: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Эвристический урок  

 
 

10.11.2020 г.

Эвристический урок 


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

Принципы построения эвристического урока

Вышел в свет пятый том серии "Эвристическое обучение: Уроки".

Фрагмент из книги:

1.1. Принципы построения эвристического урока

Основная задача эвристического урока – самореализация ученика. Каждого отдельно и всех вместе. Средствами изучаемого предмета.

Подчеркну, цель эвристических уроков – не изучение материала или прохождение программы, а именно реализация образовательного потенциала каждого ученика по отношению к изучаемому учебному предмету.

Как учителю обеспечить самореализацию учеников? Как узнать, произошла ли она? Как при этом выполнить стандарты и оправдать ожидания учеников, их родителей, общества?

Ответы на данные вопросы дают принципы эвристического урока – руководства учителя к действию.

Перечислю данные принципы.

1. Принцип самореализации ученика.

На современном уроке ученик не просто изучает материал, а задействует свой потенциал, выявляет и развивает свои способности. Именно через самореализацию ученик осваивает становящуюся личносто значимой для него область бытия.

Чтобы самореализация состоялась, необходимы осмысленные учеником цели, он должен понимать, зачем и для чего он изучает тот или иной предмет, как и почему он с ним связан. Цели не могут быть ученику просто переданы, или, как говорят психологи, интериоризированы в него. Цели ученика сопрягают его личностную миссию и внешний мир, в том числе и внешний заказ на образование. Ученическое целеполагание – одно из условий обучения жизни в современном мире. Без собственного самоопределения и самоцелеполагания нынешнему человеку просто не удержаться в непрерывно меняющихся ветрах происходящих изменений.

Там, где есть целеполагание, востребована и рефлексия – осознание учеником степени соответствия полученных результатов поставленным целям, а также способов их достижения.

Вывод для учителя:

• Оценивай урок по тому, насколько ученики реализовали свои возможности – как те, которые уже известны им и учителю, так и новые, находящиеся ещё в непроявленном состоянии.


2. Принцип продуктивности – обучение выстраивается на основе создаваемых учениками образовательных продуктов. Именно продуктов, а не просто результатов. Когда ученик создаёт своё, он, тем самым, реализует себя, свои возможности.

Принцип продуктивности в образовании – основа успеха человека в жизни. Если ученик научился на уроках создавать образовательную продукцию (стихи, модели, планы, поступки и др.), он и в будущем сможет быть полезен людям, всегда будет «при деле».

И наоборот, если во время учёбы ученику не предлагать ничего создавать, а только изучать готовое, то ничему толковому для реальной жизни его не научишь. В самом деле, кому и зачем нужен «вечный студент», который только изучает чужое? Что проку от развития его «учебно-познавательных способностей»? По жизни требуются творцы и деятели, т.е. те, кто создаёт продукцию или осуществляет деятельность по её созданию в общей цепочке. Продукт – всегда главный элемент. Поэтому и учёба должна стать средством, а не целью.

К тому же дети всегда больше любят сделать что-то сами, чем смотреть или читать про то, как это сделали другие. Так дайте им возможность создавать образовательную продукцию на уроке! Это можно сделать на любом учебном предмете, в любой изучаемой теме. А когда ученик создал, например, свою таблицу сложения чисел, то он с удовольствием познакомится с аналогичной таблицей Пифагора, тем самым, освоит и требования стандартов.

К создаваемому учеником образовательному продукту имеются требования, назовём их правилами реализации принципа продуктивности:

• Продукт должен быть актуален, личностно значим для ученика.

• Продукт должен быть востребован кем-либо ещё: друзьями, родителями, людьми, предприятиями, социумом.

• Продукт должен относиться к изучаемому предмету, к его фундаментальным образовательным объектам.

• Продукт должен быть диагностируем, его необходимо будет оценить по заданным критериям.

• Создание продукта должно задействовать личностные качества ученика, на которые направлен изучаемый предмет: знания, умения, способности, компетентности. Создаваемый продукт должен развивать данные качества, соответствовать им.

Вывод для учителя:

• Когда планируешь урок, определи, что создадут на этом уроке ученики.

...

Эвристическое обучение. В 5 т. Т.5. Уроки. Методика разработки и проведения эвристических уроков / под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2020. – 202 с. (Серия «Инновации в обучении»).

 

 

Отечественная школа. 100 потерянных лет

Приведённый текст русского педагога П.Ф.Каптерева имеет диагностическое значение исторического масштаба. Он показывает, насколько НЕ ТУДА продвинулась отечественная школа за 100 лет.

«Нельзя выдумать средства более сильно возбуждающего умственную самодеятельность, как эвристическая форма обучения, ибо она как бы говорит ученику: мысли всегда настолько самостоятельно, насколько можешь. Она ничего не дает ученику без собственного труда и усилия; по этой форме обучения каждое знание нужно брать, так сказать, с бою. Ученик, который не захотел бы делать умственных усилий, напряжений, желал бы, чтобы каждое знание ему наперед разжевали и потом уже положили в голову, такой ученик не может учиться в той школе, в которой господствует эвристическая форма обучения. Эвристическая форма вносит в школу дух жизни, дух труда и деятельности. Бестолковое учение наизусть, усвоение сведений напрокат одной памятью, зеванье в классе, невнимательность при этой форме решительно невозможны, потому что сущность ее заключается в том, чтобы учащиеся постоянно работали, постоянно делали самостоятельные усилия для приобретения и выработки знаний. Тут нет места духу праздности, механичности и прочим злым духам школы. До тех пор пока самодеятельность духа будет считаться венцом развития, до тех пор останется желательным, чтобы во всех школах была вводима эвристическая форма обучения», - Пётр Фёдорович Каптерев, русский педагог и дидакт (1849 – 1922).

 

==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Эвристический урок
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 10.11.2020 г. – http://khutorskoy.ru/be/

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, Инстаграм, ОдноклассникиРу, ЖЖ, Твиттер, Ютуб.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2021