: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Стать кандидатом наук! О диссертации – учителю
 
 

 
 

05.05.2021 г.

О диссертации – учителю


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

Если вы учитель, и вас посещала мысль о диссертации, для вас несколько тезисов:


1. Диссертация для учителя – реальный способ обретения смысла в профессии и перехода на новый уровень профессиональной самореализации.


2. Начните вести исследования для себя и своих учеников. Не обязательно куда-то поступать и прикрепляться, попробуйте сначала сами.


3. Примите установку: всё, что вы делаете с учениками в классе – должно быть частью вашей диссертации. Вы не просто обучаете, а исследуете то, как происходит обучение, какие образовательные результаты создают ваши ученики. Обязательно всё фиксируйте, записывайте свои мысли.


4. Диссертация не должна быть отдельной от вашей реальной практики.


5. Если то, что вы делаете в практике, отличается от темы диссертации, откорректируйте тему диссертации.
6. Над чем вы думаете, это и есть ваша диссертация.


7. Вы учитель. Но. Ваше отличие от обычного учителя в том, что вы исследуете то, что происходит, а не просто преподаёте. У вас есть позиция второго уровня – рефлексивная, по осознанию происходящего.


8. Как определить направление, тему диссертации? Для начала перечислите все моменты ваших уроков, на которых вашим ученикам удаётся добиться наилучших результатов. Напишите не меньше 10 таких моментов.


9. Напишите, что вам лично нравится на своих уроках, над чем вы думаете больше всего. Тоже не менее 10 позиций.


10. Выберите из предыдущих позиций общие для вас и ваших учеников. Это и есть объект вашего исследования. Теперь вам нужно выделить в нём предмет исследования – конкретный взгляд на происходящее.


11. Назовите несколько проблем, которые имеются в вашем объекте и предмете исследования. Проблема – это противоречие, отсутствие средств для осуществления желаемого и др.


12. Сформулируйте несколько вариантов цели вашего исследования. Цель – это предвосхищаемый результат. За определённый промежуток времени.


Итак, у вас уже есть начальное представление о своём исследовании. Теперь начните его реализовывать. В этом вам помогут курсы, например, те, которые ведёт Институт образования человека для соискателей: https://eidos-institute.ru/event/courses/applicants/



3 критерия выбора темы диссертации

Каковы критерии успешного выбора темы диссертации? Иногда те, кто хочет сделать и защитить диссертацию, не понимают, как выбрать тему, как вообще прийти к ней? Традиционный подход – тему даёт руководитель. Но и для того, чтобы вам дали "вашу" тему, нужно представлять то, какой должна быть тема вашей диссертации. Я назову три наиболее важных, на мой взгляд, критерия определения темы диссертации:

1. Личная профессиональная значимость.

Тема исследования должна быть в основе того, чем вы занимаетесь профессионально и быть важной для вас лично. Одна из ошибок - на работе делать одно, а тему диссертации выбрать из другой сферы. В результате диссертация становится довеском к основной работе и найти на неё дополнительное время будет сложно. Диссертация - не что-то отдельное от основной работы, это научный взгляд на то, что вы и так делаете по месту своей работы. Например, к позиции учителя или администратора добавляется позиция исследователя. Если всё же тема вас привлекает, но не связана с вашей основной работой, меняйте эту работу - занимайтесь тем, чему посвящена ваша диссертация.

2. Востребованность людьми.

Исследовать нужно только то, что нужно другим. В идеале - то, за что они будут готовы заплатить деньги. Речь даже не о монетизации результатов исследования, а о кровной заинтересованности, готовности ваших адресатов оплатить ваше исследование, чтобы получить от вас результат. Это не просто практическая значимость, которую некоторые соискатели “отыскивают” после того, как работа сделана. Заказчики вашей диссертации должны быть явно определены уже в самом начале вашего исследования! Это не какие-то воображаемые или предполагаемые заказчики, а конкретные люди, специалисты, руководители учреждений, чей заказ вам сделан явно.

