: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Как нам обустроить образование в России?
 
 

 
 

23.03.2021 г.

Как нам обустроить образование в России??  


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Как нам обустроить образование в России? Часть 1. Доктрина.


Мои коллеги спрашивают, почему я не пишу о том, какими должны быть главные цели и планы образования в нашей стране? Если многих не устраивает то, что происходит в образовании сейчас, то к чему нужно идти? Каковы ориентиры?


Я вообще-то на эти вопросы отвечал не раз. Но всё это сказано и написано в различных книгах, статьях, материалах курсов, семинаров, конференций. Поэтому, соглашусь, нужна сводная выжимка на тему «Каким быть образованию в России?».


Начну с главного государственного документа, который сегодня официально отсутствует – с Доктрины образования человека.


В настоящее время официальной доктрины образования в России нет. Имеющаяся национальная доктрина образования, период действия которой был определен с 2000 по 2025 г., упразднена в 2014 г. постановлением правительства Медведева (№ 245 от 29.03.2014). Отменённая доктрина была далека от совершенства, но сегодня нет никакой.


Нынешнее законодательство изменено таким образом, что доктрина образования может как существовать, так и не существовать — это определяется решением президента или правительства страны. Такой ответ мне дал В.А. Никонов, председатель комитета по образованию Госдумы РФ.


В России есть военная доктрина, доктрина информационной безопасности. Официально принятой доктрины образования пока нет. Отсутствие документа, определяющего национальную политику в области образования, затрудняет реализацию конституционного права граждан на их образование, снижает обоснованность государственных решений, подвергает рискам безопасность страны. Отсутствие ясных ориентиров в области образования приводит к непониманию стратегии образования среди педагогов, учащихся, их родителей, к некомпетентным действиям политиков, произволу чиновников в управлении образованием.


Без единой доктрины появляются противоречащие друг другу законодательные нормы. Например, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования и единый государственный экзамен (ЕГЭ) по-разному определяют ожидаемые результаты обучения, что не позволяет педагогам, школам, управленческим ведомствам организовать эффективный образовательный процесс.


Закон «Об образовании в РФ» не может выполнять функции доктрины образования в силу своей специфики. Существует множество вопросов, которые не могут быть решены с помощью данного закона. Да и сам закон должен быть одним из воплощений доктрины, а не наоборот. Это же относится и к другим документам, стратегиям и программам в области образования и воспитания, на которые выделяются миллиарды и триллионы рублей без необходимых концептуальных оснований. Примеров очень много.


Основная проблема сложившегося в последние годы подхода к управлению образованием — игнорирование роли субъектов образовательного процесса. Нынешняя система управления образованием определила требования к образованию, не учитывая подчас потребности и запросы других заказчиков образования: самих учащихся, их родителей, педагогов, школ, регионов, производств, этносов, религиозных конфессий, общественных объединений.


Происходящие в практике работы школ, вузов проблемные ситуации свидетельствуют, что действия управленцев в области образования зачастую идут вразрез с гуманистическими, общечеловеческими ориентирами образования.


Концептуальной основой решения многих накопившихся в отечественном образовании проблем должна стать соответствующая доктрина. Наше определение:


«Доктрина образования человека — система объединенных общей идеей основополагающих положений и принципов, определяющих миссию, цели, задачи, содержание, систему организации обучения, воспитания, контроля и оценки результатов образования человека».


Разработанный нашей научной школой проект Доктрины образования человека и другие документы: https://eidos-institute.ru/science/doctrine/


Для обсуждения.


Предложите два-три положения, которые, на ваш взгляд, должны войти в Доктрину образования человека в России. Обоснуйте их.

===


Как нам обустроить образование в России? Часть 2. Смысл образования.


Мы часто слышим «получить образование», «дать образование». Что такое для человека его образование? Можно ли его получить, дать, передать?


Иногда говорят, что в школе или вузе «дают» знания, а учащиеся их якобы «получают». Учителя или родители учеников говорят про «подачу материала», считая, видимо, что это и есть знания.


Знание многие отождествляют с информацией. Это ошибка. Знание – не информация. Знания не передаются. Передаётся только информация. Знания – продукт и результат деятельности человека, а не знакомство с информацией о чужих знаниях. Например, если ребёнок говорит, что Земля круглая, это не знания, а информация, которую в него записали. Чтобы утверждение «Земля круглая (шарообразная)» являлось знанием ученика, ему необходимо выполнить соответствующие деятельности, и придти к определённому результату (не факт, что они будут такими, как хочет учитель или родитель). Для этого не обязательно лететь в космос на ракете, есть и более доступные действия. Но именно они - эти действия приводят к знаниям. А не просто «учитель сказал» или «в учебнике (на сайте) написано».


Чудовищное по массовости заблуждение – считать, что образование – это усвоение информации. Это просто везде! Вы что, хотите человека превратить во флешку?!


Вот и Дума создаёт «теорию», что воспитание – это просвещение. Дума думает, что если школьникам будут что-то говорить, «давать информацию», то так они и будут думать и делать, их образование можно будет регулировать подачей «нужного» контента. Здесь две ошибки. Первая, воспитание – это не просвещение и тем более не передача информации. Вторая – образованием и воспитанием человека управляют педагогические законы, а не юридические. Хоть каждую неделю вноси поправки в Закон об образовании, ни образование, ни воспитание людей от этого никак не изменится.


Образование как передача, трансляция чего-либо — достаточно распространенное понимание. И мало кто задумывается, что в основе данного понимания лежит направленность на формирование ученика-потребителя с соответствующей установкой, что все должны ему «давать» (учителя, школа, государство), а его задача — только «брать». Иногда говорят, что «богатства, которые выработало до него человечество» передаются ученику для его же пользы — чтобы он лучше вписался в общество и действовал затем на его благо, привнося в общечеловеческие «закрома» свою посильную лепту. Что же касается индивидуальной миссии или предназначения ученика-человека, то они в данной образовательной системе учитываются лишь постольку, поскольку работают на доминирующие внешние цели.


Принцип «дать образование» входит в противоречие с миссией человека и смыслом его образования. Во-первых, если под образованием понимать процесс внутренних приращений, то дать человеку его внутренний мир невозможно: он растет и развивается по своим законам. Во-вторых, в основе такого понимания образования заложена потребительская ориентация: кто-то ученику должен «давать», а его задача — только «брать».


Так что же такое образование? Образование – это буквально образоВЫвание человека, реализация его потенциала во всех его сферах, рост, развитие. А не впитывание информации. И не усвоение передаваемого.
В человекосообразной педагогике образование ориентировано на воспитание личности, умеющей самоопределяться и действовать в различных ситуациях, создавая всякий раз соответствующую продукцию — мнения, идеи, поступки, произведения различных жанров. Создание учеником «плодов» своей деятельности позволяет ему быть не только отражателем бытия, но и его строителем. Предназначение человека проявляется не в том, чтобы «брать» извне готовые знания и ценности, а чтобы продуцировать новые знания, ценности и опыт.


Для того, чтобы выстраивать образование человека, нужно отбросить заблуждения и обратиться к его смыслу.


==


Хуторской А.В. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – Спб.: Питер, 2019. – 608 с. https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/pedagogika_Khutorskoy/

 

==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Как нам обустроить образование в России?
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 23.03.2021 г. – http://khutorskoy.ru/be/

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, Инстаграм, ОдноклассникиРу, ЖЖ, Твиттер, Ютуб.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2021