ЕГЭ и личность
25.05.2006 г.
Почему нужно слушать мэтров педагогики
Всё-таки жизнь меняет даже устоявшихся людей.
Сегодня, аккурат в день Последнего звонка, на заседании Ученого
совета ГНУ ИСМО РАО обсуждалась проблема проведения единого
государственного экзамена по русскому языку. Дело, собственно,
не в самом докладе, а в его обсуждении. Слово взял Василий
Григорьевич Разумовский - академик РАО, известный методист по
физике.
- Меня трудно упрекнуть в отрицательном отношении к тестам, -
начал выступающий. - Когда-то именно я ввёл тесты по физике в
советскую школу. После того, как побывал в Америке, познакомился
с тестами, они мне понравились, я их адаптировал под нашу школу
и подготовил материал для журнала "Физика в школе". Но тогдашняя
политическая цензура не рекомендовала издавать статью, ссылаясь
на постановление 1934 года, которое никто не отменял. И всё же,
спустя некоторое время материал был опубликован, тесты стали
исследоваться учеными и внедряться в школу.
- Несмотря на свой опыт работы с тестами, - продолжал
В.Г.Разумовский, - я считаю ЕГЭ вредным и нежелательным
явлением! Этот экзамен не учитывает Личности ученика! Например,
в Царскосельском лицее не тестами проверяли учащихся, поэтому и
выходили из него Личности. И т.д.
В.Г. Разумовский
Затем, в том же духе выступил другой мэтр педагогики, известный
издатель учебников, Антологии гуманной педагогики - Дмитрий
Дмитриевич Зуев. С его точки зрения ЕГЭ в духовном плане
отлучает учителя от ученика, не дает педагогу возможности
личностного участия в оценке и поддержке учащихся. Если бы
Пушкин сдавал ЕГЭ по математике, он бы вряд ли потом стал тем,
кем стал, потому что по математике у него была двойка. Но его
педагогу был дана возможность сказать будущему поэту "Идите, и
пишите стихи", вместо того, чтобы натаскивать к экзамену по
математике.
Д.Д. Зуев
После этих ярких и эмоционально насыщенных выступлений, слова
других присутствующих, а разработкой егэ-шных тестов в институте
занимаются многие, звучали как-то жиденько, хотя и
оправдательно-доказательно.
Надо сказать, что я давно имею свою позицию в отношении ЕГЭ,
считаю его довольно обезличенной формой контроля, хотя и имеющей
своё место в образовании. Но в ситуации политического заказа и
финансового обеспечения роль ЕГЭ оказалась чрезмерно
гиперболизирована. Вольно или невольно, выступая в качестве
ориентира, ЕГЭ заставляет учителей и детей вместо достойного и
полноценного образования заниматься натаскиванием к этому
экзамену. В некоторых школах выпускники с января вообще
перестают учиться, а только готовятся к ЕГЭ. С этой точки зрения
ЕГЭ, конечно, крайне вредное явление в современной школе.
Я также выступил на Учёном совете и обратил внимание
присутствующих на то, что сложившаяся ситуация с ЕГЭ
противоречит научным основам дидактики. В теории обучения кроме
экзамена существует много других форм контроля - зачеты,
коллоквиумы, контрольные работы, защиты творческих работ, взаимо-
и самоконтроль, групповые формы проверки и оценки и т.д. Я уж не
говорю о феноменологическом подходе к диагностике и оценке
результатов обучения, при котором задействуются человеческие
ресурсы учителя и ученика, их понимающее, "вчувственное"
взаимодействие. Гипертрофированное же внимание к одной из форм
контроля - экзамену - не позволяет учителю использовать
оптимальный для каждого случая спектр форм контроля, диагностики
и оценки.
Другой момент - методологический. Для любого понятия, явления
или закономерности существуют границы применимости. Для
экзамена, в том числе и ЕГЭ, также есть свои границы и область
применения, в которых он играет важную и нужную роль. Но лишь в
своих границах и не более того. Какова же эта область? Некоторые
разработчики ЕГЭ считают, что экзамен охватывает проверкой около
70% образовательных стандартов. Я с этим не соглашусь. ЕГЭ не
проверяет достижения значительного числа общеобразовательных
целей и задач. Многие умения, навыки, компетенции вообще
невозможно проверить с помощью тестов. Сформированность ряда
понятий, владение такими способами деятельности, как
коммуникативные, ценностно-смысловые, невозможно проверить на
бумаге. Поэтому стоит проблема определения роли и места ЕГЭ в
системе других форм контроля. И нельзя придавать результатам ЕГЭ
внимания больше, чем они заслуживают. Так же, как и нельзя
считать результаты исследования
Pisa основанием для результативности национальных образовательных
систем.
