Кому и для чего нужна дидактика?
30.01.2007 г.
Кто является заказчиком научных исследований в области дидактики? Какие
исследования действительно нужны?
Как обычно работают НИИ? Учёные сами себе составляют планы, сами их выполняют и
отчитываются, по сути, тоже перед собой. В принципе, если иметь в виду
унизительный размер зарплаты, который сегодня определен для бюджетных ученых, то
ничего другого и требовать от них нельзя.
Но даже в этом случае, если предположить, что ученый, лаборатория или целый
институт не то планируют, что действительно нужно? Ведь ученый в узкой области,
например, методист по физике, совсем не обязан быть плановиком. А плановых, или,
тем более, маркетинговых отделов, в педагогических НИИ нет. Как узнать,
"правильной ли дорогой" идут сотни и тысячи научных сотрудников? В нынешней,
идущей от советской эпохи системе организации науки, это выяснить практически
невозможно.
Другое дело - хозрасчетное производство, например, завод, комбинат или сфера
услуг, там всё просто: если твой товар или услуги кто-то покупает, значит
они нужны и можно планировать развитие их дальнейшего производства. Если товар
никому не нужен, или предприятие не умеет его реализовывать, то не будет ни
планов, ни производства. Саморегуляция, понимаешь...
Я знаю, что многие мои коллеги-ученые не согласятся, но я убежден, что и
в педагогической науке сегодня нужны такие же подходы, где четко разделяются
заказчики исследований и исполнители этих исследований. Не исключаю, что
исследователь может помочь заказчику сформулировать свой заказ, но заказ должен
быть извне. Естественно, кто заказывает, тот и платит за работу.
Сегодня в РАО состоялся круглый стол на тему "Перспективные направления
исследований в области дидактики". Одна из задач - подготовка к предстоящему
5-летнему планированию исследований в области дидактики. Выступали именитые
дидакты: В.В.Краевский, П.И.Пидкасистый, другие ученые. Однако, в большинстве
случаев в выступлениях звучали именно представления о дидактических проблемах
изнутри, с точки зрения самих ученых. О том, что существует заказ на это
"со стороны", почти никто не говорил.
В своём выступлении я позволил себе затронуть именно эту сторону. Привожу текст
своего выступления:
Хуторской А.В., докт. пед. наук, чл.-корр. РАО
Перспективные направления исследований в области дидактики
(выступление на «круглом столе» 30.01.2007 г.)
Я хочу остановиться на том, как могли бы определяться технологии планирования
исследований по дидактике. Прежде всего, нужно определиться с заказчиками на эти
исследования – кому такие исследования необходимы? Отсюда и будет вытекать то,
какие исследования должны быть.
Кому и для чего сегодня необходима дидактика? Каковы ожидания от неё? Не отстала
ли дидактика от того, что сегодня происходит в жизни и образовании? Да, наверное
отстала. И, наверное, нужно посмотреть, что происходит в образовании, чтобы
понять, какие исследования должны быть, чтобы решать актуальные для многих
проблемы.
Я сформулирую три группы возможных ожиданий от дидактики, от дидактических
исследований. Первая группа – это ожидания от самих субъектов образования. Кто
это такие? Это ученики, учителя, управленцы образования. Они ведут реальную
образовательную деятельность и у них есть проблемы, есть задачи, решение которых
им необходимо. Во-первых, это то, о чём говорил Володар Викторович Краевский –
об изменении целей образования в сторону гуманистического подхода, т.е. того,
что называется личностно-ориентированным, природо-сообразным,
человеко-сообразным образованием. Всё это пока декларируется, дидактических,
методических исследований здесь почти нет. Это заказ на то, как реально
осуществлять гуманизацию образования, как осуществлять переход от доминанты
государства и общества к человеку.
Дидактическая составляющая личностно-ориентированного обучения включает в себя
такие вопросы, как цели субъектов обучения, индивидуальная образовательная
траектория, что вбирает в себя понятие «портфолио» как портфель достижений.
Этого не было в классической дидактике. Не было ответа на вопрос, как могут быть
индивидуальные пути обучения при общем среднем образовании, при общих
стандартах, - эти вопросы не решались. Их решение и сегодня только на подходе.
Дидактических исследований по этим проблемам крайне мало.
Далее, компетентностный подход. Я помню, как в 2002 году в этом зале обсуждался
вопрос быть или не быть этому подходу в России, не является ли это механическим
переносом с Запада? Я посмотрел диссертации по педагогике за последние два года,
наверное, каждая десятая диссертация про компетенции. Иногда это, конечно,
используется просто как новый модный термин, но этот вопрос действительно
нуждается в серьёзных дидактических исследованиях.
