: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Цифровизация образования: откуда ветер?  

 
 

24.01.2020 г.

Цифровизация в образовании должна решать педагогические задачи, а не экономические


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

22-24 января 2020 года Институт образования человека провёл в Москве Всероссийскую научно-педагогическую конференцию на тему «Цифровые технологии как средство развития компетентностей учащихся».

Эта 51-я конференция Научной школы А.В.Хуторского, посвященная вопросам проектирования и реализации образования.

Обсуждены доклады:

• Цифровизация образования, сообразного человеку (Хуторской А.В., д.п.н., проф., чл.-корр. РАО)

• Развитие компетентностей педагогов для проведения цифровых занятий (Андрианова Г.А., к.п.н., доцент).

• Смысл и цели образования для поколения «цифровых» детей (Скрипкина Ю.В., к.п.н., доцент)

• Проблемы формирования цифровых компетентностей учащихся (Кончакова Т.Ю.)

• Цифровизация в формировании целостной картины мира (Озеркова И.А.)

• Цифровые образовательные ресурсы на уроках естественных наук для развития компетентностей учащихся (Борзова О.А.)

В рамках конференции для участников проведены семинары:

• «Цифровые технологии в работе учителя-предметника».

• «Как разработать и провести урок с использованием телекоммуникаций».

• «Интернет-урок как средство формирования информационной и коммуникативной компетенций»

• «Методика проведения Интернет-конференции»

Конференция проведена в оргдеятельностном режиме. Участники выполняли целеполагание, рефлексию, формулировали актуальную для каждого проблематику, отыскивали способы решения выявленных проблем.

В ходе конференции выявлены следующие ключевые моменты процесса цифровизации образования:

1. Основным заказчиком цифровизации выступает экономика, бизнес. Задача педагогики и педагогов - рассматривать цифровые технологии исключительно для решения педагогических задач. Цель образования не в том, чтобы внедрить те или иные гаджеты и цифровые технологии, а в том, чтобы с помощью цифровых средств обеспечить дополнительные возможности самореализации учащихся в образовательном процессе (доклад А.В.Хуторского).

2. Существуют ментальные отличия субъектов образования по отношению к цифровизации. Поколения «бумеры», X, Y, Z, а также, так называемое, поколение «альфа» имеют значительно отличающиеся картины мира, ценности и компетентности по отношению к гаджетам, их применению. Знание данных отличий – условие эффективной работы педагогов и управленцев в направлении цифровизации (доклад Ю.В.Скрипкиной).

3. Научная школа А.В.Хуторского разработала и реализует многочисленные цифровые средства для подготовки педагогов и для осуществления образования учащихся. В числе таких средств: дистанционные проекты для школ, курсы для педагогов, дистанционные эвристические олимпиады и конференции для школьников, научные блоги в соцсетях, проведение дистанционных заседаний Учёного совета. Применение разработанных технологий, форм и методов приводит к диагностируемым компетентностям обучаемых и педагогов (доклад Г.А.Андриановой).

4. Обозначена проблема отсутствия задачи формирования и диагностирования целостной картины мира обучаемых в официальных стандартах и практике обучения. Цифровизация как объективное явление не входит в картину мира, она входит в сам мир. Цифровизация содержит риски клиповых и разрозненных представлений о мире в среде педагогов и обучаемых (доклад И.А.Озерковой).

5. Образовательная практика членов Научной школы подтверждает эффективность разработанных цифровых инструментов в обучении школьников, в повышении квалификации учителей и воспитателей дошкольных учреждений. Формирование цифровых компетентностей учащихся обнаруживает противоречие с одним из принципов научной школы – исходное изучение реальных объектов, а не информации о них (доклады Кончаковой Т.Ю., Борзовой О.А.).

6. Деятельность официальной системы управления образованием по отношению к цифровизации не выдерживает критики. Запретительная политика по отношению к использованию гаджетов в обучении является одним из основных препятствием для решения педагогической задачи: самореализации ученика в ходе его обучения. В условиях отсутствия научно обоснованных решений, регламентов, стратегий и стандартов в области цифровизации образования

7. В качестве результата конференции сделан вывод о необходимости учёта ментальных отличий субъектов образования по отношению к цифровизации. Поставлена задача научных исследований и разработок для цифровизации образования, сообразного человеку.

--

Ответ А.В. Хуторского на реплику И.В. Роберт.

