: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Методологическая функция отечественной культуры в образовании

 
 

24.02.2019 г.

Какую платформу выбрать для семейного детсада или школы?


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Хуторской Андрей Викторович: Какую платформу выбрать для семейного детсада или школы

Моё мнение однозначное - если вы создаёте школу в России, живёте здесь и планируете жить дальше, то школа должна строиться на отечественных культурных основаниях. Из заморских систем - монтессори, вальдорф и т.п. можно брать ТОЛЬКО приёмы и средства, некоторые подходящие технологии. Методологическая и педагогическая основа - отечественная.

 

Что, значит, отечественная? Значит, построенная на тех основаниях, которые выработаны столетиями и тысячелетиями - семьёй, народом, этносами. Например, древнеславянская педагогика с помощью сказок, мифов, игр, забав, потешек, задаёт образцы ролей и поступков, учит действовать в тех ситуациях, которые характерны для нас и сегодня.

 

Славянские игры, имеющие воспитательное значение для детей разного возраста: горелки, жмурки, чехарда, снежки, салочки, казаки-разбойники, «Бой петухов», бой мешками, стенка на стенку, перетягивание каната, лазанье по столбу, хождение на ходулях, гуси-лебеди, царь горы, коняшки, волки и овцы, ящер, шапка-невидимка, репка, ручеек, колечко, зазывалки, жребий, бирюльки, «Целуй, девка, молодца!». Игра – основная школа ребенка.

 

Русский язык изучается на базе сказок. Благодаря таким талантам, как И.А. Крылов, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.Н. Носов, сказки приобрели художественное выражение, развивают в детях необходимые качества, включают в культуру. Русские сказки — это зашифрованное послание наших предков.

 

Математика, счёт - тоже множество народных средств, чтобы их освоить быстро и эффективно.

 

Природный календарь, культурный календарь - также в основе структуры школы и образовательного процесса.

 

Народная педагогика, в отличие от иноземной, близка и понятна каждой современной семье.

 

#семейнаяшкола #частнаяшкола #миссияшколы #русскаяшкола #методологияшколы #этнопедагогика #сказки #народныеигры #научнаяшколахуторского

 


 

 

 

Обсуждение в Фейсбуке

 

Liubov Khalak: Сначала подумала, что это шутка юмора такая....ан нет, серьезно человек пишет.

 

Хуторской Андрей Викторович: Культурные основы человека - вообще-то, не шутка. А основа. Шуткой свой народ бывает только у "иванов, не помнящих родства".

 

Liubov Khalak Хуторской Андрей Викторович культурные основы человека это не про Русь и иноземство. Народ уважает, понимает и принимает иные культуры и опыт и открывает себя миру. А не отмахивается от всего игрой в городушки, называя рэгби иноземной непотребщиной.

 

Хуторской Андрей Викторович Опять фантазии пошли: "отмахивается от всего игрой в городушки", "называя рэгби иноземной непотребщиной". Вы откуда все эти фантазии берёте? И зачем? В шестой раз в данной теме пишу: не надо придумывать слов, которых собеседник не произносил и которых ниоткуда не следует.

 

Liubov Khalak Хуторской Андрей Викторович хорошо, тогда чем плохи регби, футбол, капоэйра и джаз в воспитании маленького гражданина России? Более того, что будет не так, если ребенок будет расти не на Пушкине и Толстом, а на Андерсене и Туве Янсон? Что если родители - представители разных культур? Мне кажется, методология во всем мире одна им цель одна - вырастить культурного человека. А вот инструментарий может быть абсолютно разным. В зависимости от ценностей и желаний данной конкретной семьи.

 

Хуторской Андрей Викторович Пушкин, Толстой, Андерсен - им каждому своё место в образовании. Я говорю об исходной доминанте, а не обо всём образовании.

 

Если родители - представители разных культур, особый случай, и он имеет варианты педагогического решения.

 

Методология образования - не одна во всём мире. Да, она зависит от ценностей семьи и от миссии школы.

