:ДИСКУССИИ

Интервью со мной

 

Дистанционное школьное образование. Ответы на вопросы газеты "Известия"


> -------- Исходное сообщение --------
> Тема: Вопросы от "Известий"
> Дата: Wed, 15 Sep 2010 17:46:32 +0400

> Газета «Известия» готовит сейчас полосы, посвященные дистанционному образованию. Можно ли попросить вас прокомментировать несколько вопросов?
>
> Вопросы следующие:
>
> Как вы могли бы охарактеризовать состояние дистанционного образования в России сегодня? Достаточно ли оно востребовано, каковы главные проблемы в развитии?



Дистанционное образование (ДО) в России сегодня стабилизировалось. Лет 15 тому назад его считали экзотикой, рассуждения о "виртуальности" придавали дистанционному образованию налёт романтизма. Сейчас это довольно прагматическая сфера образования, чаще всего строящаяся на принципах самоокупаемости. Дистанционные формы образования применяют те организации, которые хотят увеличить объём своего учащегося контингента, например, вузы. ДО проникает в сферу школьного образования, систему повышения квалификации. Наиболее успешно дистанционное образование нашло себя в системе дополнительного образования.

Основная проблема в развитии ДО - низкий уровень квалификации в области интернет-технологий управленцев всех уровней, непонимание ими возможностей ДО, нежелание менять устаревший менталитет.

Другая проблема - выделяемые на ДО средства не доходят до реальных нужд и потребностей людей, огромные по масштабам страны деньги уходят в никуда.


> Кто является основной целевой аудиторией (аудиториями) дистанционного школьного образования? Можно ли выделить группы детей, которым оно особенно нужно (приходят на ум инвалиды, но, наверное, это не все)?



Основных целевых аудиторий дистанционного школьного образования три:

1) школьники, которым не хватает очных форм занятий, которые хотят проявить себя на уровне страны, или даже мира, а не только своего класса или школы. Для них проводятся дистанционные конкурсы, проекты, олимпиады. Например, наш Центр дистанционного образования "Эйдос" (http://eidos.ru) в год проводит около ста дистанционных эвристических олимпиад. За 12 лет в них приняло более 250 тыс. учащихся с 1 по 11 классы. В этих олимпиадах имеется также категория "взрослые", в которой участвуют студенты, педагоги;

2) учителя, которые хотят освоить современные методики обучения, причём, не только дистанционные. но и очные методики. ДО является эффективной формой повышения квалификации педагогов. Например, в нашем Центре популярностью пользуются дистанционные курсы для педагогов, на которых они осваивают основы компетентностного подхода, развития одарённости средствами учебных предметов, использования информационно-коммуникативных технологий на уроках;

3) методисты, завучи, администраторы, которые с помощью ДО выводят свою школу на всероссийский уровень, ведут исследования, участвуют в проектах.

Традиционно считается, что ДО эффективно для лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), для отбывающих наказание в исправительных заведениях. Действительно, ДО для них является существенным подспорьем, но в процентном отношении эти целевые аудитории невелики по сравнению с перечисленными выше.


> Как сдавать ЕГЭ дистанционно?


ЕГЭ будут сдавать дистанционно в случае, когда его организаторам потребуется обосновать новые расходы на его проведение, например, на создание армии приставов, которые будут приставляться к каждому экзаменующемуся во время его нажатия на клавиши клавиатуры.

ЕГЭ в существующей сегодня форме - непродуманная в научном и педагогическом плане инновация, наносящая вред ученикам, педагогам, всему отечественному образованию. ЕГЭ должна стать системой мониторинга, добровольной для участия.


> Как вузы относятся к абитуриентам, закончившим дистанционную школу?


Многие вузы учитывают портфолио абитуриентов. И если в портфеле достижений поступающего имеются дипломы Всероссийских олимпиад, конкусов, свидетельства, подтверждающие его участие в дистанционных проектах по профилю вуза, в этих случаях отношение приёмных комиссий обычно весьма положительное.



