: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Исламская педагогика. За приобретение «бесполезных» знаний – наказание
 
 

 
 

25.08.2021 г.

Дискуссия 


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

А.В. Хуторской: Исламская педагогика. Нравится мне вот этот принцип: «За приобретение «бесполезных» знаний, то есть знаний, оторванных от практики, верующий может быть наказан». Может нам перенять такой принцип для светской системы образования? Сколько сразу времени высвободится ...

Вячеслав Гуньков: Это Вы пошутили, да? :) Ведь тогда из образования придется исключить квантовую физику, философию, общую педагогику, историю педагогики и т.д.

А.В. Хуторской: Мне думается, что вы не совсем представляете практическую пользу знаний перечисленных вами наук. «Нет ничего практичней хорошей теории». Речь идёт о том, что квантовая физика, в том виде какая она сейчас в школе, не является полезной для 95% учеников.

Инна Лескова: Андрей, любое знание меняет человека, а вместе с этим в какой-то степени меняет и практику его жизни. С этой точки зрения нет знаний оторванных от практики.

Критерий «оторванность знания от практики» своей неопределённостью удобен для манипуляции людьми. Мне так кажется, м.б. я ошибаюсь.

А.В. Хуторской: Инна, да, любое знание меняет человека и практику его жизни. Если это знание, добытое им, а не информация ему сообщённая.

Инна Лескова: Андрей, Вы правы. Но речь идёт о знаниях насколько я поняла

А.В. Хуторской: Инна, да, «знаний оторванных от практики» не бывает. Поскольку практика и есть источник знаний. Что касается манипуляций, то как раз они основываются не на собственных знаниях человека, а на предлагаемой/транслируемой ему информации.

Инна Лескова: Андрей, да, Вы абсолютно правы.

Вячеслав Гуньков: Андрей Викторович, если Вас не затруднит, можно попросить Вас привести пример знаний, за усвоения которых верующего могли бы наказать, как написано в первом посте? Я совсем запутался: вначале разговора говорилось о наказании за усвоение бесполезных знаний, а в конце постулируется, что бесполезных знаний не бывает... Какие знания в самом начале Вы предложили исключить из советской системы образования для высвобождения времени?

Ну, правда, не понимаю :)

А.В. Хуторской: Основная проблема в понимании понятия «знание», в его принципиальном отличии от понятия «информация». Обычно то, что называют знаниями, на самом деле является информацией. Так было и в советской системе образования, так происходит и сейчас. Люди говорят «дать знания», дать образование» - ничего этого на самом деле не передаётся, а может производиться только в деятельности самого человека.

И ещё, я написал «знаний оторванных от практики» не бывает. Я не утверждал, что бесполезных знаний не бывает.

Что касается примеров исламской педагогики, могу только порекомендовать свой учебник «История педагогики», который сейчас готовлю, план выхода в свет 2022. Замечу, что понятие «польза» предполагает её относительность.

Дмитрий Павлов: А судьи кто?

А.В. Хуторской: Первым и основным судьёй полезности знаний является сам познающий. Ему можно и нужно в этом помогать. Но не замещать его понимание пользы на своё. Как делают почти 95% учителей и родителей.

Дмитрий Павлов: Да. Но Вам не кажется, что познающий не всегда может оценить полезность знаний сразу?

А.В. Хуторской: Компетенция оценки полезности знаний не врождённая, её требуется развивать. Вот именно это как раз задача педагога, а не так называемая «передача знаний», которые ему представляются полезными.

Дмитрий Павлов: Так. Пробую разобраться. На примере. В школе я не хотел тратить время на разбор свойств прямоугольного треугольника. Был уверен, что мне это не нужно. И до 30 лет было не нужно. А в 30 пригодилось для расчета кол-ва краски для покраски крыши. У меня был хороший учитель. Да, она не смогла мне в 9 классе объяснить зачем. Но смогла научить так, чтобы в 30 лет я вспомнил и воспользовался. Получается, что учитель был не прав?

А.В. Хуторской: Учитель не достигла главной задачи (не было времени, желания, умения) - осознания действительных потребностей каждого ученика. И просто «вещала» и отрабатывала свою программу. Как большинство учителей. Эту задачу решила за неё жизнь ученика - 15 лет жизни.

