: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Когда ребёнок счастлив? Семейным школам
 
 

 
 

09.02.2021 г.

Когда ребёнок счастлив? Семейным школам


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

Главное в образовании - педагогические основы.

Предлагаем организаторам семейных школ профессиональную поддержку в форме проекта «Эвристическая школа».

Когда ребёнок счастлив?

Когда создаёт своё? Или когда выполняет тесты? Ответ подтверждён тысячами детей: ребёнок счастлив, когда творит!

Зачем ребёнок учится?

Чтобы усвоить знания? Но они устаревает. Передавать и получать знания – не то, чего ждут дети. Им нужно проявить себя, общаться с другими, что-то создавать. Эти задачи решает эвристическое обучение. Главное в эвристической методике – реализовать себя, а не усвоить информацию.

Ребёнок – творец

В каждой методике есть своя идея. В основе нашей Научной школы принцип человека создающего. Этот принцип разделяют и многие религии, согласно которым человек создан по образу и подобию божьему. А если Бог – творец, то и ребёнок – творец. Значит, образование есть творчество.

Решение проблемы мотивации

Ребёнок приходит в школу с желанием учиться. Но стандартная методика начинает требовать от него совсем другого – усвоения материала. В результате ученик теряет мотивацию. Чем дальше, тем больше. Эвристическая методика решает проблему мотивации – когда ребёнку дают творить, он вновь хочет учиться.

Это главная цель эвристического обучения, чтобы дети хотели творить, хотели учиться. Методика эвристического обучения решает проблему мотивации буквально в два месяца. Цель эвристического обучения, чтобы ребёнок создавал своё. Как только это происходит, решаются все проблемы с желанием учиться. Ребёнок бежит в школу даже в выходные.

Эвристика сочетается со стандартами

Как быть с учебниками, стандартами, другими системами обучения? Да не проблема! Эвристическое обучение в нашем варианте адаптируется к любым стандартам и учебникам. Соблюсти ФГОСы? Пожалуйста. Выбираете учебник Моро или вкладыши Монтессорри? Прекрасно. И ЕГЭ мы не убираем, но тратить на него всё школьное время не будем, за 3 месяца в выпускном классе вполне можно подготовиться.

Собственный продукт

В основе многих методик, например, у репетиторов, натаскивание. Эвристическая методика имеет другую цель – создание собственного образовательного результата – продукта. Причём, такого, который имеет личную значимость для ребёнка, и отвечает потребностям других людей. Иначе зачем учиться делать то, что никому не нужно?! А именно этому посвящены многие занятия в обычной школе.

Самореализация = успех = счастье

Итак, эвристическая методика ориентирована на собственный образовательный продукт ученика, на его самореализацию. Это обучение через открытие.

Как всё происходит? Мы разработали систему эвристического обучения. У нас есть множество форм занятий – эвристические уроки, олимпиады, конкурсы, конференции. Эвристические методы, приёмы, технологии. Проверенные временем. Эвристическое обучение - одно из самых древних. Если считать со времён Сократа, то эвристическому обучению 2418 лет.

Отклики

«Мой сын относится к категории детей разносторонне одаренных. У него незаурядные вокальные данные, способность к музыкальным импровизациям, к рисованию, лепке. Он любит и умеет придумывать новые слова, изобретать их, т.е. ребенок имеет довольно высокий уровень креативности. Задание на исследование снега показывает его наблюдательность, умение подмечать не только существенное, характерное, но и даже малозаметные свойства, его способность к обобщению и выводам. В рефлексии Володи, ответом на вопрос, какие чувства он испытывал, стал ответ: РАДОСТЬ И СЧАСТЬЕ. СЧАСТЬЕ ТВОРЧЕСТВА. Это самая высокая оценка и одновременно та цель, которую, как мне кажется, и преследовали организаторы. С признательностью и благодарностью», - Шишлова Елена Альбертовна, мама Шишлова Володи, 1 класс.

«Эвристика открывает для ребят совершенно новые стороны вещей, событий, явлений, предметов. Стимулируются их самые разные умения, накопленный опыт, знания, воображение, фантазию. Они приходят в полный восторг от заданий, получают наслаждение от возможности, как следует подумать над необычно поставленными вопросами и, что особенно важно, продолжают думать над ними и впоследствии. Задания помогают организовать мыслительные навыки ребят-«причесать мысли», учат анализировать, обогащают лексику, устную и письменную речь, навыки грамотности, усиливают здоровую конкуренцию между ребятами, повышают их мотивацию. Это праздники для детей, праздники Ума, Духа, Воображения. Было бы большим достижением использовать эвристику в изучении всех предметов школьной программы. Польза и результаты были бы необыкновенны!», - Чинакаева Гузель Анасовна, мама Чинакаевой Гульнары, 5 класс.

«Запомнилось то, что очень маленькие дети, ребята задают очень интересные вопросы, рассказывают интересно, и то, что они очень самостоятельные», – Николаева Дисулия, 7 класс.