> По каким принципам строится дистанционное преподавание? Возможен ли реальный контроль успеваемости ученика на расстоянии?


Дистанционное обучение как и любое другое обучение у разных педагогов не одно и то же. Всё определяется именно принципами, заложенными в основе учебного процесса. Часто под дистанционным обучением понимается просто пересылка материалов и получение педагогом выполненных учащимися работ. Наш Центр дистанционного образования "Эйдос" строит свою деятельность на принципах продуктивности, коммуникативности, человекосообразности. Это означает, что любой наш учащийся опирается на свой образовательный потенциал, действует творчески, создаёт образовательный продукт и проявляет свои способности. На эти задачи ориентирует специально разработанные нами подходы и технологии.


> Какие технологии вы используете для дистанционного образования? Из каких элементов состоит процесс такого образования?


Центр дистанционного образования "Эйдос" разработал множество форм и технологий дистанционного обучения. Все они базируются на исследованиях нашей Научной школы человекосообразного образования. В первую очередь я бы назвал технологию Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад, которые мы проводим с 1997 года. Это очень необычная технология, которая сильно отличается от традиционных олимпиад. Она ориентирована на развитие креативных способностей: ни одно из заданий не имеет готовых ответов, их невозможно найти в Интернете, угадать и т. д. Ученик с удовольствием сам выполняет яркие и зажигательные задания. Олимпиады проводятся по всем предметам. Также есть общечеловеческие олимпиады «Любовь», «Знание», «Семья», «Свобода». Эвристические олимпиады позволяют детям делать свои открытия по учебному предмету, а педагоги применяют эвристические задания на уроках. В результате растёт мотивация детей к обучению. На нашем сайте размещены тысячи восторженных отзывов участников таких олимпиад.

Ещё одна технология касается системы дистанционного повышения квалификации педагогов. С 1999 года мы проводим конкурс «Дистанционный учитель года». Учитель на конкурсе выступает в двух ролях – как педагог, ведущий занятие для распределенной группы детей. А со своими очными учениками он участвует в занятиях, которые ведут такие же удаленные педагоги. Этот конкурс - школа мастерства для педагогов. В этом году конкурс начнётся 21 октября. Для педагогов мы также проводим дистанционные конкурсы "Современный урок", "Школьный сайт", дистанционную педпрактику, а для инновационных школ - конкурс "Школа года".

Сегодня многие школы, ученики, педагоги имеют компьютеры и доступ в Интернет. Однако не все знают, что с их помощью можно добиться высоких образовательных результатов, повысить квалификацию, придать своей школе импульс для развития. Наш опыт показывает, что дистанционные оргдеятельностные курсы для учителей продуктивнее занятий в традиционных ИПК. Защита учеником творческой работы на веб-форуме проходит ярче и эффективнее, чем на очных конференциях. Участие в дистанционных эвристических олимпиадах и конкурсах, где собираются сотни учеников и педагогов из разных городов, оставляет незабываемые впечатления. При этом не нужно никуда выезжать! А официальное Свидетельство участника или диплом призёра мы высылаем по почте.


> Каким вы видите будущее дистанционного школьного образования в России и от чего зависит его развитие в нашей стране?


Дистанционное школьное образование в России будет развиваться. Это обусловлено потребностью общества в более эффективной организации жизни с помощью телекоммуникаций, а также развитием самих телекоммуникаций. Но главной основой и опорой всегда будет учитель, а также его педагогическое мировоззрение, которое невозможно заменить ни одной компьютерной программой. Важно, чтобы в основе этого мировоззрения был именно человек, а не информационные технологии.


Вопросы задавал Константин Волков, обозреватель «Известий»


--

С уважением,
Андрей Викторович Хуторской, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО,
директор Центра дистанционного образования "Эйдос"

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.