 

Liubov Khalak Хуторской Андрей Викторович мне скромно кажется, что насаждение такой вот национальной идеи в образовании ни к чему хорошему не приведет. Если народу есть чем гордиться в своей стране, если есть достойные образцы для детей, - то и методология не нужна) родители сами с радостью будут давать это детям. Наряду с образцами мировой культуры. А когда гордиться то и нечем и позор по всем фронтам, тогда часто и поднимают головы такие патриотические идеи о исконной славянской педагогике. Для меня это тревожный сигнал.

 

Хуторской Андрей Викторович Вы подменяете мои слова другими. Нехорошо так поступать. А-та-та.

 

Речь идёт не о национальной идее, а о культурных основаниях школы. Не искажайте.

 

Наоборот. Если есть достойные культурные образцы для детей, - то как раз их методология и нужна в основе образования детей.

 

Дело не в патриотических идеях. Если в стране 80% славян, то, разумеется, основная педагогика - славянская. Другие педагогики тоже есть, никто их не умаляет.

 

==

Александр Романов Хуторской Андрей Викторович Все же сверхзадача любого диалога или спора в получении какого-то результата? Да, конечно же существуют народные игры, существует культура, но и существует взаимодействие взрослого и ребенка в контексте "здесь и сейчас" и некоторой "культуры"? Культуры чего? Культуры правил, норм поведения, ценностей, культуры ритуалов, обычаев?

 

Хуторской Андрей Викторович Александр Романов В отношении платформы школы культурологический подход предполагает, прежде всего, культуру в широком смысле, как атрибут человечества, построенный на воплощении его ценностей - материальных, духовных, интеллектуальных. Да, это общечеловеческий уровень.

Следующий уровень - культуры этнические, народные. Вот здесь больше вопросов и проблем, поскольку дифференциация возрастает и надо как-то самоопределяться. Не замечать нельзя, игнорировать народное - значит, выпасть из мощных пластов, которые живут и действуют. Вот на этом уровне возрастает роль школы, семьи. Актуален вопрос платформы, этапов её построения.

И третий уровень - культура бытовая, например, культура общения, культура обсуждений в соцсетях, культура презентации своей позиции, техника диалога.

 

Александр Романов Хуторской Андрей Викторович В отечественной психологии есть общеизвестный культурно-исторический подход Выготского Л.С. И, что же? У нас отсутствует КИП-подход как методология коррекции поведения, обучения и воспитания аутичных детей? Собственно о чем ...Ещё

 

Хуторской Андрей Викторович Культурно-исторический подход есть у В.В.Краевского и у других учёных. Но в отношении поставленной мною здесь проблемы - культурологическая платформа семейной школы - решений современного типа пока нет. Такие решения необходимо искать. Сложно, конечно, надеяться на успех, особенно наблюдая уровень "дискуссии" в данной группе. Но пробовать надо.

 

Александр Романов Хуторской Андрей Викторович Приведу пример с общеизвестной категорией "средств", "опосредствования", которая в КИП и Теории деятельности имеет разные методологические акценты?! Мы упираемся в то, что нет даже внятных классификаций "средств", алгоритмов "опосредствования" у самих психологов? Но, с другой стороны есть дидактика как методология и методика конструирования образовательного процесса?

 

Александр Романов Хуторской Андрей Викторович Все же сверхзадача любого диалога или спора в получении какого-то результата? Да, конечно же существуют народные игры, существует культура, но и существует взаимодействие взрослого и ребенка в контексте "здесь и сейчас" и некоторой "культуры"? Культуры чего? Культуры правил, норм поведения, ценностей, культуры ритуалов, обычаев?

 

Хуторской Андрей Викторович Александр Романов В отношении платформы школы культурологический подход предполагает, прежде всего, культуру в широком смысле, как атрибут человечества, построенный на воплощении его ценностей - материальных, духовных, интеллектуальных. Да, это общечел...Ещё

 

Александр Романов Хуторской Андрей Викторович В отечественной психологии есть общеизвестный культурно-исторический подход Выготского Л.С. И, что же? У нас отсутствует КИП-подход как методология коррекции поведения, обучения и воспитания аутичных детей? Собственно о чем ...Ещё

 

Хуторской Андрей Викторович Культурно-исторический подход есть у В.В.Краевского и у других учёных. Но в отношении поставленной мною здесь проблемы - культурологическая платформа семейной школы - решений современного типа пока нет. Такие решения необходимо искать. Сложно, конечно, надеяться на успех, особенно наблюдая уровень "дискуссии" в данной группе. Но пробовать надо.

