: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Всё время кто-то покушается на твой улов  

 
 

06.08.2020 г.

О чиновниках и самореализации. Как управлять школой сегодня? 


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

Часть 1.

Всё время кто-то покушается на твой улов. В прошлом году как-то наловил рыбы кг несколько, собрался уезжать. Ба! В садке моём все рыбы исчезли, дыра, сантиметров 10 в диаметре прогрызана. Выдра. Пришлось купить металлический садок. Сегодня ловлю, кошка прибежала, она не выдра, конечно, но тоже на садок заглядывается.

Я о чём. Наша научная школа человекосообразного образования определила смысл образования как самореализацию образовывающегося человека. Уж лет 20 назад, концепция опубликована. Года 2 как концепцию самореализацию начали использовать официальные чиновники всяких рангов, включая самые верхние. Как я к этому отношусь? Положительно! Если чиновники видят необходимость самореализации людей, и хотя бы что-то в этом направлении делают, хотя бы говорят, это уже хорошо.

Но проблема, судя по всему, именно в делании. Сказать, что самореализация - национальный приоритет, это одно. А вот сделать так, чтобы он происходил, - другое. Например. В 2014 году тогдашний премьер Медведев отменил национальную доктрину образования. А другой не создал. Наша научная школа разработала такую доктрину, послала её президенту, правительству, госдуме, минобру. И что? Ни-че-го. Вот посмотрите ответы и дискуссии: https://eidos-institute.ru/science/doctrine/

А ведь именно самореализация человека - квинтессенция нашей Доктрины! Поэтому, если говорите, то хотя бы что-то делайте.

Часть 2.

О профессиональных стандартах для директоров школ и педагогов.

Сегодня состоялось заседание Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики в режиме видеоконференции на платформе TrueConf. Обсуждались проекты профстандартов. Мои вопросы по профстандарту «Руководитель образовательной организации» докладчику А.Н.Кузнецову:

Вопрос 1. Чем определена структура требований профстандарта: действия, умения, знания. Почему не применяются типы компетенций?

Вопрос 2. Почему в профстандарте нет измерителей?

Ответ на первый вопрос – таков заданный макет. На мой взгляд, если макет не соответствует научно-обоснованным требованиям, нужно менять макет.

Ответ на второй вопрос – квалификационные требования будут отдельно. Считаю, что они должны быть включены в сам стандарт.

Мои общие замечания к проекту профстандарта для управленцев в образовании:

1. Несоответствие макета профстандарта (структура требований: действия, умения, знания) требованиям ФГОС.
2. Отсутствует перечень типов компетенций современного управленца.
3. Рядоположны общие и конкретные формулировки требований.
4. Не всегда обеспечено соответствие действий, умений и знаний. Сам выбор именно этих трёх параметров неочевиден. Целесообразно заменить их на компетенции разных видов.
5. Отсутствуют измерители для определения соответствия требованиям профстандарта. Стандарт не должен быть отдельным от квалификационных требований.

Частные замечания

В п.3.2.1. Трудовые действия заменить "в сетевой форме" на "с помощью дистанционных образовательных технологий". Поскольку в Законе «Об образовании» именно данный термин. Сформулировать так: "Управление деятельностью по реализации образовательных программ, в том числе с помощью дистанционных образовательных технологий".
Кроме "самообразование" включить термин "самореализацию".


Добавить: "Обеспечение условий для повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров".

Представленные материалы о проектах других стандартов – для педагогов – стандартами, на мой взгляд, в данном виде не являются ни по структуре, ни по содержанию. Кроме нескольких формальных требований (о наличии дипломов, о 5-летнем сроке действия свидетельств о квалификации) в полученных проектах стандартов нет необходимого содержания.

Причина недостатков – в организации работы по профстандартам, а также – в отсутствии национальной Доктрины образования в нашей стране. Прежняя была отменена в 2014 году, а новой не создано. Разработанный нашей научной школой проект Доктрины образования человека в РФ был выслан в министерство, правительство, Думу: https://eidos-institute.ru/science/doctrine/

Часть 3.

Как управлять школой сегодня? Когда приходится выполнять "указивки" чиновников вместо реальной заботы об образовании детей.

Получил письмо и недавние статьи от классика отечественной системы управления образованием - Марка Максимовича Поташника. Он не просто академик, он корифей, если не сказать "последний из могикан" в управлении образованием на всех его уровнях, от школьного до муниципального и российского, автор многочисленных книг на эту тему.

