: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Результат диссертации как продукт  

 
 

14.11.2020 г.

Методологический аппарат педагогического исследования 


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Методологический аппарат педагогического исследования

Мои заметки по мотивам заседания Научного совета по методологии педагогических исследований при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО (10.11.2020, Zoom). С сообщением по теме «Доказательность результатов педагогического исследования как методологическая проблема» выступил В.В. Сериков.

Я задал два вопроса выступающему:

Уважаемый Владислав Владиславович, есть вопросы:

1. Что вы понимаете под доказательством результатов педагогического исследования?

2. Кому и зачем нужно доказывать полученные в исследовании результаты?

Из ответа на первый вопрос следует, что под результатом докладчик имеет в виду выводы исследования.

На второй вопрос ответа не получено.

Выскажу свои суждения на эту тему.

Что же понимать под результатом педагогического исследования? Традиционно под результатами диссертации считают набор его методологических элементов, к которым кроме выводов относят выносимые на защиту положения, их характеристики – новизну, значимость и т.п. Таков традиционный методологический аппарат диссертации. Есть ли необходимость в его изменении? Да, есть. Прежде всего, в изменении сути исследований, в наличии их реальных заказчиков, а не гипотетического практического применения того, что уже сделано.

Обычно тему диссертации обосновывают и утверждают на основании предположений о её актуальности. Соискатели доказывают эту актуальность исходя из своих собственных пониманий. Так почему бы явно не получить запрос на диссертацию от тех, кому действительно необходимы её результаты?

Мы ввели в педагогику понятие заказчиков образования человека (Педагогика, 2019), считаю, что так же необходимо сделать по отношению к заказчикам педагогических исследований. Такими заказчиками могут стать не только чиновники, они, к слову заказывают обычно лишь то, что помогает им «освоить» бюджетные средства. Заказчиками могут быть конкретные специалисты, образовательные учреждения, регионы и др. Необходима типология заказчиков, банк заказов. И неплохо бы, чтобы такую работу выполнял ВАК, который нуждается в переформатировании. В результате, думаю, значительно бы сократилось число пустых диссертаций, которые выполняются только для того, чтобы «остепенился» их автор. Потому, что заказчик должен будет принять полученные результаты и оплатить их. С финансово-экономической стороной вопроса, я думаю, проблем не будет. Весь мир уже давно живёт на востребованности результатов, почему бы и в диссертационной деятельности не отойти от затянувшейся советской модели «наука есть способ удовлетворения собственного любопытства за счёт государства».

Таким образом, в методологический аппарат диссертации предлагаю ввести понятие «Заказчики исследования» - вместо «актуальности исследования» или вместе с ним.

Далее. Следующий элемент, который нуждается в конкретизации – результаты исследования. Предлагаю результатом исследования, прежде всего, считать ПРОДУКТ исследования. Именно продукт требуется заказчикам. Каковы типы таких продуктов? Их необходимо разработать.

К вопросу о доказательствах результатов. Если есть продукт, то он сам себя доказывает. «Усы, лапы и хвост – вот мои доказательства!», как говорил кот Матроскин. Остаётся только определить качество «усов», «лап» и «хвостов». В этом и есть задача оппонентов, диссертационных советов и самих заказчиков. Их деятельность тогда получает конкретную функцию приёмки и оценки результатов.

Из вышепредложенного следует, что исследование приобретает форму проекта. Именно так! Сегодняшнее исследование должно включать в себя проектные формы стартапа. Имеющиеся и веками разрабатываемые подходы к научной деятельности никуда не денутся, но они будут работать на конкретный и востребованный результат, не только прикладной, но и фундаментальный. Такой подход интегрирует традиционные формы исследований с проектными, в которых есть востребованный заказчиками результат.

Например, сегодняшний кризис управления дистанционным образованием как раз и должен стать поводом для заказа соответствующих исследований. Попытки нынешних управленцев в организации дистанционного обучения потерпели провал именно из-за того, что они ошибочно решили, что нужно имеющуюся классно-урочную и лекционно-семинарскую систему перенести в дистант. Если бы они своевременно заказали исследования по данным проблемам, возможно, сейчас система образования не оказалась бы в кризисе.

Таким образом, время диктует изменения в организации диссертационных исследований: установления заказчиков исследований, включении в методологический аппарат диссертаций понятия продукта, его качества, приёмки и др. Заказ – условие эффективности, залог востребованности результатов диссертации. Если результат исследования понимать как продукт, который в обязательном виде имеет заказчиков, то диссертацию следует рассматривать как проект.

==

Дистанционные заседания Учёного совета Института образования человека для соискателей.

Приглашаются соискатели, аспиранты, докторанты, научные руководители.

Если у вас уже есть материалы диссертации – представьте их на обсуждение. Если ещё нет, посмотрите, как это делают другие.

 

==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Результат диссертации как продукт
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 14.11.2020 г. – http://khutorskoy.ru/be/

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, Инстаграм, ОдноклассникиРу, ЖЖ, Твиттер, Ютуб.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2021