Какие законы нужны дистанционному образованию?
26.10.2006 г.
Заметки с заседания общественного экспертного совета
Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ.
- И звезды вам повинуются? – спросил Маленький принц,
- Ну конечно, - ответил король. – Звезды повинуются
мгновенно. Я не терплю непослушания ... Я потребую, чтобы
солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных для этого
условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя.
Антуан де Сент-Экзюпери. "Маленький принц"
Меня всегда восхищал принцип управления короля с астероида 325.
Действительно, если уметь отдавать приказы, основа которых лежит
в сути вещей, то никогда не ошибешься и все, абсолютно все
приказы будут выполняться.
Так же и с законами. Выполняется тот закон, для выполнения
которого есть благоприятные условия, т.е. тот, который УЖЕ
ВЫПОЛНЯЕТСЯ!
В этом случае законотворцу только и надо-то, что внимательно
разглядеть то, что происходит, и сформулировать соответствующий
закон.
Оппоненты могут мне сказать, что общественные законы отличаются
от природных, их нельзя смешивать, ведь если посмотреть,
например, на коррупцию в сфере высшего образования, что же,
теперь и законы под это явление создавать?!
Я на это отвечу - "да". Именно так. Общество такой же
естественный организм как Солнце, звёзды, человек. И в нем есть
естественные процессы. Описание норм этих процессов и есть
нормотворчество. И те законы, которые существуют, именно они и
являются основой происходящего, в том числе и коррупции. И если
вместо "нехорошей" реальности рассмотреть и описать другую -
позитивную, утвердить стоящие в её основе законы, то именно эти
процессы и получат законодательную базу.
Сегодня я побывал в качестве представителя РАО на заседании
общественного экспертного совета Комитета Государственной Думы
по образованию и науке, на котором обсуждалась проблема
дистанционного образования. Открыл встречу председатель этого
комитета Н.И.Булаев, после его ухода заседание вёл ректор МЭСИ
В.П.Тихомиров. Заседание состояло, в основном, из выступлений
представителей ректорского корпуса, которые рассказывали о своем
опыте, делились проблемами. Однако, основная идея заседания по
задумке ведущего состояла в том, чтобы подготовить такие
поправки к законам, которые позволили бы обеспечить
дистанционному образованию нормативно-правовое поле для
развития.
Тех, кто занимается дистанционным обучением в школах, огорчу.
Внимание на этом заседании уделялось только университетскому
дистанционному образованию. Соответственно и изменения
предложено было вносить только в закон "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании". Почему? На мой
взгляд, потому, что именно университеты имеют возможность
существенно поднять свою экономическую базу благодаря
дистанционному обучению. Вот если бы благосостояние школ
зависело от количества учащихся так же как и в вузах, то школы,
особенно хорошие, старались бы расширить количество своих
учеников с помощью телекоммуникаций. Тогда, быть может, они не
шарахались от внедряемых в них компьютерных новшеств, а
наоборот, старались быстрее их освоить и применить в своем
главном процессе - учебном.
Но реальность такова, что общеобразовательная школа, которая в
России первой начала применять дистанционное обучение
(Советско-американский проект "Школьная электронная почта", в
котором мне довелось участвовать ещё в 1989 году), в середине
1990-х гг. уступила сетевое первенство вузам. С тех пор все
концепции и законодательные акты по ДО у нас принимаются
непременно с вузовским окрасом.
Что же всё-таки касается ДО в школах, то целесообразно
рассмотреть ситуацию с приоритетным национальным проектом
"Образование", в котором существенная часть средств отведена на
подключение всех школ к Интернету. Только в 2006-2007 годах на
эти цели выделено 3 000 000 000 (три миллиарда) рублей. Почему и
на что решено потратить государственные, т.е. принадлежащие
гражданам деньги?
Небольшая справка. 18 января 2006 года Межведомственный
координационный Совет по информатизации системы образования
принял решение о "выравнивании уровня оснащенности"
образовательных учреждений современными
информационно-коммуникационными технологиями и доведение
количества образовательных учреждений, подключаемых к сети
Интернет до 100%.