Информационная и техническая составляющие современного обучения. Здесь практика
ушла намного вперёд. Но что делают компьютерные специалисты? Они говорят:
сегодня создано много технических вещей – умные доски, компьютеры и т.д.,
давайте всё это в школу введём. Что они при этом забывают? Они забывают ради
чего всё это делается. Не ради информатизации школа работает, а ради людей,
которые в ней обучаются. Получается, что педагогическая, дидактическая
составляющая информатизации отстаёт от технической составляющей. Необходимая
интеграция педагогических и информационных технологий пока западает именно с
педагогической стороны. И задача дидактики, в частности, дидактики
дистанционного обучения, того, что связано с Интернетом в школе. Сегодня
предполагается за 2 года подключить все школы к Интернету, как при этом
изменится образование в школах, на этот вопрос пока нет ответа даже в
приоритетном национальном проекте «Образование», т.е. этот проект пока не
предусматривает подобных исследований. Как обучать и учиться в условиях
массового выхода школ в Интернет? Каковы дидактические основания построения
базисных учебных планов в условиях асинхронного (неодновременного) обучения?
Необходим пересмотр структуры и содержания образования с позиций открытого
средового подхода. Дидактический аспект имеется в создании электронных
учебников, веб-квестов.
Вторая группа ожиданий от дидактики - со стороны специалистов смежных с
дидактикой областей – социологов, политиков, чиновников и др. Например,
министерство образования и науки проводит широкомасштабные эксперименты,
осуществляет массовые инновации, разрабатывает нормативные документы, поэтому
нужна их дидактическая экспертиза. Необходима разработка научно-педагогических и
дидактических основ национального проекта «Образование». Нужно определить роль
дидактики в обеспечении перехода к новому качеству образования.
Перечислю животрепещущие проблемы, нуждающиеся в дидактических исследованиях:
Каковы дидактические основы реализации индивидуальных возможностей учащихся в
профильном обучении? Как не упустить творческий потенциал одаренных,
нестандартных детей?
Дидактические основы компетентностного подхода, соотношение ключевых, предметных
компетенций и компетентностей. Роль компетенций в изменении целей, структуры
обучения.
Каково дидактическое место и роль в обучении единого государственного экзамена,
его границы применимости, как тестовая форма контроля должна быть
скомпенсирована другими формами?
Проблемой дидактики является многонациональная составляющая обучения, например,
как обучать детей-мигрантов?
Нужны исследования в области дидактики обучения взрослых, например, разработка
форм и способов изменения квалификации педагогов, связанных с современными
тенденциями образования - информатизацией, коммерционализацией, политизацией.
В связи с увеличивающейся открытостью образования современный процесс обучения
выходит за рамки классов и школ, становится системным комплексным явлением.
Сегодняшняя реальность обучения предлагает новые факты и процессы, которые
нуждаются в дидактическом рассмотрении. Например, традиционно основных
участников обучения было всегда два – ученик и учитель, а сегодня в
дистанционном обучении появились новые типы субъектов обучения: дистантный
учитель, модератор, очные и удаленные ученики. Каковы должны быть дидактические
основы обучения с помощью сетевых образовательных телекоммуникаций? Какие при
этом обнаруживаются закономерности обучения? Все эти вопросы нуждаются в
дидактических исследованиях.
Третья группа ожиданий от дидактики - со стороны самих дидактов, они также
выступают заказчиками исследований.
Дидактике необходимо разобраться и в науковедческих вопросах, от решения которых
будет зависеть успешность выполнения конкретных ожиданий. Перечислю такие
вопросы:
Что собой представляет сегодня дидактика? Как она устроена? Как воздействует на
реальность, на науку, на решение современных проблем образования? Какова роль
дидактики в современном образовании, в его проектировании, модернизации?
История дидактики: необходим рефлексивный анализ её развития как науки. В чем
особенности её пути? Каковы закономерности, тенденции, перспективы дидактики?
В чем основные проблемы и противоречия дидактики? Какие имеются различные
научные позиции, подходы? Как проявляется их взаимодействие? Каков ожидаемый
результат?
Имеются основания пересмотра классических принципов обучения, например,
необходимость введения принципа интерактивности в дистанционном и очном
обучении. Дидактического внимания требуют альтернативные формы обучения:
разновозрастные, эвристические, дистанционные.
Какова роль дидактики в системе других наук? Соотношение дидактики и педагогики,
дидактики и методик. Сравнительные дидактические исследования, международный
опыт глазами дидакта. Разные типы дидактик, дидактических подходов в России и за
рубежом.
Таков, на мой взгляд, краткий перечень направлений и проблем дидактических
исследований на ближайшую перспективу, вытекающих из трёх разных групп
заказчиков этих исследований.
Разумеется, приведённый перечень вопросов и проблем не
полон. Но главное в нем - именно подход к планированию исследований - на основе
выделения групп заказчиков и конкретизации их ожиданий, переводе этих ожиданий в
конкретные заказы, которые и являются основой планирования научных исследований
в области дидактики.
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
форуме.
|