Метамодель подготовки учителя физики в корпоративной системе «университет-школа»
Ануфрик С.С., Картазаева С.А., Хуторская Л.Н. Метамодель подготовки
учителя физики в корпоративной системе «университет-школа» // Съезд российских
физиков-преподавателей «Физическое образование в XXI веке». Тезисы докладов. –
М.: Физический факультет МГУ, 2000. - С. 299.
Современная подготовка профессионально-педагогических кадров в университетах
имеет явную тенденцию регионализации, что сопровождается созданием различных
образовательных корпораций (вузов и школ, лицеев, гимназий, колледжей). При этом
возникает необходимость четкого определения принципов, этапов и технологий
подготовки будущего учителя на основе корпоративной интеграции вузов и средних
учебных заведений, т.е. создания метамодели.
Метамодель - это фактически некий инструментарий для построения более общей
современной модели подготовки будущего учителя. Метамодель благодаря более
высокому уровню абстрагирования позволяет правильно определить содержание и
области применения различных частных моделей. В докладе раскрывается многолетний
опыт реализации и развития частных моделей подготовки будущих учителей физики в
рамках корпоративной системы «университет-школа», проводимой на кафедре лазерной
физики и спектроскопии, являющейся выпускающей по специальности Н02.01.05
«Физик. Преподаватель физики и информатики» в ГрГУ (Гродно, РБ).
В основу разработки метамодели положен системно-деятельностный подход,
определяющий совокупность личностных, содержательных и процессуальных компонент
теоретического и практического аспектов подготовки учителя физики. В качестве
основной концепции построения метамодели на данном этапе выступает обращение к
запросам и интересам личности всех участников корпоративного объединения
(преподавателя ВУЗа, учителя, студента, ученика). В этом состоит отличие от
традиционного личностно-ориентированного подхода, когда в центре внимания стоит
лишь один субъект - студент, будущий учитель. Ориентация же на запросы, интересы
и требования к личности каждого субъекта корпоративной структуры, участвующего в
учебно-воспитательном процессе означает создание среды образования с новыми
качествами. В результате функционирования метамодели подготовка будущих учителей
физики существенно изменяется. Взаимодействие всех участвующих в
учебно-воспитательном процессе субъектов сводится к тому, что студент,
преподаватель ВУЗа и учитель приобретают профессионально-педагогические знания и
умения на качественно новом уровне. Например, студент ориентируется уже на все
аспекты учебно-профессиональной деятельности. Корме того, он в корне изменяет
свою позицию к приобретению профессиональных знаний и умений, осознавая их как
средство решения профессиональных задач.
Нами выделены основные функции метамодели, отражающиеся на каждом субъекте:
познавательная, практическая, преобразующая и прогностическая. Составлена
программа и план реализации метамодели на базе физико-технической школы-лицея
№19 г.Гродно, где функционирует филиал выпускающей кафедры ГрГУ. В докладе на
конкретных примерах показаны варианты и этапы развития метамодели. В частности
анализ результатов внедрения и обобщения метамодели показан на примерах создания
специализаций: «учебный физический эксперимент», «организатор технического
творчества», «новые материалы и технологии», «методика преподавания физики и
информатики».
Подробнее о
Л.Н.Хуторской >>
Полный список трудов Л.Н.Хуторской >>
|