Уважаемая Ирэна Веньяминовна.


1. Вы совершенно справедливо затрагиваете проблему понятийного аппарата. Однако, ваши аргументы не столь очевидны. Понятие «цифровизация образования», на ваш взгляд, нонсенс, а «информатизация образования» не нонсенс.
Понятия не появляются «просто так». К тому всегда есть причины. Почему нынешний итеблишмент ввёл и продвигает понятие «цифровизация», а не довольствуется старым добрым понятием «информатизация»? Видимо, не только по причине их содержательных различий.
Некоторые понятия, которые раньше имели одно содержание, начинают его менять по определённым причинам. И эти причины не всегда связаны с наукой. А иногда, наоборот, никак не связаны с наукой и даже противоречат ей.
На мой взгляд, причины того, что понятия цифровизации и цифровизации образования становятся трендом, лежат в экономике. Поскольку бизнес требует новых гаджетов, технологий, потребностей. Да и развитие многих сфер связано с их цифровизацией. Поэтому и задаются тенденции изменения всей системы жизни общества, в том числе через образование.
А педагогике и педагогам приходится учитывать данный заказ. Организуется процесс, который представители бизнеса называют «Образование для экономики». То есть они хотят поставить образование на службу своим экономическим интересам. В этом не было бы ничего плохого, если бы у образования человека не было других «заказчиков». А раз есть другие «заказчики», например, семья, род человека, народ, человечество, да и сам человек, то экономика – не единственный посыл на изменения в образовании.
В этих условиях наша научная школа придерживается следующего принципа: цифровизация в образовании необходима для лучшего решения педагогических задач. А не экономических.
2. Ещё о понятиях. Вы пишете: «образование» — это обучение, воспитание, просвещение». С этим утверждением трудно согласиться. Образование человека – это процесс и результат его ОБРАЗОВЫВАНИЯ, роста, развития, становления, т.е. внутренний процесс. И в этот процесс, конечно, НЕ входят ни обучение, ни воспитание, ни просвещение – которые есть процессы ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ человека с другими – внешними субъектами и факторами. Это два разных класса процессов. Обучение, как и воспитание, влияют на образование человека, но не входят в него.
3. И последнее. Вы используете для обсуждения e-mail, рассылаете десятки одинаковых писем по разным адресам. Уже давно существуют более эффективные способы научных телекоммуникаций. Например, наше Отделение философии образования и теоретической педагогики создало в Фейсбуке группу «РАО: педагогика»: https://www.facebook.com/groups/Pedagogics/
Приглашаю вести обсуждения в этой группе. При вступлении нужно познакомится с правилами группы и ответить на вопросы.
С уважением,
Андрей Викторович Хуторской,
докт. пед. наук, чл.-корр. РАО

Отклик академика РАО М.Лапчика на реплику И.В. Роберт.

"Коллеги, терминологический психоз, который возникает у некоторой части причастных к образованию в связи с появлением новых средств и технологий - дело не новое; совсем еще недавно то же самое происходило с информатизацией. Информатизация и цифровизация стоят в одном ряду, а разница только в том, что движение от первого ко второму основано на более мощных и глобальных возможностях, предоставляющих более широкие (часто пока еще не осознанные) перспективы для ДЕЯТЕЛЬНОСТИ людей в самых разных сферах, в том числе и в образовании. И при этом я не вижу причин отказывать в распространении этой мощной технологии в таких областях как воспитание, просвещение, культурология и вообще во всяких гуманитарных сферах. И что важно, именно осознание и понимание нового характера ДЕЯТЕЛЬНОСТИ людей в новых обстоятельствах и повлечет уточнение целей для подготовки соответствующих кадров - учителей, воспитателей, медиков, архитекторов и пр. и пр.
Попутно замечу, что применение к информатизации (как и к цифровизации) обиходного штампа ПРОЦЕСС, для функционеров и исследователей менее конструктивно, чем понятие ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, поскольку именно "расшифровка" ее контекстного содержания для каждого вида деятельности указывает на цели подготовки соответствующих кадров.
М.Лапчик".

 

==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Цифровизация образования: откуда ветер?
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 24.01.2020 г. – http://khutorskoy.ru/be/2020/0124/ 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, Инстаграм, ОдноклассникиРу, ЖЖ, Твиттер, Ютуб.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2020