 

Александр Романов Хуторской Андрей Викторович Приведу пример с общеизвестной категорией "средств", "опосредствования", которая в КИП и Теории деятельности имеет разные методологические акценты?! Мы упираемся в то, что нет даже внятных классификаций "средств", алгоритмов "опосредствования" у самих психологов? Но, с другой стороны есть дидактика как методология и методика конструирования образовательного процесса?

 

Александр Романов Классификация средств как проблема в психологии и педагогике?! --------------------------------• Внешние и внутренние: средства внешние предметно-практические; средства внутренние (операций мышления, внутренней речи, действий в плане представлений)

• По объекту и предмету активности (деятельности): средства управления поведением; средства решения задач

• По видам психической активности (процессам): средства когнитивные, вербальные, аффективные, мнемические, волевые и т.п.

• По видам деятельности: средства стимуляции развития; средства воспитания, учебной, игровой, коммуникативной, трудовой, спортивной деятельности и т.п.

• Средства диагностики, коррекции, профилактики

• Средства функциональные, поли и парафункциональные

• Средств классификация как методов и приемов

• Средства обнаружения, исследования, использования, конструирования, преобразования, интериоризации - экстериоризации объектов

• Средства синтеза - анализа, композиции - декомпозиции целого - частей объектов https://www.facebook.com/groups/244270755761736/permalink/959627747559363/

 

Хуторской Андрей Викторович Вы о средствах, им свой черёд. Пока же по платформам школ нет ясности. Многие семейные школы лихо пытаются создавать на псевдоальтернативе - берутся зарубежные бренды, содержание брендов, как правило, искажается, под этот флаг приходят неискушенные в методологии родители, которым пусть что угодно, только не массовая школа, и вперёд! Такой подход начинает тиражироваться. А где же наши современные специалисты, методологи образования? Именно им необходимо прямо сейчас анализировать ситуацию и предлагать грамотные пути её развития. Поскольку, похоже, государственная образовательная система всё более входит в затяжной кризис, предлагая людям не то, что им надо.

 

Александр Романов Хуторской Андрей Викторович В моей предметной области "детского аутизма" ситуация обстоит "еще хуже"... Родители детей с аутизмом сами нуждаются в помощи специалистов (часть родителей не может адекватно оценивать уровень развития своих детей, но расчитывают на инклюзию детей в массовую школу)... Начинается создание "ресурсных классов" с эмпирической начинкой, как правило без использования вероятностно-игровых, эвристических алгоритмов, моделей взаимодействия ученик - учитель - родитель! Дошкольное обучение таких детей с ОВЗ весьма неэвристично остается привязанным к стулу и столу ...

 

Хуторской Андрей Викторович Адекватно оценивать уровень развития своих детей вообще мало какой родитель может. Поэтому, собственно, и невозможны семейные школы, в которых учителя - сами родители. Если бы такие родители, которые думают, что они могут быть учителями, почитали бы педагогику, то узнали бы, например, что на Руси детей отдавали "дядькам" и неспроста.

 

Александр Романов Хуторской Андрей Викторович Собственно, моя головная боль - это эвристический потенциал так называемой "дидактической игры" как средства (формы) воспитания и обучения.. С 90-х годов отечественная дефектология (на мой взгляд) так и не смогла подойти к проблеме обучения детей в естественной среде, в потоке особенного или нарушенного поведения детей! Если коротко, то проблема кроется: 1) в той самой "декларируемой вариативности поведения" учителя до которой Асмолов А.Г. (не дидакт) не может "добраться" с позиций методики конструирования обучающе-воспитывающего процесса?! 2) В отсутствии (как класса) грамотных методистов-внедренцев методологии. Методологии, которая нуждается в непрерывном уточнении Практикой внедрения?!

 

Ник Федоров Хуторской Андрей Викторович Методологи , должно быть, в Вашем институте! А ,по большому счету, нужнее сейчас философы образования. Где Вы?!

