалистов смежных с дидактикой областей – социологов, политиков, чиновников и др. Например, министерство образования и науки проводит широкомасштабные эксперименты, осуществляет массовые инновации, разрабатывает нормативные документы, поэтому нужна их дидактическая экспертиза. Необходима разработка научно-педагогических и дидактических основ национального проекта «Образование». Нужно определить роль дидактики в обеспечении перехода к новому качеству образования.

Перечислю животрепещущие проблемы, нуждающиеся в дидактических исследованиях:

Каковы дидактические основы реализации индивидуальных возможностей учащихся в профильном обучении? Как не упустить творческий потенциал одаренных, нестандартных детей?

Дидактические основы компетентностного подхода, соотношение ключевых, предметных компетенций и компетентностей. Роль компетенций в изменении целей, структуры обучения.

Каково дидактическое место и роль в обучении единого государственного экзамена, его границы применимости, как тестовая форма контроля должна быть скомпенсирована другими формами?

Проблемой дидактики является многонациональная составляющая обучения, например, как обучать детей-мигрантов?

Нужны исследования в области дидактики обучения взрослых, например, разработка форм и способов изменения квалификации педагогов, связанных с современными тенденциями образования - информатизацией, коммерционализацией, политизацией.

В связи с увеличивающейся открытостью образования современный процесс обучения выходит за рамки классов и школ, становится системным комплексным явлением. Сегодняшняя реальность обучения предлагает новые факты и процессы, которые нуждаются в дидактическом рассмотрении. Например, традиционно основных участников обучения было всегда два – ученик и учитель, а сегодня в дистанционном обучении появились новые типы субъектов обучения: дистантный учитель, модератор, очные и удаленные ученики. Каковы должны быть дидактические основы обучения с помощью сетевых образовательных телекоммуникаций? Какие при этом обнаруживаются закономерности обучения? Все эти вопросы нуждаются в дидактических исследованиях.

Третья группа ожиданий от дидактики - со стороны самих дидактов, они также выступают заказчиками исследований.

Дидактике необходимо разобраться и в науковедческих вопросах, от решения которых будет зависеть успешность выполнения конкретных ожиданий. Перечислю такие вопросы:

Что собой представляет сегодня дидактика? Как она устроена? Как воздействует на реальность, на науку, на решение современных проблем образования? Какова роль дидактики в современном образовании, в его проектировании, модернизации?

История дидактики: необходим рефлексивный анализ её развития как науки. В чем особенности её пути? Каковы закономерности, тенденции, перспективы дидактики?

В чем основные проблемы и противоречия дидактики? Какие имеются различные научные позиции, подходы? Как проявляется их взаимодействие? Каков ожидаемый результат?

Имеются основания пересмотра классических принципов обучения, например, необходимость введения принципа интерактивности в дистанционном и очном обучении. Дидактического внимания требуют альтернативные формы обучения: разновозрастные, эвристические, дистанционные.

Какова роль дидактики в системе других наук? Соотношение дидактики и педагогики, дидактики и методик. Сравнительные дидактические исследования, международный опыт глазами дидакта. Разные типы дидактик, дидактических подходов в России и за рубежом.


Таков, на мой взгляд, краткий перечень направлений и проблем дидактических исследований на ближайшую перспективу, вытекающих из трёх разных групп заказчиков этих исследований.


Разумеется, приведённый перечень вопросов и проблем не полон. Но главное в нем - именно подход к планированию исследований - на основе выделения групп заказчиков и конкретизации их ожиданий, переводе этих ожиданий в конкретные заказы, которые и являются основой планирования научных исследований в области дидактики.


---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2023