Например, спросите своих коллег - нужно им то, чем вы собираетесь заниматься? Готовы ли они будут заплатить за полученный результат? Это не меркантильность, а показатель действительной востребованности вашей работы. Если не коллеги, то работодатели или другие заказчики - обязательно должны быть у вашего исследования. В этом смысле диссертация - своеобразный стартап, который должен иметь своих инвесторов.

В любом случае сразу ориентируйте себя на то, чтобы ваша диссертация не пылилась на библиотечных сайтах, а применялась с пользой конкретными людьми, в их конкретной деятельности, именно потому, что ИМ это надо.

3. Принадлежность научной школе.

Если речь о кандидатской, обязательно нужно выполнять диссертацию в русле одной (!) из научных школ, лучше - действующих, а не архивных. Типичная ошибка соискателей - они пишут, что используют сразу компетентностный, метапредметный, системно-деятельностный и все остальные известные подходы вместе взятые. Мало того, что подобные подходы о разном, в разных научных школах они разные, не совместимые. В результате диссертация становится эклектичной, не имеющей прочных оснований. Научная школа хороша тем, что в ней уже есть мощная концептуальная основа, чёткие позиции, программа исследований, люди, которые всегда вам смогут помочь. В действующей научной школе всегда множество научных проблем, которые нужно решать. Одной из таких проблем может стать тема вашей диссертации.

==


Стать кандидатом наук!


У вас нет научного руководителя? Или у него на вас нет времени?


Вы не уверены в теме, не знаете, как сформулировать проблему, гипотезу, новизну и значимость работы?
Вас затягивает текучка, и «руки не доходят» до диссертации?


Поступите на дистанционные курсы для соискателей учёной степени кандидата / доктора педагогических наук, которые проводит Институт образования человека (Москва). С нами вы сделаете диссертацию, которой будете гордиться спустя годы.

Участники курсов: соискатели, аспиранты, докторанты, педагоги, методисты, научные сотрудники, администраторы, учителя-исследователи.

Форма курса: научное руководство исследованием по педагогическим специальностям.

Требования к поступающим: высшее образование (курс "Стать кандидатом наук"), наличие учёной степени кандидата наук (курс "Стать доктором наук").

Что получает соискатель:

Научное руководство написанием диссертации. Каждому курсанту выделяется персональный куратор.
Личное участие в решении ключевых вопросов вашей диссертации Андрея Викторовича Хуторского, доктора педагогических наук, чл.-корр. РАО – лидера рейтинга научного цитирования (РИНЦ).
Чёткий график действий и гарантированный результат.
Актуальные научно-методические материалы для исследования.
Обоснование темы, методологический аппарат, собственный текст диссертации.
Вхождение в реальное научное сообщество, общение с настоящими учёными практиками.
Участие в дистанционных заседаниях Учёного совета.
Получение учёного звания как высшая ступень самореализации, продвижение в карьере.
С нашей помощью вы сделаете диссертацию!

==

Есть особая категория людей - исследователи, для которых новый учебный год - возможность проверить на практике новые идеи, методики, провести педэксперимент. Такие исследователи есть ещё среди учителей, а также - среди соискателей, аспирантов, докторантов. Вот для них как раз следующая информация:


Учёный совет Института образования человека проводит дистанционные заседания на различные темы, например, тема «Структура педагогического эксперимента». Речь пойдёт о планировании следующего учебного года, о том как это делать в соотношении с концепцией и программой Научной школы человекосообразного образования.


Приглашаются соискатели, учителя-исследователи, вузовские педагоги, методисты, научные руководители.

 

 

==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Стать кандидатом наук! О диссертации – учителю
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 05.05.2021 г. – http://khutorskoy.ru/be/

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, Инстаграм, ОдноклассникиРу, ЖЖ, Твиттер, Ютуб.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2021