 

Ирина Денберг Странно смешивать "отечественная" и "славянская". У нас многонациональная страна.

 

Хуторской Андрей Викторович Где вы увидели смешение? Славянский этнос и славянская педагогика приведены как пример отечественной культуры. Да, в нашем отечестве много разных этносов, в каждом из них есть своя педагогика. И если школа создаётся, например, в Якутии, то её основа нужна соответствующая, а не привезённая из Италии или Сингапура.

 

Ирина Денберг Хуторской Андрей Викторович А если школа создается в Москве?

 

Хуторской Андрей Викторович Москва - русский город. Поэтому основная культура - русская.

Вполне возможны школы, в которых в качестве культурной основы закладываются культуры других этносов. В сопряжении с русской культурой, а не вместо неё. Как обеспечить такое сопряжение, отдельная тема.

 

Наташа Назарова И домострой читать на переменах, ага. Нормальный вброс)))

Но так-то да, создавайте, только другим не мешайте самим решат)

 

Хуторской Андрей Викторович Наташа, если вы почитаете Домострой, то увидите, что многое из него применяете. Вот удивитесь-то!

Интересно, кому вы считаете мешает точка зрения, что в основе детсада и начальной школы должна быть отечественная культура, а не иностранная?

 

Светлана Калимуллина Хуторской Андрей Викторович я не применяю. И не страдаю от этого.

 

Наташа Назарова Хуторской Андрей Викторович я не учу детей верить, служить царю, не наказываю их и обеспечиваю семью самостоятельно. Ничего я из него не применяю.

 

Хуторской Андрей Викторович Дело не в "службе царю". Если вы живёте вне культуры, просто сами по себе, то у вас будут западать целые пласты жизни как представителя рода, народа, мира, человечества.

 

Татьяна Шашкова воспитывать с детства великорусский шовинизм - это бесценно

 

Хуторской Андрей Викторович Вы не о том. Прочитайте в словаре, что такое шовинизм. Никто не призывает его воспитывать, не фантазируйте.

Призыв в другом: в основу создаваемой семейной школы и детсада закладывать отечественную культуру, а не иностраннную.

 

Татьяна Шашкова именно о том, вы ж предлагаете в многонациональной стране и мире с детства воспитывать исключительность своей культуры

Хуторской Андрей Викторович Вы где нашли слова про воспитание исключительности? Опять фантазируете. Не замещайте слова собеседника на свои собственные.

 

Liubov Khalak Хуторской Андрей Викторович это когда в детсадах всем приказывают приходить на ёлку только в костюмах отечественных сказок? И запрещают наряжаться в бэтменов и диснеевских принцесс?

 

Татьяна Шашкова почему нельзя строить платформу на общечеловеческих ценностях без выпячивания своей нации?

 

Хуторской Андрей Викторович Ценности существуют и проявляются на нескольких уровнях:

1) ценности индивидуального человека,

2) ценности его семьи, рода,

3) ценности его народа (этноса),

4) ценности страны, общества,

5) ценности мира, человечества,

6) ценности Вселенной.

 

Эти ценности не выпячиваются, они все имеют место быть, а не только общечеловеческие. Между всеми этими ценностями существует связи, соотношения. Они связаны также с культурами.

 

Школа работает в определённой культурной среде. Если Россия, то среда у школы именно российская, отечественная. И она должна быть первоочередной для построения методологических основ школы.

 

К общечеловеческим ценностям, к другим культурам школа приводит и приходит на следующем этапе-уровне, не на первом. Почему не на первом? Потому же, почему ребёнок сначала кормится молоком матери и осваивает свою комнату, двор, город. И только потом - иные страны и культуры.

 

Если же давать ребёнку чужеродную среду и культуру, это будет противоестественно и не человекосообразно. Да и не культуросообразно.

 

Natalya Kon Что за фигня? В каком мире , по вашим предположениям, будет такой ребенок жить? В древнеславянском? А глобализацию вы собираетесь вообще заметить? Какого молодца девке целовать? Черного, желтого? А может смуглого страстного мексиканца?