PS. Кстати, «объяснить зачем» - не гарантируемый метод. Понимание полезности знаний достигается не объяснением учителя, а деятельностью ученика.

Дмитрий Павлов: Хорошо. Тогда такой вопрос. Вы считаете, что при соблюдении определенных методик возможно донести полезность любого школьного знания до ученика того или иного возраста?

А.В. Хуторской: Знания вообще невозможно «донести». Знания - продукт деятельности того, кто познаёт. И только. Всё остальное - не знания, а информация. Уже млн раз об этом писал.

Дмитрий Павлов: ОК. Это не меняет сути моего вопроса. Я пытаюсь понять вашу позицию. Необходимость любого знания в любом возрасте можно донести.

А.В. Хуторской: Если не знания, а их необходимость? Тогда да, такую необходимость можно обеспечить, но опять-таки не донести. У нас, например, есть технология образовательной ситуации, которая актуализирует познание и много другого.

Дмитрий Павлов: возвращаясь к примеру с прямоугольным треугольником. Можно обеспечить познавательный интерес ученика 9 класса? Так, чтобы он сам осознал, что ему все это надо?

А.В. Хуторской: Да. Но с этим учителю надо поработать. А не просто объявить, что изучаем параграф 42.

Аркадий Жохов: Но как - нужно ли - определить? Есть методы?

А.В. Хуторской: Да, методы есть. Например, в нашей Педагогике и Дидактике они изложены детально. Не только изложены, но и практически многие применены и выверены. Начиная с методов ценностно-смысловой сферы до когнитивных, креативных, коммуникативных и оргдеятельностных. https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/

Аркадий Жохов: И каков результат? Кто конкретно несёт Ваш флаг?

А.В. Хуторской: Результат - человек оспособленный, понимающий свою миссию и реализующий предназначение. Флаг несут те, кто принимает наш принцип - образование есть самореализация, в сопоставлении с культурой.

Аркадий Жохов: Как это понять: «в сопоставлении с культурой»? Разве культура не способствует самореализации? И ещё: что это за характеристика - «оспособленный»?

А.В. Хуторской: Самореализация бывает вне культуры. Например, так называемые «трудные ученики» реализуют себя внекультурно, поскольку им не дают возможности культурной самореализации.

Оспособленный - это владеющий способами определённых деятельностей. В нашей НШ есть набор групп способов для комплексной самореализации.

Аркадий Жохов: Пожалуйста, не надо «корявых» «новых» терминов - они засоряют культуру речи.

Ирина Обухович: Теория - это фундамент, без наличия которого практика вовсе может не состояться. А состоятельная практика совершенствует теорию, это классика. Кто может поручиться что сегодняшние знания обречены быть бесполезными?

Алла Мохначева: Нет. Бытие определяет сознание. Фундамент - это практика.

А.В. Хуторской: Алла Мохначева, я с вами согласен. Но что вы предлагаете делать с теми педагогами (их подавляющее большинство), которые идут к ученикам со своим «фундаментом» и не сомневаются, что без этого их «фундамента» ученики ничего не смогут?

Ирина Обухович: Да, практика становится фундаментом, но прежде сама отталкивается от фундамента (теории, знаний, предыдущего опыта). А что касается исламской педагогики, то там изначально таким фундаментом является хикмат - источник мудрости.

А.В. Хуторской: Никакого «фундамента» не требуется тем, кто хочет и познаёт реальность.

Эдуард Керимов: Кто-нибудь может привести примеры бесполезных знаний? Просто уже интересно. Мне кажется, не там надо искать «время».

А.В. Хуторской: Бесполезные знания те, польза которых для познающего неочевидна. Польза - штука субъективная. Пока сам человек не убедился в пользе, бесполезно ему читать лекции.

Людмила Сигитова: Там имеется в виду религиозная практика. Иные знания могут увести из веры, сделать человека свободным. Поэтому запрещают.

А.В. Хуторской: Мой вывод: религиозная теория и практика лежат в основе практически любой системы образования. Даже если её не называют религиозной. Просто принципы образовательных систем, как правило, догматичны, как и в религиях.

