А заказчики кто?
20.09.2005 г.
К вопросу о
планировании научных исследований в области педагогики и
образования. По мотивам дискуссии на бюро Отделения философии
образования и теоретической педагогики РАО
В
этот день обсуждалось выступление д.п.н. Елены Викторовны
Бережновой на плановую тему "Методологические проблемы
управления качеством научных исследований".
Я
не являюсь членом этого отделения, тем более бюро, но Георгий
Николаевич Филонов, нынешний академик-секретарь этого отделения
пригласил меня. К тому же в подготовке темы выступления имел
отношение Володар Викторович Краевский, что свидетельствовало о
высоком научном уровне происходящего. Поэтому я решил
пожертвовать своим участием в проходящей в эти же сроки
конференции "Психология способностей" в Институте психологии
РАН, где был мой доклад о структуре эвристических способностей
(впрочем, я успел приехать туда после обеда и выступить на
круглом столе).
Один из затронутых в обсуждении вопросов - планирование научных
исследований, разделение исследований на прикладные и
фундаментальные.
Мой вопрос докладчику был следующий:
- Скажите, изучали ли вы систему взаимосвязи планирования
научных педагогических исследований в РАО с заказчиками этих
исследований? Как с этим обстоят дела? И есть ли у вас на этот
счёт предложения, рекомендации, механизмы?
Ответ Е.В.Бережновой (привожу по памяти):
- Нет, специально этот вопрос нами не рассматривался, но
обычно заказчиками исследований являются сами научные
сотрудники.
Г.Н.Филонов неожиданно для меня примерно 2 минуты комментировал
и раскрывал важность заданного мною вопроса для текущего
состояния дел в академии. Это было для меня лестно в столь
солидной аудитории, и свидетельствовало о значимости
поставленной проблемы. Поэтому я решил выступить в обсуждении на
тему связи планов и заказчиков. Тезисно изложу свои высказанные
соображения на этот счет.
Во-первых, мой вопрос возник не сейчас. Я уже давно задавал его
себе и другим: Почему планы работы академии и её институтов
имеют такую, а не иную структуру? Почему эта структура уже много
лет почти не меняется, хотя жизнь изменилась? Насколько то, что
планируют для себя научные сотрудники соответствует потребностям
педагогической и образовательной реальности?
Во-вторых, проблема, на мой взгляд, состоит в определении
заказчиков на научные исследования. Сами сотрудники могут
выступать в роли таковых, но не они единственные. Перечислю
таких заказчиков, опираясь на структуру образовательной
действительности, как я её вижу. В результате у меня получилось
5 типов заказчиков на научно-педагогические исследования,
которые могут и должны определять основания для планирования:
1. Конкретные люди, имеющие образовательные потребности,
их реализацию и необходимость решения возникающих при этом
проблем. Такими людьми являются школьники, педагоги, студенты и
многие другие. Задача научных педагогических исследований -
помочь решить образовательные проблемы конкретных людей, как
учащихся, так и специалистов, а также вообще всех.
Данное направление заказа - одна из причин появления и развития
личностно-ориентированного обучения и соответствующих теорий. И
речь здесь идет не только о системе тьюторства или
индивидуальных занятий. Нужны исследования, помогающие
выстраивать образование конкретным людям - находить способы
обеспечения их индивидуальной образовательной траектории,
технологии выбора и реализации профильного обучения, формы
представления портфолио и т.п.
2. Организации - это тип коллективного заказчика - школы,
вуза, предприятия. Например, существующие в стране авторские
школы нуждаются в научных исследованиях, поддержке, развитии.
Нужны, например, разные типы учебников для разных школ. Это
предмет особых научных изысканий. Педагогика не должна
ориентироваться только на обезличенную массовую школу,
одинаковую для всех.
3. Регионы. Под ними я понимаю территории различных
уровней - от района и города, до субъекта РФ и всей страны. Что
касается федерального заказа на научные исследования, то он
находится, в основном, в руках чиновников. Именно они в
последние годы формулируют свой заказ в виде различных
концепций, широкомасштабных экспериментов, программ
модернизации. Ученым лишь остается вставать под периодически
поднимаемые "знамена", главным образом по причине финансирования
данного типа заказа.
4. Человечество. Международный заказ на исследования
существует. Это и болонский процесс, информатизация,
компетентностный подход, борьба с угрозой терроризма и т.п. В
этой области находятся культурологические начала образования,
экологические, биосферные, технологические и др.
5. Мир, Вселенная. То, что мы и наша планета существуем
не сами по себе, а находимся в определенном месте мира и имеем
назначение, определяющее сам смысл существования и образования
каждого из нас. Отсутствие широкопространственного и
дальневременного видения у многих людей, в том числе и ученых,
привело к тому, что данный тип заказа на образование человека
почти не учитывается при планировании исследований. Только
редкие ученые, самородки, типа К.Э.Циолковского (которого
называли гражданином Вселенной) или Н.Ф.Федорова (Философия
общего дела) несли в себе планетарный, космический взгляд на
педагогическую действительность. Такие исследования есть.
Педагогика русского космизма, вальдорфская педагогика,
педагогика Рериха - примеры результатов научных исследований и
доказательство их необходимости в данном контексте.
Если проанализировать и сопоставить перечисленные типы
заказчиков, можно обнаружить их непропорциональное влияние на
объем и характер происходящих исследований. В России сегодня
доминирует федеральный, во многом административный заказ на
исследования. Из-за этого нивелируется заказ организаций и
частных лиц. На человечество в лице других стран ориентация у
ученых есть, но в большей мере как "обмен опытом" или внедрение
у нас того, что есть "у них". Вселенский заказ, как я уже
сказал, почти отсутствует в зоне первоочередного поля зрения
педагогов.
Вероятно, что само соотношение заказчиков между собой, их роли и
приоритетности для планирования нуждаются в специальных
исследованиях. Очевидно, что недостаточно делить исследования на
фундаментальные и прикладные, их типология более многообразна. А
то получается как в школе: некоторые считают, что есть
"основные" предметы - математика, русский, английский, а есть "неосновные"
- физкультура, живопись, музыка. Между тем, еще древние говорили
о тройственности человека - тело, душа, дух, это означало, что
развитию тела (физкультуре) необходимо уделять не менее трети
всего времени и внимания.
К
вопросу о заказчиках относится и финансово-экономический
механизм исследований. Внутри педагогики этот вопрос нельзя
решить. Не подходит в явном виде и формула "Кто платит, тот и
музыку заказывает". Иногда надо сначала оплатить работу по
развитию слуха, а потом уже с развитым слухом заказывать
музыку...
Но главное - в контексте поставленного вопроса - это
необходимость разработки системы взаимодействия с заказчиками
при планировании научных исследований. Технология организации
такого взаимодействия, инструментарий, который применяется для
оценки эффективности и важности заказа - эти вопросы предстоит
решать перед тем, как заказчики будут включены в систему
планирования педагогических исследований.
© А.В.Хуторской
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
форуме.
|