Так вот, последние годы почти все его статьи (в журнале Народное образование и др.) посвящены критике того беспредела, который творится сегодня в области управления образованием. Не исключение и сегодняшние статьи, где приведены факты нечеловекосообразных действий в отношении директоров школ. Начиная с навязываемых им курсов повышения квалификации в местных "прикормленных" ИУУ, кончая бесконечными требованиями от всяких учреждений.

В отечественном образовании за последние десять-пятнадцать лет действительно построена антинаучная, нечеловекосообразная система управления, которая не выполняет заказ основных заказчиков образования - детей, их родителей, народа, а ставит целью "шмонать" этих самых заказчиков. Школа фактически превращена в тюрьму с её репрессивными инструментами - видеокамерами, металлоискателями, глушилками, полицейскими, особенно на еге.

А директорам школ и учителям эта "система" платит за то, чтобы они реализовывали эти антипедагогические и нечеловекосообразные цели. В статье М.М.Поташника один из директоров школ на факты творящегося беспредела пишет о том что ему чиновники отвечают: "Не хотите, не делайте, сделают другие".

М.М.Поташник рекомендует публичное информирование на августовских конференциях о допускаемых чиновниками нарушениях - в присутствии губернаторов и их представителей. Это может сделать проблему более ясной для учителей и управленцев. Но даже ясность - ещё не повод для их действий.

Чтобы менять ситуацию, нужен диагноз причин. Одна из причин, на мой взгляд, системная подмена действительных заказчиков образования (детей, их родителей, а также будущих работодателей) на ложных заказчиков (чиновников органов управления образования и не только). Даже сами люди в своей массе, считают, что заказчики - не они, а некие министерства с их егэ и пр.

Изменить это сложно, поскольку система образования не автономна. Она лишь элемент общей системы управления.

Слабость и нечеловекосообразность официальной системы управления образованием приводит к тому, что управлением образования начинают заниматься те, кто по статусу к нему никак не относятся. Настоящие заказчики образования - не банки или поисковики, а сам человек-ученик, его семья, род, народ, человечество. Именно эти заказчики определены в нашей Доктрине образования человека.

Что касается бездарных курсов повышения квалификации, которые проводят многие ИУУ, ИПК и ИРО, к ним направляют директоров школ и учителей - вместе с бюджетными деньгами, что немаловажно, - это как раз и есть пример подмены заказчиков. И нарушение антимонопольного законодательства: учителей и директоров принуждают повышать квалификацию в "прикормленных" ИУУ. Обычно из таких "прикормленных" учреждений приходят возмущённые письма, что они де не такие и плохие. Да, есть и неплохие. Но в условиях монополии и пресечения конкуренции. Дайте учителям и директорам выбор! Тогда и посмотрим, кого выберут!

Например, очные и дистантные курсы Эйдос полезнее многих "традиционных". Об этом с удивлением говорят сами курсанты, если первый раз повышают квалификацию в Эйдосе, пишут/говорят, что не ожидали, что так будет полезно и по-настоящему. Сотни отзывов, вот некоторые из них: https://eidos.ru/event/courses/reviews/

ЦДО "Эйдос" - негосударственное некоммерческое учреждение, имеет государственную лицензию, ведёт очные и дистанционные курсы повышения квалификации https://eidos.ru/event/courses/ , а также профессиональную переподготовку (от 250 ч.): https://eidos.ru/event/courses/programs/

Есть курсы по менеджменту - о том, как делать школу развивающуюся, в том числе и на основе классических принципов управления образованием.

Курс по менеджменту: https://eidos.ru/event/courses/programs/catalog/64141/

Менеджмент+экономика: https://eidos.ru/event/courses/programs/catalog/64140/

Оба курса - обучают управлять с использованием дистанционных технологий!

Есть и специальный курс по подготовке к ДО: "Теория и методика дистанционного обучения", 250 ч. Выдаётся диплом о переподготовке. Курс модернизирован в связи с весенним карантином, уже есть первый выпуск новых курсантов: https://eidos.ru/event/courses/programs/catalog/64121/  Это не курс по выдаче "бумажек", а реальная практическая подготовка.

Есть годовой проект для школ - "Школа самореализации": https://eidos-institute.ru/doc/Eidos_School.pdf

Рекомендую директорам школ, их учителям, которым нужна реальная подготовка. Пришлите предварительную заявку, напишите, что прочитали об этом здесь.

 

==

Для ссылок:

Хуторской А.В.
Всё время кто-то покушается на твой улов. [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 06.08.2020 г. – http://khutorskoy.ru/be/2020/0806/ 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, Инстаграм, ОдноклассникиРу, ЖЖ, Твиттер, Ютуб.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2020