 

Хуторской Андрей Викторович По моим предположениям ребёнок будет жить:

1) в своей семье,
2) в своём роде, 

3) в своём народе (этносе),
4) в своей стране, обществе,
5) в своём мире (планете),
6) в своём человечестве,
7) в своей Вселенной. 

Глобализации своё место в образовании человека, она не в детсаду начинается.

Более подробно концепция нашей научной школы:  https://eidos-institute.ru/science/conception/

 

Natalya Kon Прочла. Список заказчиков выглядит несколько спорным, но в целом картина моим взглядам не противоречит. А вот статья и эти 7 пунктов очень даже. Потому что здесь Вы как будто утверждаете, что извне сформированная идентичность может быть основой личности, способной присвоить в тоге Вселенную, сделать ее своей, то есть , стать ее творцом. Идентичность нельзя сформировать извне. Можно только предложить варианты и пути ее формирования. А человек всю жизнь может и должен заниматься поиском этой идентичности, сотворением себя и через себя Вселенной. Поэтому живем и воспитываем ребенка в современном мире. А экскурсы в историю своего и других народов рассматриваем как варианты и пути поиска этой самой идентичности. Современные жети ничего уже просто ьак глотать не хотят. На веру от старших мало что готовы принимать. И слава Богу. Так что, варианты, варианты, и еще раз варианты. И поддержка в поиске собственных, а не исторических и родовых смыслов.

 

Ирина Денберг Давно подмечено, что в немецких сказках, например, герой всего добивается трудом, а в русских народных герой-лентяй часто все получает благодаря хитрости или каким-то чудесам.

 

Хуторской Андрей Викторович Сказки вещь многоуровневая. Напрямую их не следует воспринимать. Почитайте для начала Владимира Проппа.

 

Евгения Мартыненко Может и многоуровневая,но когда ребёнок спрашивает, почему старик жил в разбитой ланчуге и почему не мог свой дом починить....в ответ тишина...!!и не знаешь что и сказать...или руки не из того места у него росли, или алкоголик или лень ему было свой дом то в порядок привести....вот и перестала читать...

 

Хуторской Андрей Викторович Случайных сказок в культуре не бывает. Если тысячи лет сказка прошла, в ней глубокие основы есть. Учитесь их находить. И второе - чтобы с ребёнком обсуждать сказки, нужно и этому учиться отдельно. Пока хотя бы просто читайте ему сказки. Они сами сделают всё что надо.

Кстати, против сказок был Выготский, он предлагал "изгнать их начисто" из школы. Есть целый параграф про изгнание сказок в его Педагогической психологии. Такая вот психология, её, кстати, взяли за основу последователи "развивающего обучения".

 

Ольга Иванова А говорят "железный занавес" сняли...

 

Хуторской Андрей Викторович При чём здесь занавес? Вы вчитайтесь в текст. Речь идёт о культурологических основаниях семейной школы. Я утверждаю, что основой школы и в особенности начальной средой для ребёнка должна быть отечественная культура, а не иноземная.

У многих (родителей) есть иллюзия, что если они отдадут своего ребёнка в школу, в которой есть слова с зарубежными брендами, то там всё будет лучше. Во-первых, чаще всего кроме бренда там на самом деле нет его содержания, только слова. Во-вторых, познание иных культур начинается не когда угодно и не как угодно, нужна педагогическая система, а не выхваченные из разных педагогик элементы.

 

Polina Adamenko "Иноземная" - архаизм. Как и ваша теория.

 

Хуторской Андрей Викторович Polina Adamenko "Иноземная" - словцо, которое я применяю специально для "иванов не помнящих родства", которые норовят понасоздавать разных монтессори-центров, вместо того, чтобы понять кто они и зачем у них дети.

 

Polina Adamenko То есть, вы считаете, что методика Марии Монтессори создавалась и подходит исключительно для итальянских детей?)))

 

Хуторской Андрей Викторович Я не обсуждаю здесь педагогику и методику Монтессори. Я обсуждаю образовательную платформу создаваемых семейных и частных школ в России и говорю о том, что такая платформа должна базироваться на отечественных культурных основаниях, а не на иностранных.