Людмила Сигитова: Да, принципы догматичны по определению, но ваш первый вывод недедуктивный.

Сергей Возчиков: Чем практически полезно знание о структуре метагаллактики?

А.В. Хуторской: Что для одного полезно, для другого может быть неполезно. Например, для меня полезны знания о структуре метагаллактики в контектсе моих интересов в области педагогики русского космизма. В частности, если брать принцип подобия микро и макрокосма, то знания о структуре космоса помогут понять структуру человека, ему подобного.

Если же ученик не видит / не понимает / не хочет считать для полезным знания о структуре метагаллактики, то не нужно его в этом убеждать. Тем более, что под знаниями, как правило, такие «педагоги» понимают известную им информацию, а это не есть знания. Знания, как уже давно известно, не информация и знания не передаются по определению.

Liliya Kuznetzova: Сергей Возчиков далеко не всегда знание должно иметь немедленное применение. Сидел Лобачевский в астрономической обсерватории во дворе Казанского университета и измерял свои треугольники в небе. И ни один человек не понимал: зачем. А в 20 столетии его расчеты пригодились.

А.В. Хуторской: Да, тем кому эти расчёты полезны, они востребованы. Но не всем же.

Алла Мохначева: Сергей Возчиков, некоторые люди и знание об интегралах считают бесполезными. Арифметикой обходятся.

Сергей Возчиков: Liliya Kuznetzova согласно «исламской педагогике» они просто не доживут до практического применения.

Liliya Kuznetzova: Что имеете в виду «знания не передаются по определению»? Если бы не передавались то не было бы прогресса цивилизации, и плясали бы мы вокруг костра в набедренных повязках.

А.В. Хуторской: Разберитесь с понятиями «знание» и «информация», после этого поговорим.

Андрей Шевченко: А.В. Хуторской, Пожалуйста, помогите разобраться … «знание» - это «информация», которая стала моей?

А.В. Хуторской: «Информация, которая стала моей» - не является вашим знанием.

Андрей Шевченко: Хуторской Андрей Викторович: Я выучил новое английское слово и теперь знаю его значение. Информация стала моей…

А.В. Хуторской: Э, нет. Здесь надо ещё разобраться, где знания, где информация и чьи они. Ответьте на вопросы:

Во-первых, что такое «выучил новое английское слово»? Это что за деятельность? Чья инициатива этой деятельности и какова её личная значимость?

Андрей Шевченко: Я услышал как на английском огурец - cucumber и мне понравилось сочетание звуков, я выучил это слово сам для себя. Это не мое знание?

А.В. Хуторской: Когда вы услышали слово cucumber - вы получили информацию, это не ваше знание.

Понравились сочетания звуков - это ваша реакция, т.е. и не информация и не знание.

«Выучил это слово сам для себя» - это ваша деятельность, она может завершаться вашим знанием. Но для этого вам необходимо сделать как минимум 3 рефлексивные вещи:

1) понять полученный вами результат - созданный продукт деятельности, для этого нужно осознать, что за деятельность у вас была («выучил»), каковы её элементы - действия, к чему они привели; созданный продукт здесь имеется в виду ВНЕШНИЙ (сказанный, повторенный, нарисованный), т.е. выраженный вами вовне;

2) какие именно новые ваши знания (ваш ВНУТРЕННИЙ продукт) соответствуют вашему внешнему результату-продукту - выразить их в той или иной форме (сказать, написать, нарисовать);

3) итоговая рефлексия, которая как раз и предназначена для отличения полученной вами чужой информации от добытых вами собственных знаний. В итоге вы обозначаете а) свои знания, б) способы, которыми вы их получили.

Напишите ваши рефлексивные ответы на пп.1-3, тогда можно будет сказать, есть ли у вас знания и если есть, то какие.

Андрей Шевченко: Очень интересно! Для понимания одного не ясного термина «знание» применяем как минимум три новых не ясных термина: «внутренний продукт», «внешний продукт» и «свои знания». Как знания могут быть не своими? Думаю, чужой может быть информация, а знания всегда свои. Вводим рефлексивный критерий истинности. Я правильно понимаю - не практическое применение критерий знания а отрефлексированность нового опыта? Хочу предложить такие варианты ответа: 1. Внешний продукт - слово cucumber которое я могу к месту использовать 2. Внутренний продукт -ассоциация cucumber=огурец 3. Я доверяю чужой информации о том что cucumber=огурец, и считаю отныне это своим добытым знанием!

И мысль о позиции судьи, который решает - знание ли это вообще! Тогда в школе можно проверять не навык использования чужой информации а степень оторванности знаний? Верификация на основе процесса, а не по результату? И тогда одна из градаций уровня владения знанием может быть выражена «... Но я же учил!!!!...»

А.В. Хуторской:

А. Независимого термина «знание» не существует. Любой термин (понятие) - элемент системы. Поэтому, да, нужна система понятий.

Б. Да, знания, понимаемые как продукт собственной деятельности, всегда свои. Но это не отменяет массового заблуждения, что знания - это чужая информация, т.е. неправомерного отождествления знаний и информации.

В. Да, критерий знания - не практическое применение чужой информации, а отрефлексированность своего нового опыта.

По вашим ответам:

1. Нет, слово cucumber - не ваш продукт, не вы его придумали (у нас в эвристических олимпиадах есть тип задания на придумывание слов, вот там действительно дети создают свои слова-продукты).

2. Ассоциация cucumber=огурец - тоже не ваш внутренний продукт, а полученная вами внешняя информация. Вот если бы вы сгенерировали свою ассоциацию с этим словом, например, «представитель кукушек», тогда это был бы ваш внутренний продукт.

3. Доверие чужой информации (о том что cucumber=огурец) не является добытым знанием. (Доверие не = знанию).

PS.1. Для большего понимания механизма образования знаний вам помогла бы детализация ваших деятельностей и их действий.

О судье, который решает, знание ли это вообще. Решить может оспособленный человек (который владеет способами, хотя бы 1-3), либо его учитель (владеющий ещё и способами выявления этих способов).

В школе можно проверять много чего. Но если ставить целью проверку знаний, то да, необходимо проверять не навыки использования чужой информации, а создаваемые учеником продукты и соответствующие им знания (внутренние продукты - личностные качества: ЗУНы и др.).

«Степень оторванности знаний» необходимо тогда будет заменить на степень «инаковости» - т.е. на отличия созданных учеником знаний от их культурно-исторических аналогов.

PS.2. Замещение личных знаний на внешнюю транслируемую информацию - основа манипулятивных технологий, цель которых - интериоризировать внешнее специально отобранное содержание внутрь человека (Выготский и его последователи, а также СМИ, политтехнологи и иже с ними).

PS.3. Подробности вышесказанного, включая понятийный аппарат, технологии и концепцию образования человека см. в наших работах: https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/

 Литература

1. Аккаунт А.В. Хуторского // Фейсбук. URL: https://www.facebook.com/akhutorskoy/
2. Дистанционные курсы для педагогов // Сайт Центра дистанционного образования «Эйдос». – URL: https://eidos.ru/event/courses/teachers/
3. Труды Научной школы А.В. Хуторского // Сайт Института образования человека. URL: https://eidos-institute.ru/science/works/
4. Форумы, соцсети, отзывы школ // Сайт Института образования человека. URL: https://eidos-institute.ru/science/forum/
5. Хуторской А.В. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – Спб.: Питер, 2019. – 608 с. https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/pedagogika_Khutorskoy/
6. Хуторской А.В. Современная дидактика : учебник для вузов / А. В. Хуторской. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 406 с. https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/sov-didaktika_2021/
7. Хуторской А.В. История дидактики. Инновационные системы обучения от Античности до наших дней : учеб.-метод. пособие. — Москва : Флинта, 2021. — 536 с.

 

 

==

Для ссылок:
Исламская педагогика. За приобретение «бесполезных» знаний – наказание [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 25.08.2021 г. – http://khutorskoy.ru/be/

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, Инстаграм, ОдноклассникиРу, ЖЖ, Твиттер, Ютуб.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2021