: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Интериоризация и эстериоризация в образовании  

 
 

21.01.2020 г.

Сопоставление двух типов образования человека


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

Тип образования - важнее форм, методов обучения, важнее выбора школы или учителя.

Изучение одного и того же предмета в разных типах образования даст разные результаты.

От типа образования зависит тип человека, который образовывается.

Зачем нужно отличать типы образования?

Прежде всего, для того, чтобы понимать, что происходит. Как ты к относишься к происходящему, каковы твои собственные приоритеты. Чтобы самоопределиться и действовать исходя из собственных пониманий.

Родителю - чтобы уточнить свои позиции по отношению к своему ребёнку. Чтобы выбирать для ученика школу, учителя, кружок. Чтобы иметь педагогическую опору.

Педагогу - нужно определять, кто и какие цели преследует, предлагая те или иные изменения в образовании, требования к его работе.

Методисту - чтобы задавать педагогам сущностные вопросы на самоопределение, рефлексивно фиксировать происходящее.

Администратору - чтобы знать, в каком направлении двигаться, на что обращать внимание педагогов, родителей, детей. Как устанавливать миссию образовательного учреждения.

Учащемуся - чтобы знать приоритеты в образовании и иметь к ним своё отношение.

 

 

 

 

Обсуждение в ФБ

 

А.В. Ефанов: В образование всегда были обе тенденции. И в 17 веке, и в 20 веке. Дискурс о соотношении долей.

Хуторской Андрей Викторович: Этому водоразделу тысячи лет. Ещё Сократа отравили(лся) за то, что он провозгласил крамолу - предлагал человеку "рождать" знания изнутри, те, которые находятся в его "снах". В результате появился не только эвристический диалог, но и научная область - маевтика ("повивальное искусство").

Азат Ханнанов: Спасибо! Хорошо коррелирует с классическими мимезисом, экстазисом и поэзисом в эстетическом освоении мира.

Хуторской Андрей Викторович: "Мимезис, экстазис и поэзис" - не самые общедоступные термины. Хотя, да, они коррелируют с вышеизложенным в таблице. Это видно, например. из статьи про антропологию образования: https://nsuem.ru/scientific-activities/publishing-nsuem/chelovek-ru/%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%A1.%D0%90.%20%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf?fbclid=IwAR2Zcq-J_dxTd0UI6pQcrh66U1aGptJVkXVTgg8E8WW_7hly9exG7_Nvgh4

Хуторской Андрей Викторович: Впрочем, "интериоризация и эстериоризация" тоже не слишком общедоступны. Нужен также и язык, воспринимаемый педагогическим сообществом.

Азат Ханнанов: Да, я как раз и имел в виду интерпретацию Сергея Алевтиновича. Это один из теоретических базисов нашего проекта. Относительно доступности терминов «не все так однозначно». Такой, казалось бы, проработанный в педагогической литературе и повсеместно употребляемый термин, как «технология», не всеми работниками образования освоен в должной мере.

Галина Николаевна Стадниченко: Хуторской Андрей Викторович а что от этих новых слов изменится содержание преподавания?

Хуторской Андрей Викторович: Слова не новые. Изменится, конечно. Содержание понятий влияет на действия и деятельность.

Ирина Геннадьевна Глушкова: Спасибо, Хуторской Андрей Викторович))

 

Институт образовательных стратегий: Не вижу противоречия между "образованием как передачей" и "образованием как самореализацией". Можно ведь их рассматривать как взаимодополняемые способы приобщения /вхождения в культуру. И тогда у "внешнего" знания появляется потенция стать "внутренним". Или я не права?

Хуторской Андрей Викторович: Когда у "внешнего" знания появляется потенция стать "внутренним", - это и есть передаточная педагогика в чистом виде. Попытка связать противоположности, как бы "взяв" из каждой то, что хочется, возможна, но не на уровне смысловых основ. Они всегда будут противоположны.

Хуторской Андрей Викторович: Специально для тех, кто пытается объединить или взаимодополнить эти два противоположных подхода.
Во-первых, на уровне смысла объединить их невозможно. Смыслы у них разные.
Во-вторых, если вы смешаете чёрный и белый, получите серый. А это не то, что нужно человеку и человечеству.
В третьих. вы пытаетесь "снять", снивелировать существующее противоречие. Для чего? Чтобы вам вернуться в зону комфорта и самооправдания. Это означает, что вы точно находитесь в первом подходе - интериоризации. А слова про самореализацию вы просто "приговариваете", камуфлируя свои истинные цели.

 

 

==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Интериоризация и экстериоризация в образовании Сопоставление двух типов образования человека
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 21.01.2020 г. – http://khutorskoy.ru/be/2020/0121/

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, Инстаграм, ОдноклассникиРу, ЖЖ, Твиттер, Ютуб.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2020