 

Ольга Иванова Хуторской Андрей Викторович ,ясно,но Ваши аргументы, по какой то причине,не кажутся убедительными.

Может быть,если вы поделитесь именно вашим успешным опытом в этом вопросе, то аргументы засверкают.

 

Екатерина Родыгина Где можно посмотреть примеры подобных образовательных учреждений? Каковы предполагаемые образовательные результаты детей? Как будет осуществляться интеграция в мировую экономику? Или говорим об исключительном русском пути?

 

Хуторской Андрей Викторович В каждом нормальном образовательном учреждении изучается отечественная культура. Не везде это происходит качественно, но происходит везде.

 

Семейные и негосударственные школы часто пытаются взять иную культуру за основу, что на мой взгляд, ошибочно. Не нужно брать иную культуру, нужно реализовывать собственную.

 

Образовательные результаты детей - принадлежность своему этносу, народу, что позволяет применять все народные черты и средства в своей жизни, реализовывать себя как представителя своего народа.

 

Интеграция в мировую экономику - не задача общеобразовательной школы. Эту задачу школе навязывают наши и чужие банкиры для своих целей. Освоение общемировых культур человек, конечно, производит. Но с опорой на свою.

 

Исключительно русский путь - ограничен в возможностях, не надо запирать себя. Но и в мир нужно придти со своими ценностями и багажом.

 

Екатерина Родыгина Хуторской Андрей Викторович иную культуру за основу - чего? Можно предметнее , где в образовательных технологиях, практиках, целях и задачах , результатах - отечественная культура как основа этого? Абсолютно согласна, что изучать, конечно, необходимо. Но как основа - это что за методология?

 

Хуторской Андрей Викторович В данном случае под методологией понимается проектируемая и реализуемая миссия школы, те ориентиры и методы, которые для этого применяются. Заданные образовательные результаты школа формулирует в терминах выбираемой за основу культуры.

 

Сегодня многие руководители создаваемых школ не представляют себе тот путь, по которому необходимо выстраивать развитие школы. Маркетинг они представляют, материальную базу тоже. А вот образовательные процессы и педагогические процессы - как их строить? Ответы на подобные вопросы даёт выбираемая за основу культура и методология.

 

Екатерина Родыгина Алексей Рогов что скажешь?

 

Алексей Рогов Екатерина Родыгина а к чему нужно отнестись? К тому, что Пушкину повезло, и его господин относит к русской культуре, а Амонашвили, очевидно, носитель «иноземной» педагогической традиции?! А уж куда деваться бедному Диме Зицеру с его частной школой в безусловно русском Санкт-Петербурге, культура которого пронизана именами европейских зодчих, я даже боюсь предположить...

 

Хуторской Андрей Викторович Я вам скажу, Алексей Рогов, к чему отнестись. К той школе, чьим основателем вы себя называете. Точнее, к культурологическому компоненту её основания. Каков этот компонент? Каков был, и каков сейчас? Каким будет дальше? Какова и какая культурологическая составляющая у учеников школы? У выпускников нынешних и планируемых? Каково распределение данного компонента между разными культурами у детей, чьи рода и этносы принадлежат разным культурам. Дайте ответы, если не побоитесь.

 

И, да. Шалва Амонашвили - грузинский педагог, в его книжках имена грузинских детей, которых он учил. Его называют также и советским, российским педагогом. Как раз потому, что в России он поддерживает именно русскую культуру.

 

Ш. Амонашвили: "Давно пора готовить учителей по Ушинскому, Сухомлинскому, Пирогову, Макаренко. Их теориями пользуются на западе, а в России вы не найдете ни одной школы, построенной на их принципах. Зато есть школы по Вальдорфу. Ушинский долго жил на западе, познакомился с образованием. Он считал, что школа - хранитель духа нации, народности. Если немецкая школа не обслуживает немцев, то она никуда не годится. И русская школа должна стать ревнивым хранителем русской культуры, духовности, религии. Тогда и нравы будут у нас другими".

Источник: https://rg.ru/2009/10/12/shalva-poln.html

 

Галина Кутейникова И вальдорфская и Монтессори адаптируются в любой стране под язык, культуру и менталитет. Это в них изначально заложено.

 

Юлия Шаулова Я имела дело с Вальдорфом в Германии. Потому отдала дочь в России в вальдорфскую школу. Ну, во-первых, и ментально, и содержательно, - небо и земля. Во-вторых, как ни крути, это замкнутые, узко ориентированные образовательные системы. Методик ограниченный набор. Один ведущий принцип. Я за широту взглядов, возможность сравнивать и выбирать лучшее, индивидуально наиболее подходящее. За синкретизм и эклектику. Когда я преподаю немецкий в нашей семейной школе, я беру элементы всех систем и выстраиваю индивидуальный план. Когда же начинаю работать в одной системе, то меня загоняют в рамки. И ученика тоже. Гы, адаптируется. Попробуйте в рамках одной из систем нарушить хоть один основной принцип. Сварьировать. Не уверена, что получится.

Галина Кутейникова Юлия Шаулова как учитель преподающий в вальдорфской школе, я точно знаю ,что педагог в ней не ограничивается ни в методах, ни в формах. Каждая педагогика несёт свое мировоззрение, как и любой учитель и лукавят те, кто говорит,что их направление от этого свободно.

 

Юлия Шаулова больше напоминает исторические реконструкции. И такое есть, в Орле, например. Но скорее дополнительно к "международному" образованию ИМХО.

 

Хуторской Андрей Викторович Я не об исторической реконструкции говорю, а об исторической преемственности и культурологической методологии образования в семейных школах. Возможно, реконструкция при этом понадобится. Что и происходит, например, в неоязыческих общинах. Но я бы не хотел понимать данную тему только в данном узком ракурсе.

 

Julia Knijina п-патриотизм!))))) чудесный вброс!

 

Хуторской Андрей Викторович Ошибаетесь. Не о патриотизме здесь речь, а об отечественной культуре как основе общего образования в детсадах и семейных школах.

Как же некоторые хотят исказить мой пост! Уже третий раз приходится исправлять.

Ещё и про "вброс" какой-то пишите. Вы с ума сошли? Группа для того и предназначена, чтобы в ней обуждать вопросы по данной теме. Платформа создаваемых семейных школ - главный вопрос.

"Вбросьте" и вы своё мнение на эту тему, обсудим. А если нет ничего, то обсуждайте то, что другие пишут. С соблюдением этики.

 

Lili Sova Скрепы не забудьте, а то скрепят

 

Хуторской Андрей Викторович Лили, вы уже четвёртая, кто не понимает, о чём речь. В данной теме не про скрепы, а про образовательную платформу начальной школы.

 

Хуторской Андрей Викторович Рефлексия №1. Несколько человек активно придумывают за меня то, чего я не писал и не имел в виду. Как педагог формулирую для этих товарисчей следующие актуальные задачи:

 

1) научиться читать и понимать прочитанное;

2) научиться задавать вопросы на понимание;

3) научиться формулировать свою мысль, если она есть;

4) научиться формулировать мысль более чем в три слова;

5) научиться соблюдать этику при общении.

 

Дина Тархова Какая разница, русские или зарубежные средства воспитания, если в наше время уже сами родители по менталитету и образованию мало отличаются от ровесников на западе?

 

Хуторской Андрей Викторович Да, ну? Мало отличаются от ровесников на западе? Ещё как отличаются. Как раз именно по менталитету и по образованию тоже.

Приведу свой пример недельной давности. Шри Ланка. Придорожный рыночек фруктов. Торгуемся, как принято в азиатских регионах. Договорились о цене - 1700 рупий. Даю деньги большей купюрой, а торговец даёт сдачу не по тому, как договорились, а по своей первой цене. То есть договор для него ничто, главное деньги. Аналогичный случай там же - уже у юрлица: фирма отказалась от своего же документа, где написано, что входные билеты оплачены. платите ещё раз. Я думал, что же они ничего не соблюдают. А оказывается, очень просто. Это у нас любой мальчишка во дворе знает "ДОГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ". Если нарушишь, мало не покажется. А в Шри Ланке, совсем другой менталитет: "Деньги дороже договора". А вы говорите общечеловеческая культура.