 


© А.В.Хуторской, 1997—2011

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо

A.В.Хуторской. Интервью со мной. Дистанционное школьное образование. Ответы на вопросы газеты "Известия"

:ДИСКУССИИ

Интервью со мной

 

Дистанционное школьное образование. Ответы на вопросы газеты "Известия"


> -------- Исходное сообщение --------
> Тема: Вопросы от "Известий"
> Дата: Wed, 15 Sep 2010 17:46:32 +0400

> Газета «Известия» готовит сейчас полосы, посвященные дистанционному образованию. Можно ли попросить вас прокомментировать несколько вопросов?
>
> Вопросы следующие:
>
> Как вы могли бы охарактеризовать состояние дистанционного образования в России сегодня? Достаточно ли оно востребовано, каковы главные проблемы в развитии?



Дистанционное образование (ДО) в России сегодня стабилизировалось. Лет 15 тому назад его считали экзотикой, рассуждения о "виртуальности" придавали дистанционному образованию налёт романтизма. Сейчас это довольно прагматическая сфера образования, чаще всего строящаяся на принципах самоокупаемости. Дистанционные формы образования применяют те организации, которые хотят увеличить объём своего учащегося контингента, например, вузы. ДО проникает в сферу школьного образования, систему повышения квалификации. Наиболее успешно дистанционное образование нашло себя в системе дополнительного образования.

Основная проблема в развитии ДО - низкий уровень квалификации в области интернет-технологий управленцев всех уровней, непонимание ими возможностей ДО, нежелание менять устаревший менталитет.

Другая проблема - выделяемые на ДО средства не доходят до реальных нужд и потребностей людей, огромные по масштабам страны деньги уходят в никуда.


> Кто является основной целевой аудиторией (аудиториями) дистанционного школьного образования? Можно ли выделить группы детей, которым оно особенно нужно (приходят на ум инвалиды, но, наверное, это не все)?



Основных целевых аудиторий дистанционного школьного образования три:

1) школьники, которым не хватает очных форм занятий, которые хотят проявить себя на уровне страны, или даже мира, а не только своего класса или школы. Для них проводятся дистанционные конкурсы, проекты, олимпиады. Например, наш Центр дистанционного образования "Эйдос" (http://eidos.ru) в год проводит около ста дистанционных эвристических олимпиад. За 12 лет в них приняло более 250 тыс. учащихся с 1 по 11 классы. В этих олимпиадах имеется также категория "взрослые", в которой участвуют студенты, педагоги;

2) учителя, которые хотят освоить современные методики обучения, причём, не только дистанционные. но и очные методики. ДО является эффективной формой повышения квалификации педагогов. Например, в нашем Центре популярностью пользуются дистанционные курсы для педагогов, на которых они осваивают основы компетентностного подхода, развития одарённости средствами учебных предметов, использования информационно-коммуникативных технологий на уроках;

3) методисты, завучи, администраторы, которые с помощью ДО выводят свою школу на всероссийский уровень, ведут исследования, участвуют в проектах.

Традиционно считается, что ДО эффективно для лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), для отбывающих наказание в исправительных заведениях. Действительно, ДО для них является существенным подспорьем, но в процентном отношении эти целевые аудитории невелики по сравнению с перечисленными выше.


> Как сдавать ЕГЭ дистанционно?


ЕГЭ будут сдавать дистанционно в случае, когда его организаторам потребуется обосновать новые расходы на его проведение, например, на создание армии приставов, которые будут приставляться к каждому экзаменующемуся во время его нажатия на клавиши клавиатуры.

ЕГЭ в существующей сегодня форме - непродуманная в научном и педагогическом плане инновация, наносящая вред ученикам, педагогам, всему отечественному образованию. ЕГЭ должна стать системой мониторинга, добровольной для участия.


> Как вузы относятся к абитуриентам, закончившим дистанционную школу?


Многие вузы учитывают портфолио абитуриентов. И если в портфеле достижений поступающего имеются дипломы Всероссийских олимпиад, конкусов, свидетельства, подтверждающие его участие в дистанционных проектах по профилю вуза, в этих случаях отношение приёмных комиссий обычно весьма положительное.