Подробнее о проекте https://eidos-institute.ru/event/projects/schools/catalog/872001/

 

==

 

О семейном образовании

О семейном образовании (СО). Иногда его называют альтернативным.

1. В большинстве семей нет никакого альтернативного образования. Всё то же самое, что и в школе, только дома. Потому и проблемы те же - отсутствие мотивации, формализм, отчуждённость. Если ориентироваться на "подачу материала" и сдачу еге, приходим к тому, от чего ушли.

2. У многих родителей, да и учителей, проблема. Как научить ребёнка заниматься самостоятельно? Кто-то считает, что лень неизбежна и заставлять учиться нужно. Этакая концепция врождённой порочности. Я вот что скажу: чтобы ребёнок начал заниматься самостоятельно, вам сначала нужно самому научиться быть педагогом.

3. Ребёнок прекрасно самоорганизуется у грамотного педагога. Если у вас не так, значит вы пока не педагог.

4. Когда родитель начинает понимать, что он не педагог, то начинает искать педагогов в кружках, секциях, обращаться к репетиторам. Но это не школа, а разрозненные люди и учреждения, у них нет необходимой основы для образования. Даже персональный тьютор её не обеспечит.

5. Тогда начинается поиск "хорошей" или хотя бы терпимой школы. А они все такие же по сути, что и обычные. И другими не могут быть, поскольку все они в системе, отнюдь не альтернативной.

6. Ещё вариант - создать свою семейную или многосемейную школу. Сложный, но самый продуктивный путь. Для этого нужно не помещения найти и педагогов набрать, как некоторые считают, а совсем другое. У нас есть опыт научного руководства несколькими школами "семейников". При надлежащем подходе получается действительно альтернатива.

7. И последнее. Обучение - естественная потребность любого человека. Оно не может не происходить. И не надо для этого никаких "сладких оболочек". Для успеха нужно, чтобы оно было человекосообразным.


Я так понимаю, что основная часть моих френдов здесь - профессионально занимаются образованием. То есть не только родители, сколько педагоги. Я разместил данный пост о СО в группе сошников, там обсуждение поинтенсивнее. И предлагаю здесь мой итог - выводы в отношении родителей, которые ведут или планируют вести семейное обучение.


==


Благодарю участников группы, откликнувшихся на данный пост. Правда, по откликам я обнаружил, что внимание обращается не на то, что я хотел сказать. Что, впрочем, неудивительно, каждый, носит с собой свой мир, через который воспринимает окружающее.


Позволю себе пояснить, что именно я имел в виду.


Во-первых, то, что далеко не всякое семейное образование является альтернативным общепринятому. Наоборот, почти все семейники, понимания которых мне известны, никакой альтернативы в смыслах образования изначально не имеют, а чаще всего и не хотят иметь. Не обнаружил я ничего альтернативного и в ответах на мой пост.


Поясню. Альтернативными подходами в образовании я считаю, например, вот такие: интериоризация ("вращивание" в стиле Выготского) и экстериоризация ("выращивание", Руссо, Толстой, Сократ). Есть и другие альтернативы - по смыслам, целям, философии, религии и др.


Не является же альтернативным образованием то, которое происходит не в школьных стенах, а дома. Разница, конечно есть, но тогда и группа должна называться "Альтернативные помещения для образования", а не "Альтернативное образование".


То есть как-то нужно держать рамки группы в отношении её названия. И не находиться в иллюзии, что обсуждаемое здесь и есть "альтернативное образование".


Второе. О задачах группы. Если её цель - обсуждение альтернатив, то их бы и следовало обсуждать. Если же кому-то важно не это, а например доска объявлений типа "Подскажите кружок по шахматам в районе Крылатское", то это не соответствует группе с данным названием.


Третье. Некоторые обнаружили в моих тезисах "рекламу". Да. вы правы, это именно реклама. Моих мыслей о сути СО в её массовом отражении. В семи тезисах и прорекламировал то, что вижу и понимаю. Если у вас есть мысли по поводу сказанного, прорекламируйте их тоже.


Четвёртое. Есть понятие "рамки обсуждения". Если написано 7 тезисов, отнеситесь именно к ним, или к некоторым из них, согласием, возражением, как угодно. А не пишите о чём-то другом, и не стройте из себя обиженного из-за того, что получается, что вы как бы не педагог. Да, не педагог. Но стремиться же надо. Начните с выдерживания рамок и культуры суждений на педагогическую тему. Потому, что ребёнок выбрал вас своим родителем. И ждёт от вас профессионального внимания своему образованию. Дилетантом в СО можно начинать. Но оставаться им, я считаю, безнравственно. По отношению к своим детям. Совершенствуйте себя, тогда и детям своим поможете.

 

 

==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Когда ребёнок счастлив? Семейным школам
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 09.02.2021 г. – http://khutorskoy.ru/be/

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, Инстаграм, ОдноклассникиРу, ЖЖ, Твиттер, Ютуб.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2021