Проблема области применимости того или иного дидактического
элемента выводит нас на другую методологическую проблему
обоснования и проектирования образования - его целеполагания.
Ведь проверяться должно не усвоение содержания образовательных
стандартов, а степень достижения образовательных целей! Что
планируется, то и проверяется. Но нынешние стандарты далеко не
во всём соответствуют целям образования, например, тем, которые
прописаны в Концепции модернизации российского образования на
период до 2010 года. Да и сами цели носят зачастую
неоперациональный, лозунговый характер типа "формировать
целостную систему универсальных знаний, умений, навыков...".
Проверить достижение таких целей практически невозможно.
Таким образом, мы приходим к исходной проблеме -
целеполаганию! Основы любой деятельности, в том числе
образовательной, лежат не в её содержании, а в смыслах и целях.
Лишь после тщательной постановки и согласования целей
устанавливаются задачи, отбирается содержание, формы, методы,
система контроля и оценки результатов.
Что же касается института целеполагания в отечественном
образовании, он как отсутствовал раньше (его заменяли партийные
установки типа: "Цели ясны, задачи определены..."), так
отсутствует и поныне. И пока потребность исследования целей
отечественного образования не станет государственной проблемой,
пока не будут выполняться разработки таксономий целей, подобно
той, которую в своё время сделал Б.Блум, мы так и будем
оставаться на уровне споров о том, надо ли изучать в школе то
или иное понятие (формулу, произведение и т.п.) или нет. Именно
цели должны давать ответы на подобные вопросы. Например, если
поставлена цель формировать коммуникативные компетентности у
детей, то именно для этого должно отбираться соответствующее
содержание образования, применяться адекватные виды деятельности
и контроля.
Сегодня же система целеполагания в образовании не сбалансирована с системой
контроля результатов. Например, в целях могут быть указания на
необходимость подготовки учащихся к жизни в информационном мире
или воспитания их бережного отношения к природе, а в ЕГЭ эти
цели проверяются в лучшем случае на уровне выбора "правильного"
ответа. Согласитесь, что поставить галочку в тесте и реально
убрать за собой мусор на лужайке - это разные способы
диагностики обученности. Форма ЕГЭ в таких ситуациях ориентирует
учиться для галочки.
Институт целеполагания отсутствует сегодня буквально. Например,
название нашего Института, к которому неблагоразумно, на мой
взгляд, недавно вернулись руководители РАО, исключает из себя
целевой блок, учреждение называется "Институт содержания и
методов обучения". Разве могут содержание и методы исследоваться
отдельно от целей, задач, форм обучения, да и системы контроля?
И если не могут, то зачем так называть самый крупный
академический институт? Чтобы целостно и системно исследовать
общее образование, надо вернуться к нему хотя бы на уровне
названия института.
Сегодняшний Ученый совет запомнился мне не только обсуждаемой
проблемой. Признаюсь, что с удивлением и даже восторгом слушал
Василия Григорьевича Разумовского, который защищал личностную
позицию в образовании. Дело в том, что несколько лет назад,
когда я выступал на институтской конференции как раз по теме
личностно-ориентированного образования, В.Г.Разумовский выступил
с критикой моего доклада и его отдельных положений, говоря, что
это чересчур новые веяния, что до этого до всего ещё далеко, и
что нужно заниматься не этим, а изучением фундаментальных основ
наук и т.д., и т.п.
В этот же раз после моего выступления В.Г.Разумовский пожал мне
руку...
И ещё я понял, что нужно не только слушать, но и чувствовать
значимых людей. С помощью невербальных средств передается немало
важного.
Так почему нужно слушать мэтров педагогики? Потому что они
личности. Живые человеки, способные к изменению, несущие в себе
смыслы бытия.
© А.В.Хуторской
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
форуме.
|