> По каким принципам строится дистанционное преподавание? Возможен ли реальный контроль успеваемости ученика на расстоянии?


Дистанционное обучение как и любое другое обучение у разных педагогов не одно и то же. Всё определяется именно принципами, заложенными в основе учебного процесса. Часто под дистанционным обучением понимается просто пересылка материалов и получение педагогом выполненных учащимися работ. Наш Центр дистанционного образования "Эйдос" строит свою деятельность на принципах продуктивности, коммуникативности, человекосообразности. Это означает, что любой наш учащийся опирается на свой образовательный потенциал, действует творчески, создаёт образовательный продукт и проявляет свои способности. На эти задачи ориентирует специально разработанные нами подходы и технологии.


> Какие технологии вы используете для дистанционного образования? Из каких элементов состоит процесс такого образования?


Центр дистанционного образования "Эйдос" разработал множество форм и технологий дистанционного обучения. Все они базируются на исследованиях нашей Научной школы человекосообразного образования. В первую очередь я бы назвал технологию Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад, которые мы проводим с 1997 года. Это очень необычная технология, которая сильно отличается от традиционных олимпиад. Она ориентирована на развитие креативных способностей: ни одно из заданий не имеет готовых ответов, их невозможно найти в Интернете, угадать и т. д. Ученик с удовольствием сам выполняет яркие и зажигательные задания. Олимпиады проводятся по всем предметам. Также есть общечеловеческие олимпиады «Любовь», «Знание», «Семья», «Свобода». Эвристические олимпиады позволяют детям делать свои открытия по учебному предмету, а педагоги применяют эвристические задания на уроках. В результате растёт мотивация детей к обучению. На нашем сайте размещены тысячи восторженных отзывов участников таких олимпиад.

Ещё одна технология касается системы дистанционного повышения квалификации педагогов. С 1999 года мы проводим конкурс «Дистанционный учитель года». Учитель на конкурсе выступает в двух ролях – как педагог, ведущий занятие для распределенной группы детей. А со своими очными учениками он участвует в занятиях, которые ведут такие же удаленные педагоги. Этот конкурс - школа мастерства для педагогов. В этом году конкурс начнётся 21 октября. Для педагогов мы также проводим дистанционные конкурсы "Современный урок", "Школьный сайт", дистанционную педпрактику, а для инновационных школ - конкурс "Школа года".

Сегодня многие школы, ученики, педагоги имеют компьютеры и доступ в Интернет. Однако не все знают, что с их помощью можно добиться высоких образовательных результатов, повысить квалификацию, придать своей школе импульс для развития. Наш опыт показывает, что дистанционные оргдеятельностные курсы для учителей продуктивнее занятий в традиционных ИПК. Защита учеником творческой работы на веб-форуме проходит ярче и эффективнее, чем на очных конференциях. Участие в дистанционных эвристических олимпиадах и конкурсах, где собираются сотни учеников и педагогов из разных городов, оставляет незабываемые впечатления. При этом не нужно никуда выезжать! А официальное Свидетельство участника или диплом призёра мы высылаем по почте.


> Каким вы видите будущее дистанционного школьного образования в России и от чего зависит его развитие в нашей стране?


Дистанционное школьное образование в России будет развиваться. Это обусловлено потребностью общества в более эффективной организации жизни с помощью телекоммуникаций, а также развитием самих телекоммуникаций. Но главной основой и опорой всегда будет учитель, а также его педагогическое мировоззрение, которое невозможно заменить ни одной компьютерной программой. Важно, чтобы в основе этого мировоззрения был именно человек, а не информационные технологии.


Вопросы задавал Константин Волков, обозреватель «Известий»


--

С уважением,
Андрей Викторович Хуторской, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО,
директор Центра дистанционного образования "Эйдос"

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.


 


© А.В.Хуторской, 1997—2016

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо