: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Компетенции в вузах
 
 

 
 

18.08.2021 г.

Дискуссия  


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

Хуторской Андрей Викторович
Компетенции в вузах в следующем году. Хотите взглянуть в 2022 год? Представляю вашему вниманию фрагмент учебника "Преподаватель вуза", который выйдет в 2022 году. Я написал его первый параграф "Компетентностный подход". Читать и цитировать можно уже сейчас.

Konstantin Kiselev
Здравствуйте, уважаемый Андрей Викторович! Есть такой вопрос.
Стр 17-18 - а к какому типу относятся наши любимые профессиональные компетенции (ПК1-ПКn), общепрофессиональные (ОПК1-ОПКn), универсальные (УК1-УКn)? Спасибо.

Хуторской Андрей Викторович
Это разные типологии. Они пересекаются, но не встроены друг в друга. Их, типологий, существует много. Только в нашей научной школе обоснованы 3 типологии компетенций. Для разных задач применяются разные типологии. И для каждого учебного предмета они свои. Например, в моём учебнике Дидактика к каждому параграфу прописаны Общекультурные, Педагогические, Дидактические компетенции, а уже в их составе есть те, которые на стр. 17-18.

Хуторской Андрей Викторович
Ещё хочу сказать, что в стандартах ВО типологии компетенций не проработаны должным образом. Это проблема их разработчиков. В данной ситуации (некачественных стандартов, ошибок в них) педагогам и вузам приходится самостоятельно проектировать свои типы. У нас есть выездной семинар на эту тему, если что: https://eidos-institute.ru/event/seminars/vuz/catalog/60031/ Семинар для вузов «Методика компетентностного обучения».

Konstantin Kiselev
Хуторской Андрей Викторович спасибо за ответ!
Вообще тема компетенций в плане трактовок довольно сложна. Я внештатный судебный эксперт-психолог и у нас отдельное понимание данного понятия "круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений" (за пределы которого нельзя выходить), хотя тут уже другой контекст.

Хуторской Андрей Викторович
"круг полномочий" - это совершенно другая трактовка компетенций, юридическая, она очерчивает границы, куда "нос совать нельзя". Такая трактовка существует одновременно с трактовкой компетенций и компетентностей как характеристик норм и качеств специалиста.

Konstantin Kiselev
Хуторской Андрей Викторович да, в принципе так и понял. Спасибо вам большое!

Андрей Игнатенко
Прошу прощения, но почему в данном аспекте применяется термин: "компетенции", а не "компетентности"? Ведь, строго говоря, "компетенции", это всего лишь совокупность трудовых прав и обязанностей (других значений и трактовок этот термин никогда не имел - во всяком случае, до последнего времени...) и к образовательному процессу он не имеет ни малейшего отношения. У ученика (студента) нет и не может быть "компетенций", т.к. его деятельность в образовательном учреждении не является областью трудовых отношений. Помимо этого, существительное "компетенции" не образует качественных производных - прилагательного, а само понятие содержит в себе принцип предельности (ограничения), что совершенно несовместимо с образовательным процессом, который пределов не имеет . И это в отличии от "компетентности" - "компетентный" (человек) - "компетентностный" (подход). И вот это самое прилагательное (компетентностный, образованного от существительного: "компетентность") и является тем самым проверочным словом, напрочь отшибающим все "компетенции" от образовательного процесса!!! Именно поэтому, с точки зрения русского языка, терминологии, методологии и банального здравого смысла "образовательные (ученические, студенческие и пр.) компетенции" - АБРАКАДАБРА.

Хуторской Андрей Викторович
Я вроде бы написал в параграфе отличие компетенций и компетентностей. И то, почему нужны именно эти два термина. Если по написанному есть вопросы, задайте.

Андрей Игнатенко
Хуторской Андрей Викторович Но я не вижу в понятии "компетенции" трактовок характеристик норм и качеств специалиста. Качество специалиста очень четко и самодостаточно определяется понятием "компетентность" (совокупность знаний, умений и навыков индивида в избранной области деятельности). Не говоря о том, что ни ученик школы, ни студент, специалистами не являются. Этот термин появился с подачи г-на Кондакова и еще одного "педагога" - Шадрикова, в ФГОСе и далее (задним числом) влез в псевдо-педагогическую терминологию. Об этом уже устали говорить все наши ведущие филологи (вплоть до уровня госсовета). А в параграфе, вы преподносите эти два совершенно разных термина, то как синонимы, то как взаимозависимые понятия, что совершенно не соответствует действительности, по причинам, приведенным мною в предыдущем посте.

Андрей Игнатенко
Андрей Викторович, не хочу вас обидеть, но "истина дороже". В учебнике вы весьма необоснованно заменили термин "компетентность" на "компетенции", хотя отталкиваетесь вы от "компетентностного подхода" - производного от "компетентности". А если бы мы отталкивались от компетенций (гипотетически), то и подход был бы, что-то вроде: "компетенционный" (к счастью, педагогическая "мысль" до такого еще не дошла...). И поэтому ваши, весьма вольные интерпретации на темы компетенций, увы, не обоснованы с научной точки зрения. На вашем месте, я бы воздержался от закладки столь вольных тезисов в учебник.

Хуторской Андрей Викторович
1. В учебнике в моём параграфе термин "компетентность" не тождественен понятию "компетенции", посмотрите.
2. Вопроса вы так и не задали, это диагностирует вашу вопрошающую компетентность.

Андрей Игнатенко
Хуторской Андрей Викторович Андрей Викторович, в данном случае, моя компетентность ничего не вопрошает. Она просто позволяет мне поставить под сомнение ваши выводы и тезисы относительно научной правомерности применения термина "компетенции" в избранном вами аспекте. Каких-либо вопросов тут не предполагается, по определению. Аргументы я вам привел. И научно опровергнуть их, вы пока не смогли.

Хуторской Андрей Викторович
Основной ваш аргумент, насколько я понимаю, лингвистический - что "существительное "компетенции" не образует качественных производных - прилагательного". Да, я и не опровергаю его. Но мои разработки лежат не в области лингвистики, а в области педагогики. В этой области ваших аргументов я не обнаружил.

Андрей Игнатенко
Хуторской Андрей Викторович Помимо этого, я обратил ваше внимание на то, что прилагательное "компетентностный" не предполагает перехода к сущ. "компетенции", т.к. образовано от совсем иного сущ.: "компетентность", не являющегося синонимом "компетенций". И вот, наконец, простые вопросы: 1. А для чего вам понадобилось кастрировать заведомо самодостаточное понятие "компетентность" и награждать его содержанием и функциями, совершенно чуждый, по своему содержанию, термин? В чем "великий" смысл и замысел? 2. Законы лингвистики и принципы сохранения терминологической (научной) чистоты в современной педагогике не действуют?.. 3. От каких еще областей знания освобождена современная педагогика?..

Хуторской Андрей Викторович
С вопрошающей компетентностью у вас-таки проблемы.

Андрей Игнатенко
Это все, что может сказать учёный муж, в ходе обсуждения проблемы?..

Андрей Игнатенко
Я имею ввиду то, что переход на личности, теперь тоже является неотъемлемой частью культуры ведения научно- педагогической дискуссии?

Андрей Игнатенко
Андрей Викторович, вот привожу цитату из вашего учебника: "Учебник "Педагогика" - дополнение к легендарной "Дидактике" А.В. Хуторского. Учебник является компетентностно-ориентированным. Перед каждым параграфом сформулированы общекультурные и педагогические компетенции." Сакажите же наконец, как это в науке сейчас возможно: ориентироваться на компетентность (компетентностно...), а формулировать компетенции?.. Да, и забыл спросить: 1. А Дидактика, это тоже ваше? Мне-то, грешному, всегда казалось что ее кто-то иной написал... 2. И как же она (Дидактика, та которая ваша) успела обрасти легендами с 2017-го года?..

Андрей Игнатенко
И вот еще одна цитата из вашего учебника (стр. 17), которая подтверждает мой тезис о том, что вы фактически преподносите оба понятия как синонимы и в голове у вас, у самого полная «каша», и такой же «кашей, вы «кормите» студентов:
«Поскольку КОМПЕТЕНЦИИ (выделено мною) — это прежде всего заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Достичь такого согласования не всегда удается. Например, в ходе международного проекта «Определение и отбор ключевых КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ (выд. мною)», реализуемого Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США, строгого определения ключевых КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ (выд. мною) выработано не было. Если говорить об обучении детей, то ключевые КОМПЕТЕНЦИИ (выд. мною) должны охватывать все главные сферы деятельности. Ключевые КОМПЕТЕНЦИИ (выд. мною) — условие изучения мира, диалога с ним, согласования своего с иным.»
Видимо, вы сами-то не сильно удосужились перечитать свое «творение», а рецензенты либо не сильно утруждали себя критическим настроем, либо, как это часто сейчас бывает, не сильно были настроены критиковать… На фоне всего этого, все содержание представленной вами главы учебника, выглядит не просто околонаучным, а откровенно – АНТИ-НАУЧНЫМ СЛОВОБЛУДИЕМ! И мне искренне жаль, что наши студенты будут вынуждены изучать ваши опусы. И когда я говорю, что наша современная научно-педагогическая мысль пребывает в состоянии коллапса - я имею ввиду именно это. Спасибо вам за подтверждение моего тезиса...

Хуторской Андрей Викторович
Ну, вот, есть вопросы, на которые можно отвечать. Правда, их обнаружил всего 3. Если сможете, не используйте неприглядную терминологию, в таких случаях я отвечать не буду. И за стилем, последите, пожалуйста.
1) "как это в науке сейчас возможно: ориентироваться на компетентность (компетентностно...), а формулировать компетенции?"
Во-первых, в какой науке? Во-вторых, я за какую-либо науку не отвечаю, отвечаю только за свои работы. Что касается моих работ, я ориентируюсь и на компетенции (внешние нормы) и на компетентности (внутренние качества). И формулирую и те и другие.
2) "строгого определения ключевых КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ (выд. мною) выработано не было. Если говорить об обучении детей, то ключевые КОМПЕТЕНЦИИ (выд. мною) должны охватывать все главные сферы деятельности."
Между компетенциями и компетентностями имеется прямая связь, в параграфе об этом написано. Только одна из них - внешне заданное требование, а вторая - соответствующее личностное качество.
3) "И как же она (Дидактика, та которая ваша) успела обрасти легендами с 2017-го года?"
1-е издание "Современной дидактики" вышло в 2001 году, в 2017 - это её промежуточное издание. Самая последняя - вышла в 2021 году: https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/sov-didaktika_2021/

==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Компетенции в вузах 
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 18.08.2021 г. – http://khutorskoy.ru/be/

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, Инстаграм, ОдноклассникиРу, ЖЖ, Твиттер, Ютуб.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2021