Что и говорить, подключить все школы к Интернет задача
благородная! Но это только на первый взгляд. Для того, чтобы
усомниться в успехе задуманного, можно вспомнить ситуацию с так
называемым экспериментом в области дистанционного образования,
начатого Минобром в 1997 году. Через 5 лет этот эксперимент был
тихо завершен. Сколь-либо значительных достижений, насколько мне
известно, получено не было. Почему?
Прежде чем ответить на этот вопрос, напомню неудачный
эксперимент, который произошел в Великобритании. О нём я узнал
со слов учительницы-англичанки, которая приезжала к нам в Москву
в рамках проекта "Школьная электронная почта". В конце 1980-х
гг. в английские школы были разосланы модемы. Предполагалось,
что после этого школы начнут активно осваивать дистанционные
формы занятий. Но ничего подобного не произошло. Эти модемы
назвали "шкафными", по месту, где они пылились.
То что сейчас происходит с подключением российских школ к сети
может обернуться "шкафным Интернетом". Интернет в школах будет,
но главного - ИЗМЕНЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ - не произойдет.
Почему? Потому, что этой цели изначально и не заложено ни в
национальном проекте "Образование", ни в такой его части как
"выравнивании уровня оснащенности" образовательных учреждений.
Там вообще педагогических целей практически не! Только
технические, или как теперь модно говорить про образование -
экономические задачи.
Опираясь на изучение материалов, содержащихся на сайте
Минобразования и науки, можно сделать вывод, что нацпроект
"Образование" не содержит в себе научного, в частности,
научно-педагогического обоснования. Авторы данного проекта
видимо считают, что если подключить все школы к сети, то их
учителя и ученики только и будут делать, что изучать федеральные
образовательные порталы, на создание которых, кстати, ушли также
немалые средства. Это очередная иллюзия, причем реализуемая за
чужой счет - за счет налогоплательщиков. Чтобы убедиться в этом,
достаточно было бы пригласить ученого на уровне аспиранта и
поручить ему простое аналитическое исследование в школах. Но,
видно, наши чиновники не считают необходимым тратить время на
науку. Не уверен также, что при разработке национального проекта
использовались достижения педагогической инноватики. А без этого
в образовании вообще ничего нового внедрить невозможно.
Если обратиться к позитивному зарубежному опыту
внедрения технологичных образовательных новшеств, то можно
обнаружить, что техническая обеспеченность нововведений
составляет около 20% от общего бюджета. Остальные 80% требуются
для разработки специальных учебных программ, методик, средств
обучения, подготовки кадров, сопровождения всего этого и т.п.
Скажите, откуда возьмутся недостающие 80%, т.е. около 12
млрд. руб, чтобы проведенный в школы Интернет заработал в
учебном процессе? Неужели такие деньги найдут сами школы или их
местные власти? И захотят ли они их тратить на это?
Теперь классический вопрос Госдум всех созывов: Что делать?
Моё предложение - составителям нацпроектов изучить и принять на
вооружение принцип короля из "Маленького принца" - предлагать
только то, что происходит. Есть передовые школы, которые
используют Интернет в обучении - изучите их работу. Есть Центры
дистанционного образования, которые уже несколько лет
осуществляют дистанционное обучение десятков тысяч школьников,
посмотрите, как они добиваются успеха. Лишь после этого примите
соответствующие законы и проекты по их выполнению. Тогда уж
точно вам будут не только школы повиноваться, но и вся система
нашего родного отечественного образования.
А.В.Хуторской,
член-корреспондент Российской академии образования,
действительный член Международной педагогической академии
P.S.1. Тема
дистанционного образования получила продолжение во время
"круглого стола", который прошел в Госдуме через две недели
>>
P.S.2. См. также фотоэкскурсию по
старой и современной Думе
>>
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
форуме.
|