: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Жду, когда диссертация сама себя напишет и защитит
 
 

 
 

10.03.2023 г.

Жду, когда диссертация сама себя напишет и защитит. Вышла в свет новая книга «Стать кандидатом наук. Как сделать и защитить диссертацию».


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

 

 

Для тех, кто не ждёт.

 

 

Вышла в свет новая книга нашей научной школы "Стать кандидатом наук. Как сделать и защитить диссертацию"

 

 

 

 

 

 

Рекомендовано к изданию Учёным советом Института образования человека, протокол № 230302-6 от 02.03.2023 г.

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Стать кандидатом наук. Как сделать и защитить диссертацию : науч.-методич. пособие ; под ред. А. В. Хуторского. — М. : Издательство Института образования человека, 2023. — 225 с. (Серия «Научная школа»).

ISBN 978-5-904329-78-5
УДК 378.245
ББК 74.0
С78

АННОТАЦИЯ

Как сделать диссертацию, которой будешь гордиться спустя годы? Как провести качественное исследование, полезное людям, всему человечеству? Кто поможет стать профессионалом в своей области?
Практические рекомендации дают учёные-практики, доктора и кандидаты наук – представители Научной школы А.В. Хуторского. На основе своего опыта они делятся секретами работы над диссертацией.
Данное пособие отличается от аналогичных. Книга содержит живые, полезные, подчас неординарные позиции и примеры из реальной научной практики работы над диссертациями: обоснование темы, построение методологического аппарата, проведение эксперимента, написание глав, подготовка к защите.
Соискателям учёной степени, аспирантам, докторантам, педагогам-исследователям, методистам, администраторам образования. А также – научным руководителям!

Авторы книги:

Хуторской А.В., д.п.н., чл.-корр. РАО; Андрианова Г.А., к.п.н.; Вдовина И.А., к.г.н.; Воровщиков С.Г., д.п.н.; Казданян С.Ш., к.психол. н.; Король А.Д., д.п.н.; Красноперова Т.В., к.п.н.; Моро А.А., магистр; Свитова Т.В., к.п.н.; Скрипкина Ю.В., к.п.н.; Федорова М.А., к.филол.н.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

I. КАК СДЕЛАТЬ ДИССЕРТАЦИЮ? СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ

1.1. Действуйте, создавайте, обсуждайте! (Хуторской А.В., д.п.н.)

1.2. Найдите свою проблему (Скрипкина Ю.В., к.п.н.)

1.3. Поступите на курсы соискателей (Андрианова Г.А., к.п.н.)

1.4. Темой исследования стала эвристика (Свитова Т.В., к.п.н.)

1.5. Сквозь призму человека (Фёдорова М.А., к.филол.н.)

1.6. Ищите единомышленников (Вдовина И.А., к.геогр.н.)

1.7. Обобщите свой опыт (Краснопёрова Т.В., к.п.н.)


II. ОСНОВЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Ценности и цели исследования

Зачем мне нужна диссертация
Основа диссертации – её смысл
Предмет и метапредмет диссертации
Влияние ценностей на проблему исследования
Человекосообразность исследования
Сиюминутные и вечные ценности
Ценности соискателя
Ценности научного руководителя
Ценности и смыслы в методологическом аппарате
Как определить начальные смыслы диссертации
Влияние диссертации на её автора

2.2. Кто является заказчиком исследования

Сам заказчик – сам и исполнитель?
Принцип продуктивности
Диссертация – форма создания востребованного продукта
Определяем заказчиков исследования
Как заказчики влияют на методологию исследования
Как найти заказчиков научных исследований
Как помочь заказчикам исследования сделать заказ

2.3. Разработка концепции исследования

Источники актуальности предстоящего исследования
Как определить реальность актуальности?
Первоначальное видение исследования
Стратегия исследования
Национальная цель – самореализация человека
Какие проблемы актуальны для исследований?
Определяем научную специальность
Принципы и методы исследования
Исследуем проблему самореализации
Монетизация результатов исследования
Прогностичность исследований

2.4. Технология исследования

Критерии диссертации на соискание ученой степени
Примеры научных задач
Примеры научного продукта – результата исследования
Примеры научных решений
Как спланировать исследование
Как строить методологический аппарат
Трудности работы над диссертацией
Преодолеваем проблему отчуждения

2.5. Функциональная грамотность соискателя

Архаизм кандидатских экзаменов
Модель функциональной грамотности
Диагностика грамотности соискателя
Задания на оценку функциональной грамотности

III. ТЕМА ДИССЕРТАЦИИ

3.1. Направление и тема исследования

Диссертабельность темы
Как определить область исследований
Рефлексия практики как основание темы диссертации
Ёмкость решаемой проблемы

