: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Педагогика иезуитов
 
 

 
 

09.09.2021 г.

Дискуссия  


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

Продолжаю делать учебник по истории педагогики. Почти явный вывод - основным источником практически всех педагогических систем выступает та или иная религия, философия, идеология. Исключение - в первобытной педагогике, чьи истоки - в необходимости выживания, продолжения рода, т.е. это самая природосообразная педагогика, к которой человечество время от времени приходит через принцип природосообразности. Все остальные педагогики - проистекают из заданной аксиоматики и целей.


Больше всего меня заботит педагогические ориентиры отечественного образования. И в этих ориентирах есть два основных противоположных полюса, которые борются уже 1000 лет: древнеславянская педагогика и православно-христианская. Борьба проходит почти через каждого, порождая феномен двоеверие.
Приведу пример диспута священников с родноверами, который состоялся в Калуге: https://youtu.be/NOj9JuTMM4A


Данная ситуация намного сложнее и ответственнее для любого учителя, педагога, чем все эти мелкочиновничьи егешки и вэпеэры. А как вы считаете?


Педагогика иезуитов

Ну, всем хороша педагогика иезуитов: культ успеха среди учеников, тотальная соревновательность (между парами, группами, классами), не более 5 часов занятий в день, хорошее питание и регулярный отдых, театральная форма экзаменов, сверхрегламентация чиновников и учителей.

Эффект системы подтвердили знаменитые выпускники иезуитских школ - Декарт, Мольер, Вольтер, Артур Конан Дойл, Альфред Хичкок, папа Римский Франциск ...

Из россиян в иезуитском пансионе учились: Голицыны, Толстые, Пушкины, Кутузовы, Одоевские, Глинки.

Екатерина 2 предоставила убежище иезуитам, когда их запретили во всех странах. Ссылалась, кстати, как раз на их педагогическую систему. Но сегодня слово «иезуит» в русском языке имеет негативный оттенок: так называют человека не просто хитроумного, но и коварного.

Почему же иезуитская педагогика не зашла в России?

Мне представляются две причины.

1 Иезуиты - католическая ветвь, а в России преимущество имеет своё православное христианство.

2. Тотальная слежка учеников друг за другом у иезуитов, система доносительства, надзор за каждым - не поощряется в русских традициях.

 

Обсуждение в Фейсбуке


Lyudmila Voronina
моя версия: европейская культура испокон веков - это культура индивидуалистов, а русская - коллективистов. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Екатерина так и не стала коллективистом, а нас даже глобализация оставила в традиционных в этом смысле рамках.

Marina Buharkina
Система обучения - часть культуры. Не всякое иноземное в любую культуру вписывается. И да, согласна с Lyudmila Voronina, менталитет играет важную роль в принятии/непринятии иноземного. Имхо.

Анастасия Симонова
Как это не зашла? Многие иезуиты преподавали в русских школах. В Ришельевском лицее.

Хуторской Андрей Викторович
Да, в иезуитском пансионе учились: Голицыны, Толстые, Пушкины, Кутузовы, Одоевские, Глинки. Екатерина 2 предоставила убежище иезуитам, когда их запретили во всех странах. Ссылалась, кстати, как раз на их педагогическую систему. Но сегодня слово «иезуит» в русском языке имеет негативный оттенок: так называют человека не просто хитроумного, но и коварного. https://zavtra.ru/blogs/iezuiti_na_rusi_i_v_rossii

Дмитрий Павлов
Ну зашла - не зашла, вопрос спорный. Иезуитские школы заложили фундамент массового образования, и наложили отпечаток на последующие модели. Вплоть до сегодняшнего дня.

 

 

История дидактики

 

Почему эта книга - настольная для любого педагога?


Не только потому, что:


1. В ней собраны 38 выдающихся систем обучения, начиная от Античности.
2. Авторы этих систем — великие новаторы человечества.
3. Каждая система обучения — инновационна и сегодня.


Но, ещё и потому, что:


1. Вы сравните разные системы между собой, и с той, которую применяете сами.
2. Найдёте новые практические приёмы, формы и методы обучения.
3. Приобщитесь к многовековой истории обучения.


Выходные данные:


Хуторской А.В. История дидактики. Инновационные системы обучения от Античности до наших дней : учеб.-метод. пособие. — Москва : Флинта, 2021. — 536 с.

 

==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Педагогика иезуитов 
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 09.09.2021 г. – http://khutorskoy.ru/be/

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, Инстаграм, ОдноклассникиРу, ЖЖ, Твиттер, Ютуб.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2021