: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Кто является заказчиком образования человека?
 
 

 
 

22.10.2021 г.

Кто является заказчиком образования человека?


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

Почему при наличии значительной критики в адрес нынешней школы, образовательная госсистема не меняется?
Ответ в разнице между целями разных уровней и разных субъектов. Эффект педагогической системы определяется степенью соответствия результатов поставленным целям. Какие и у кого из субъектов образования есть цели? Для ответа нужно определить в первую очередь заказчиков образования. По концепции нашей научной школы их 7 групп: сам человек, его семья, род, народ (этнос), общество и государство, человечество, Вселенная.


Так вот, из всех типов заказчиков в школе доминируют цели лишь одного типа - чиновников, представляющих государство. Голос остальных практически не представлен ни в программах, ни в стандартах, я уже не говорю про контроль результатов.


Из-за нечеловекосообразных ориентиров госсистемы заметно прибавилось "выпускников" нынешней школы. Теперь из школы уходят не только после 11 класса, но и половина 9-классников, младших массово забирают на СО. И ничего, система-то работает, значит выполняет цели тех, кто ею управляет.

 

Что делать? Всего две вещи:

 

1. Понять и признать наличие нескольких групп основных заказчиков образования человека.

 

2. Добиться, чтобы все группы заказчиков, а не только чиновники, определяли цели и стандарты образования, а также имели возможность проверить их достижение.

 

 

 

Кто является заказчиком образования человека?

Во-первых, образование необходимо самому человеку. У каждого человека есть особое предназначение, своя миссия. Если вы родитель, и думаете, что ребёнок - ваша собственность, вы ошибаетесь. Поскольку именно он выбрал вас своим родителем. Поэтому, ваша задача - осознать его сущность и предназначение, а не навязать их ему.

Из всех групп заказчиков на образование, сам ученик является основным заказчиком своего образования. Так ли это в реальности? Нет! Ученик сегодня РАБ всех остальных заказчиков, особенно чиновников, которые заставляют ребёнка через свою систему совсем не тому, что ему нужно.

Вторым заказчиком образования ребёнка, имеющим полное право на свою часть ожиданий, являются его родители ученика, его семья. А также, его род. Ведь зачем-то род и предки существует у каждого из нас. Есть у рода ожидания от образования его представителя. В каждом человеке воплощается образование рода, которому он принадлежит. Точнее – многих родов, предшествующих его родителям. Замечу, что родовое образование фактически не учитывается официальными институтами, в чьём ведении находится проектирование стандартов образования. Поэтому сегодня воплощение родового образования находится в руках самих семей и их родов.

Третий заказчик образования человека – этнос – народная, национальная составляющая человека. Понятие «этнос» близко понятию «народ». Иногда им обозначают несколько народов, например, русские, украинцы, белорусы, болгары и др. – славянская этническая общность. Понятия «этнос», «народ», «нация» связаны между собой, а подчас считаются синонимами. Нация может включать в себя разные этносы, которые сблизились друг с другом в процессе становления обще-го хозяйственного уклада, национального рынка, государства с единым центром и языком.

Четвёртым субъектом прав на заказ образования ребёнка выступает социум, в котором ученик непосредственно живёт. Регион, как заказчик образования, представляет собой конгломерат, объединённый общими территориальными признаками – город, район, область, край. В регионе могут проживать разные этносы, действовать различные религии, работать промышленные, сельские и иные производства. Основные признаки региона - экономико-географические. Религиозные конфессии также выступают в качестве «заказчиков» образования людей, контактируя с ними с помощью имеющихся у них средств.


Пятый заказчик образования – страна, государство. Заказ данной группы заказчиков отражен в государственных образовательных стандартах. В России этот компонент доминирует в системе образования по сравнению с компонентами остальных заказчиков образования человека. В начале 2000-х гг. заказ страны назывался федеральным компонентом, кроме которого были также национально-региональный, школьный и даже личностный (в том числе, благодаря моим усилиям) компоненты. Затем все компоненты исчезли, федеральные стандарты остались единственным официальным компонентом. Кстати остался рудимент того времени - аббревиатура ФГОС. Я иногда спрашиваю на наших курсах: почему две буквы используются Ф и Г, ведь наше государство и так федерация, почему бы не оставить просто ГОС? Так вот, раньше кроме федерального компонента госстандартов были и другие, их убрали те, кто не захотел делить свой заказ с другими.

Шестой заказчик образования – мир, человечество. Любая страна не единственная в мире. Человечество – общий организм всех человеков. Это род людской, который имеет свои цели во времени и в пространстве. Цели, а также миссия человечества, имеют полное право быть отражены в стандартах образования каждого человека. В образовательных стандартах человека необходим общечеловеческий компонент.


Седьмой заказчик образования человека – Вселенная. Тот факт, что Вселенная имеет свои «виды» на образование человека, примут во внимание далеко не все. Между тем, именно во Вселенной живёт каждый человек, который движется в ней вместе с нашей планетой – Землёй. Для понимания себя частицей Вселенной необходимо соответствующее образование человека.


Таким образом, к основным группам заказчиков образования относятся: сам человек – ученик, его семья и род, народ, социум, государство, мир, человечество, Вселенная.


А как же быть с педагогами, школой, вузом? - Они не являются заказчиками образования человека! Они участвуют в проектировании и реализации образования с учётом и согласованием всех заказов. Отсюда следует, что в стандарты и программы необходимо закладывать целеполагание всех групп заказчиков образования и систему его реализации.

 

==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Кто является заказчиком образования человека?
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 22.10.2021 г. – http://khutorskoy.ru/be/

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, Инстаграм, ОдноклассникиРу, ЖЖ, Твиттер, Ютуб.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2021