3.2. Формулировка темы диссертации

Три части формулировки темы диссертации
Соответствие темы диссертации специальности
Соответствие предмета и объекта в теме диссертации
Несколько предметов в формулировке темы диссертации
Адресаты исследования в теме диссертации
Ключевые понятия в теме диссертации
Ошибки в названии темы диссертации

3.3. Обсуждение обоснования темы диссертации

Что такое обоснование темы
Вопросы соискателю по обоснованию темы
Ответы соискателя при обосновании темы
Отличие исследовательской позиции от педагогической
Синонимы ключевому термину. Диалектичность темы

IV. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДИССЕРТАЦИИ

4.1. Состав методологического аппарата

4.2. Актуальность исследования

4.3. Проблема исследования

4.4. Объект и предмет исследования

4.5. Цель и задачи исследования

4.6. Гипотеза исследования

4.7. Методологические и теоретические основы

4.8. Методы исследований

4.9. Этапы исследовательской работы

4.10. Научная новизна

4.11. Теоретическая и практическая значимость

4.12. Выносимые на защиту результаты


V. СОЗДАЁМ ТЕКСТ ДИССЕРТАЦИИ

5.1. Подготовка первой главы

Эзоповская ворона и рабский скот
Изучение керосиновых ламп не приведет к открытию электрической лампочки
Четыре подхода к написанию первой главы
Задачи первой главы
Название и структура первой главы
Технология работы над первой главой
Констатирующий эксперимент

5.2. Подготовка второй главы

Задача второй главы
Создание концепции
Структура главы
Этапы работы над главой
Теоретическая значимость результатов

5.3. Теоретическая модель для защиты

Оргдеятельностный подход к разработке модели
Виды теоретических моделей
Формы представления теоретической модели
Рефлексия результатов разработки

5.4. Техника написания текста диссертации

Как организовать библиографию и ссылки
Структурирование и логика текста
Техническая работа с текстом

5.5. Дистанционные методы исследований

Исследование сетевой деятельности
Виды продукции субъектов телекоммуникаций
Формы дистанционных занятий
Преимущества дистанционных методов перед очными
Темы педагогических исследований

VI. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

6.1. Планирование педагогического эксперимента

Зачем нужен педагогический эксперимент
Заказчики педагогического эксперимента
Какие проблемы требуют экспериментальной проверки?
Какой вид педагогического эксперимента выбрать?
Тема и сроки педагогического эксперимента
Как найти участников педагогического эксперимента?
Как сформулировать цели педагогического эксперимента?
Планы педагогического эксперимента

6.2. Организация педагогического эксперимента

Что проверять в эксперименте?
Что необходимо для организации эксперимента?
Нужны ли экспериментальные и контрольные классы?
Эксперимент в дистанционной форме
Человекосообразный подход
Разные цели эксперимента и образовательного процесса
Первичность реальности в эвристическом подходе
Исследователь, эксперт, консультант
Математический аппарат педагогического эксперимента
Результаты эксперимента

VII. АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

7.1. Роль автореферата в исследовании

Автореферат – ваша визитная карточка
Нужно ли начинать с автореферата?
Вопросы при подготовке автореферата
Как автореферат влияет на диссертацию?

7.2. Как подготовить автореферат

Начало работы над авторефератом
Как работать над авторефератом по ходу исследования?
Обсуждение научной новизны (пример)
Как сделать автореферат самостоятельным произведением?

7.3. Типичные ошибки автореферата


VIII. ГОТОВИМСЯ К ЗАЩИТЕ ДИССЕРТАЦИИ

8.1. Предварительные обсуждения исследования

На защиту выходит уже кандидат наук
Регистрация соискателя в заседании Ученого совета
Как проходят дистанционные заседания Ученого совета?
Кто является участниками заседаний Ученого совета?
Организация заседания Ученого совета
Результаты заседаний
Научные услуги Института образования человека

8.2. Как подготовиться к защите диссертации

Задача соискателя на предзащите
Что будет на предзащите, как к этому подготовиться?
Если рецензент (оппонент) против
Требования к формулировке темы
Можно ли менять название темы диссертации?
Как сформулировать цели и задачи диссертации?

8.3. Какие вопросы задают соискателям

Составляем списки заданных вопросов
Как научиться отвечать на вопросы?
Примеры заданных вопросов

8.4. Заключение по результатам предзащиты

Типы результатов, изложенных в диссертации
Личное участие соискателя в получении результатов
Чем определяется достоверность результатов?
Как установить новизну и практическую значимость?
Как определить ценность научной работы?
Заключение

Литература
Приложения
Авторы книги

==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Жду, когда диссертация сама себя напишет и защитит
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 10.03.2023 г. – https://khutorskoy.ru/be/

 

 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моих аккаунтах:

ВКонтакте, Телеграм, Одноклассники

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2023