: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Проектная система занятий – эффективная технология обучения  

 
 

22.04.2019 г.

Подготовка школьников к конференциям.


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Проектная система занятий (ПСЗ) – разработка Научной школы человекосообразного образования. Система была создана и применена в 1992-1997 гг в Школе свободного развития. Цель занятий – подготовка и защита учениками индивидуальных творческих проектов по учебным предметам. Оптимальным является применение данной системы занятий в конце учебного года (апрель, май), либо перед ученическими конференциями для подготовки к ним.

Как проводить занятия в апреле и мае с позиций человекосообразности

Весной всё в природе просыпается, заявляет о себе. Учиться в это время так же, как и в другие месяцы – нечеловекосообразно. Обучение должно быть сообразно природным ритмам. В апреле и мае классно-урочная система не подходит. Нужна совсем другая система обучения, которая направлена на максимальную самореализацию учащихся.
Нами такая система разработала, на практике она показала прекрасные результаты. Результаты применения технологии индивидуальных творческих работ позволяют рекомендовать её для общеобразовательных школ – семейных, частных, муниципальных.

Адресаты технологии

Области применимости технологии ИТР: общеобразовательные и дополнительные предметы.
Участвуют: учителя, тьюторы, ученики разных классов.
Возрастные группы: 3-5 классы, 6-8 классы, 9-11 классы.
Продолжительность: 3-5 классы – 1 неделя, 6-8 классы – 2-3 недели, 9-11 классы – 1-2 месяца.

Этапы проектной системы занятий

Технология занятий включает следующие этапы:

Этап 1. Выбор учениками тем проектов.

1. Каждый учитель объявляет список тем творческих работ по своему предмету. По каждому учебному предмету в каждой возрастной группе предлагается от 10 до 30 тем.
2. Учителя презентуют свои темы ученикам на отдельном занятии для всех. Также учитель предлагает темы отдельным ученикам индивидуально, зная их возможности и интересы. Окончательный выбор тем осуществляют ученики. Ученик вправе сам предложить свою тему проекта и найти себе руководителя из числа любых учителей или других взрослых, в том числе дистанционных.
3. В начальной и средней каждый ученик выбирает 3 темы для своих проектов – по одной из каждой области: а) гуманитарной, б) естественно-математической, в) технологии и искусство. Для старшеклассников возможна одна тема одного проекта, если обучение ориентировано на определённый профиль.

Этап 2. Занятия в мастерских.

4. Расписание занятий составляется по учителям. Каждый учитель ведёт мастерские, на которые приходят ученики, которые выбрали его темы.
5. Оптимальный вариант – мастерские проводятся весь день парами, например: 1-2, 3-4, 5-6 уроки, каждый ученик посещает 3 мастерских. Это могут быть мастерские по трём разным областям или одна мастерская весь день.
6. Смешанный вариант общешкольного расписания: 1 и 2 уроки проводятся как обычно, 3-6 уроки – мастерские.
7. Из нашего опыта – всегда есть ученики, которые по тем или иным причинам не находятся в мастерских – не выбрали их, или не знают что выбрать. Рекомендуется выделить отдельного дежурного учителя или завуча, который помогает таким ученикам самоопределиться. Также для данных учеников открыт спортзал, библиотека, проводятся другие занятия.
8. Занятия в мастерских проводятся разновозрастные. Младшие учатся у старших, презентуют для них свои работы, старшие задают вопросы младшим, помогают им.
9. Формы занятий: инструкции, исследования, работы над проектами, самостоятельная работа, рецензирование, консультации и др.
10. Цель занятий – каждому ученику подготовить к защите три проекта. На каждую работу должно быть не менее 2-х рецензий, одна из них ученическая, другая – от взрослого.
Этап 3. Защита проектов.
11. Каждая работа оформляется по установленным требованиям. Старшеклассники изготавливают презентации.
12. Расписание защит организуется в секциях по предметным областям. Выступления проводятся разновозрастные. Возможно участие в одном помещении учеников с 1 по 11 классы.
13. На защите применяются дискуссионные технологии. Например, разработанная нами технология АОП – «Автор-оппонент-пропонент».
14. Жюри оценивает выполненные работы, выступления авторов, их ответы на вопросы, а также собственные вопросы, заданные другим авторам.
15. По каждой секции устанавливается общий рейтинг работ – разновозрастной. В одном рейтинге оказываются ученики и 3 и 11 классов. Критерии оценок учитывают возраст авторов.
16. Защита работ проводится в форме общешкольной конференции или в форме конференций других уровней, например, Всероссийский уровень имеют научно-практические конференции для школьников «Эйдос»: https://eidos-institute.ru/event/conf/pupil/

Для применения изложенной технологии и получения научно-методической поддержки, необходимо обратиться в Институт образования человека, или принять участие в проектах для школ: https://eidos-institute.ru/event/projects/schools/
Школы, отдельные учителя, родители учеников могут заказать дистанционный курс по подготовке ученика к конференции «Индивидуальный проект ученика» - https://eidos-institute.ru/doc/Eidos_Individual_Project.pdf Данный курс реализует предмет «Индивидуальный проект» который введён в учебный план согласно требованиям ФГОС (1 ч. в неделю).


==

Для ссылок:

Хуторской А.В.
Проектная система занятий – эффективная технология обучения  . [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 22.04.2019 г. – http://khutorskoy.ru/be/2019/0422|  

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2019