: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Образовательный продукт - одно из центральных понятий нашей Научной школы  

 
 

10.05.2019 г.

Образовательный продукт - одно из центральных понятий нашей Научной школы


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 


В традиционной школе обычно речь идёт об образовательных результатах. Результат - не всегда продукт.

Например, большинство традиционных контрольных мероприятий заставляет учителей и учеников не создавать продукты, а выполнять разрозненные невостребованные никем операции. Получается, что детей учат формальному воспроизведению чужой, чуждой, а то и недостоверной информации, а также действиям, которые не образуют комплексного результата - продукта.

Например, содержание ЕГЭ практически отчуждено от тех задач, которые современная жизнь ставит перед образованием человека: уметь делать своё дело, приносить пользу другим, получать вознаграждение за созданное, содержать семью, быть успешным. Получается, что с помощью непродуктивных средств контроля и оценки происходит отчуждение образования детей от действительно востребованных ориентиров и задач.

Свежий пример: учительница пишет, что в творческом и интересном для них мероприятии она не может принять участие, так как дети перегружены сейчас подготовкой к впр. Кому нужны такие впр, если они мешают детям учиться продуктивно и интересно?

Компетентностный подход также не решает задачу продуктивности. Компетенции могут решать задачу оспособленности ученика, но ещё не являются гарантией продукта. В то же время, разработанный нами компетентностный подход подходит напрямую к продукту.

Что мы предлагаем с помощью понятия "образовательный продукт"? Предлагаем построение образования, которое по-настоящему построено на принципе продуктивности. Это означает, что любая учебная деятельность в конечном итоге направлена на создание учеником определённого образовательного продукта. Продукта, востребованного конкретными людьми, в том числе и самим учеником.

Я 17 лет проработал в школе. К чему я пришёл как учитель? К тому, что перед уроком могу забыть всю педагогику. Но одно я должен чётко представлять - что именно создадут ученики на моём уроке. Именно созданный образовательный продукт - внешний, нужный, полезный - есть то, ради чего я иду на урок. И уже от продукта - проектирую урок, придумываю задания и деятельности, отбираю формы и методы. Ради продукта ученик изучает и делает в школе всё остальное.

Многие связывают образовательные продукты с методом проекта. Но ученик создаёт продукт не обязательно с помощью метода проектов, есть много других методов и приёмов. Создать своё ученик может за 2 секунды, здесь важна установка учителя. Если учитель будет задавать открытые вопросы, дети будут создавать решения, если учитель предложит выбрать тему творческой работы, то дети будут включаться в целеполагание по отношению к личностно значимому продукту. Периодическая защита детьми разработок на уроках - тоже процесс реализации образовательной продуктивности.

На наших ученических конференциях "Эйдос" - и очных и дистанционных, всегда поставлены 3 главных требования к представляемым работам школьников:

1) должен быть сделан реальный образовательный продукт,
2) продукт должен иметь личностную значимость для автора,
3) продукт должен быть нужен конкретным людям.

В нашей концепции понятие образовательного продукта проработано глубинно и присутствует во всех формах занятий, предполагается для любых методов обучения. Разработана типология образовательных продуктов. Все разработки доведены до технологического воплощения и внедрены в очную и дистантную практику. И действуют уже много лет, отработаны.

Приглашаю школы к участию в данной практике: https://eidos-institute.ru/doc/Eidos_for_the_School.pdf

А учёных, педагогов - к продолжению исследований: https://eidos-institute.ru/science/research/

Заходите для обсуждения данного вопроса на мою страницу в Фейсбуке https://www.facebook.com/akhutorskoy Напишите, что вы можете сказать:

1) о понятии "образовательный продукт"?
2) о принципе продуктивности в обучении?

Ближайшие нпк для школьников:

31 октября - 2 ноября 2019, Москва. 10-я Всероссийская нпк для школьников «Эйдос».

2-15 декабря 2019. XXVII Дистанционная конференция для школьников "Эйдос".

27-29 марта 2020, Санкт-Петербург. 11-я Всероссийская нпк для школьников «Эйдос».

21-30 апреля 2019. XXVIII Дистанционная конференция для школьников "Эйдос".


==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Образовательный продукт - одно из центральных понятий нашей Научной школы.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 10.05.2019 г. – http://khutorskoy.ru/be/2019/0510| 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2019