Куда ты мчишься, информатика?
30.05.2006 г.
Что ради чего: информатизация для человека, или человек для
информатизации
Для начала предложу вам, уважаемый читатель, небольшой тест на
самоопределение. Считаете ли вы, что:
-
вы отстаёте от информационного прогресса и от темпов
развития цивилизации?
-
ваше сознание недостаточно глобализировано и не
соответствует требованиям современного информационного
общества?
-
вам не хватает новых информационных потребностей?
-
вам надо сокращать свой "цифровой разрыв" с другими странами
и регионами?
-
ваше информационное отставание от передовых стран
недопустимо и является стратегически опасным для вашего
будущего?
Если на все перечисленные вопросы вы ответили утвердительно, то
именно про вас шла речь в докладе гл. науч. сотрудника Института
проблем информатики РАН К.К.Колина на сегодняшнем заседании бюро
Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.
Я на этом заседании выступал в качестве эксперта по данному
докладу, поэтому познакомился с тезисами заранее и выступил
после докладчика.
Сразу хочу предупредить, что мои ответы на приведенные выше
вопросы теста отрицательные. Я не считаю, что мне надо сокращать
свой "разрыв" с кем бы то ни было. Хотя, разумеется, я допускаю
и даже уверен в том, что все люди, а также разные общества
отличны друг от друга, что им необходимо уметь взаимодействовать
друг с другом. Но совсем не обязательно бежать без оглядки туда
же, куда бегут другие.
Я не уверен и в том, что существует единая и общая для всех цель
развития и движения. Научно-технический или любой другой
прогресс, не может и не является для меня однозначно необходимым
для всех.
С этих позиций я и рассматривал упомянутый доклад, который, надо
сказать, по своему содержанию довольно типичен для специалистов
в области технических наук, а также для чиновников и политиков.
Суть доклада можно свести к тому, что вокруг бурлит сплошная
информатизация и поэтому нам всем надо срочно изменить всё -
систему образования, своё мышление, потребности, и броситься
сломя голову догонять США, Японию, иначе у нас не будет светлого
будущего.
Политиков и чиновников понять можно, выдвигать ориентиры и
устремляться к ним - это условие их существования. Поэтому они
зачастую не прилагают усилий для того, чтобы научно обосновать и
грамотно спроектировать направления движения. Им нужно само
движение. В случае чего, у них всегда есть "крайний" -
президент, министр или другой руководитель, который указал на
необходимость "того-то". Есть также привычные иноземные
конкуренты, которых надо догнать и перегнать.
Вот и у сегодняшнего докладчика дважды упомянут В.В.Путин, один
раз Кофи Аннан, по нескольку раз ООН, Госдума и Правительство
РФ, различные саммиты.
А где же в докладе учёные? Почему бы при разработке темы
"Становление информационного общества и философские проблемы
образования" не привести результаты исследований философов,
социологов, педагогов? Согласен, что таких ученых, занимающихся
подобными проблемами, не так много. Но это не повод, чтобы
совсем исключить их из рассмотрения и заменить на политиков и
чиновников.
Отнесусь к главным тезисам доклада. Отличительными чертами
современной глобальной информационной революции докладчик
называет, в частности, следующие:
- "Распространение цифровой техники и цифровых технологий
далеко за пределы информационной сферы общества, их
проникновение в науку, образование, культуру и экономику". -
С этим не поспоришь, конечно, это так.
- "Беспрецедентные в истории человечества новые возможности
усиления интеллектуальных и творческих способностей человека на
основе использования средств информатики и новых информационных
технологий". - Возможности, конечно, есть, но чтобы их
реализовать, недостаточно средств информатики и технологий,
нужны средства наук, которые специально занимаются способностями
человека, такие, как педагогика, психология.
- "Формирование нового, информационного миропонимания и
мировоззрения, которые существенным образом изменяют современную
вещественно-энергетическую Картину Мира, научную парадигму и
методологию научных исследований". - Влияние, безусловно,
есть, но я бы не считал информационное миропонимание и
мировоззрение главными причинами изменения картины мира.
Теперь отмечу предложения К.К.Колина, с которыми я не согласен.
- "Формирование информационного общества, основанного на
знаниях, - это главное направление развития цивилизации в 21-м
веке". - Общество, основанное на знаниях, это инвалид. Ни
общество, ни отдельный человек не состоят и не могут состоять
лишь из знаний. Человек гораздо богаче, в нём есть духовная,
культурная составляющая, эмоционально-ценностная, физическая,
психическая и т.д. и т.п. Ограничивать свои ориентиры знаниями -
это скатываться на позиции сциентизма.
- "Необходимо формировать и новую информационную культуру
общества, включая также и ее лингвистические аспекты, и
проблемы образования, без решения которых невозможно появление у
людей новых информационных потребностей". - Формирование
новых потребностей - это задача скорее бизнеса, но не всего
общества и системы образования.
- "Проблема отставания общественного сознания от современных
темпов развития цивилизации, в особенности, в информационной
сфере общества". - Общество, на мой взгляд, это и есть часть
цивилизации. Как же тогда его сознание может отставать от
самого себя?
Докладчик опирался на результаты Конгресса ЮНЕСКО "Образование и
информатика", который проходил в 1996 году в Москве. Именно
тогда Российская делегация, в которую входил и К.К.Колин,
предложила концепцию изучения проблем информатики как
фундаментальной науки и общеобразовательной дисциплины в системе
опережающего образования.
Замечу, что мне также довелось быть участником этого Конгресса.
Это был действительно солидный форум, в котором
участвовало более 1200 представителей 39 стран-участниц ЮНЕСКО.
С тех пор прошло 10 лет и многое из того, что тогда
планировалось не оказалось оправданным. Например, были явно
завышенные планы развития системы дистанционного обучения в
России. И мой вопрос докладчику был такой:
- Как вы считаете, по прошествии 10 лет, насколько реализовались
те планы, которые предложила Россия для себя в области
информатизации образования? Что из этих планов сегодня
реализовано, что нет и почему?
Докладчик ответил, что примерно половина планов реализована.
Какова же причина? На мой взгляд, причина в том, что либо планы
были составлены нереалистично, либо их выполнение не было
обеспечено. Я убежден, что и сегодня мы не сможем поставить
обоснованные цели и наметить планы, если не будем опираться на
научные исследования и их результаты.
И в вопросах образования в первую очередь должны использоваться
результаты гуманитарных исследований и наук, а не технических.
Философия, педагогика, психология, социальные науки, т.е. те,
которые изучают Человека, а не "железки", именно они должны
иметь приоритет при любых попытках определить ориентиры будущего
человечества.
Уже не в первый раз я предлагаю многим уважаемым техникам и
технологам, инженерам, которые с увлечением прославляют
цифровые, сетевые и т.п. достижения, сформулировать и ответить
на главный вопрос: что первично, а что вторично? Человек или
техника? Человек или информация? Человек или глобальные
процессы, прогресс и т.п.?
Ответы на эти вопросы можно найти и самостоятельно, если
попробовать понять, что предлагают технические специалисты. Как
правило, они формулируют свой заказ к системе образования с
целью освоения их новшеств. Например, сегодня уважаемый
докладчик приводил примеры новых гибких мониторов, мобильных
телефонов с телевизионными программами и др. С какой целью?
Чтобы система образования готовила людей к их применению. Т.е.
образование здесь предлагается считать вторичным по отношению к
технике.
В
то же время, основными проблемами информатизации общества,
являются, на мой взгляд те, которые связаны с изменениями в
самом человеке. В 2004 году мы проводили Всероссийскую
конференцию на тему "Человек и его изменение в в
телекоммуникационных системах". На эту конференцию был выделен
грант РФФИ, я был председателем оргкомитета. Участники обсуждали
проблемы влияния телекоммуникационных систем на человека, а
также вопросы проектирования данного влияния в контексте
междисциплинарной проблематики. Участвовали психологи,
социологи, педагоги, представители церкви. И одним из главных
вопросов был именно человеческий фактор.
Что же делать, чтобы телега не катилась впереди лошади, т.е.
сначала шел человек, а за ним и для него - информатика. На мой
взгляд, необходим следующий порядок в организации исследований.
1.
Выявить и сформулировать действительные проблемы и потребности
Человека, которые могут быть решены с помощью информационных
средств, возможностей и технологий. Не изучать и осваивать эти
технологии только потому, что они есть, а определить их роль в
личном благополучии и успешности жизни каждого человека и всех
вместе.
2.
Установить, что главное в образовании - человек, а не
информатика (и другие учебные предметы, которые являются не
целью, а средством образования).
3.
Обозначить философские проблемы образования, связанные с его
информатизацией. Определить методологические подходы к их
решению, опираясь на имеющийся научный базис. Например, я
считаю, что в решении проблем виртуального обучения уместны не
только современные научные данные, но и работы отечественных
философов - представителей, так называемого русского космизма. В
их время не было компьютеров, но человек и информация
существовали. Потому исследованные тогда подходы "к бытию"
человека вполне могут подойти и к нашему времени.
4.
Опираясь на выявленные проблемы и выбранные основания,
сформулировать новый образ системы образования, к которому
необходимо переходить для решения проблем развития и образования
современного человека. Имея такой образ, сравнивая его с
нынешним состоянием образования, можно определить характер и
вектор предстоящих изменений, а также типы новшеств, необходимых
для разработки и внедрения.
5.
Постановка целей (изменение целей) системы образования
произвести на основе гуманитарной парадигмы, с учетом
информационной составляющей, но не наоборот.
6.
Имея образ будущего образования, а также разработав систему
целеполагания по переходу к нему, определить отдельные
направления исследований в различных науках и областях
деятельности.
7.
По результатам исследований, с опорой на педагогическую
инноватику, осуществлять планирование, разработку, внедрение и
освоение педагогических новшеств в отечественную систему
образования.
Данный подход с прогностической точки зрения поможет избежать
невыполнения планов, поскольку планы будут обоснованы с позиций
главной цели и смысла существования человека.
© А.В.Хуторской
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
форуме.
|