 

Наташа Назарова А русские никого не обманывают, даааа. Направо и налево, и сами своих же причем.

Управление

 

Natalia Ponomareva Ужас.. прочла комментарии.. люди, а почему вы такие злые??? Обсуждать можно, вести конструктивную беседу , у вас какие- то претензии и сплошная критика... кошмар...

 

Хуторской Андрей Викторович Доброта - непременное качество человека в отечественной культуре, в славянских традициях. Даже есть такое обращение - "люди добрые". Те, кто подходит под такое качество в нашей группе, действуют сообразно отечественной культуре. Есть и те, кому ещё предстоит освоить компетенции доброты.

 

Ксения Фридрих Андрей Викторович - мне близка ваша мысль о своих корнях, я считаю, что нельзя забывать и игры, и литературу. В нашей семейной школе мы играем в игры, изучаем происхождение слова. Не совсем понятно, что такое древнеславянская педагогика)

 

Polina Adamenko Как, что? Розги, горох, гречка. ))

 

Ксения Фридрих Polina Adamenko у нас было погружение в Русь, так дети стояли на горохе)) им понравилось

 

Ольга Иванова Андрей Викторович, "ДОГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ" -это волшебно, а как насчёт таких исконно русских установок:

 «Бьёт – значит любит
...

 

Natalya Tsarevskaya-d А ещё розги? И стояние коленями на горохе

 

Olga Savkova К сожалению (ну или не к сожалению), ушёл в прошлое образ жизни, на котором базировались подобные культурные нормы и установки. Играть в потешки, в репку с малышами целительно, но недостаточно. Мир меняется, искусственное сдерживание не даст детям преимуществ в развитии.

 

Дарья Савина Выросла, закончила пед, отработала 8 лет с семьями с детьми, родила дочку и теперь задумалась-так ли хороши наши сказки? В иностранных сказках герои работают-Золушка, Белоснежка,Дюймовочка и т.д, а у нас? Иван мечтает о скатерти самобранке, полцарстве...Ещё

 

Наташа Назарова Дарья Савина да, я старшему еще читала, а младшему уже нет. "Морозко " - старик родную дочь в лес отвез, и т.д. Жесть какая-то, не хочу я такой культуры

 

Татьяна Шашкова сидя в американском интернете, в американском Фейсбуке, с китайским/корейским телефоном/компьютером автор пытается рекламировать свою книгу/платформу образования, основанную на русских народных традициях, при этом раздавая советы тем, кто его об этом не спрашивал и обвиняя всех, кто его не понял в необразованности. это диагноз или уже норма жизни?

 

Ирина Рузиева-Полюшкина Какую педагогику, методику не возьми, а все зависит от того, кто ее осуществлять будет! Будь то Учитель в общеобразовательной школе(там, правда, ещё много сторонних факторов накладывается), или частная, или семейная школа, да даже мама дома! Ведь ни для кого не секрет, какой ужас и отношение к личности ребёнка царило в советских школах! Да и время вспять, мы уже не повернём. Играть можно во многое, и то что близко из славянской педагогики, Учитель возьмёт и реализует, но это не исключает прогресса. Хуже всего зацикливаться на чем то одном! У нас в школе дети придумали ролевые игры: Майнкрафт, зомби, полицейские... одна мама тревожится, что ж они все в убийства играют! Так ведь и ив играли, в войну, в казаков-разбойников... Дети несут из дома ту действительность, которая их окружает. Для них сейчас вот это актуально. И пусть лучше так отыграют, чем в планшете утонут. А тут ведь и команда, и правила и реальность... постепено перейдем на рыцарей, на мифы... они и не заметят, как прикоснутся к истории. Я так думаю. А что думаете вы? Майнкрафт быть или не быть совсем?

 

Лена Владимировна Ирина Рузиева-Полюшкина спасибо, что вытаскиваете детей и их увлечения в реальность!

 

Хуторской Андрей Викторович Ася Штейн, вы, конечно, свои посты удалили, но при этом удалили и мои, с чем я не согласен. Поэтому, вынужден восстановить вами удалённое. Считаю, что так не хорошо делать, удалять ответы на свои суждения, а потом опять размещать те же свои суждения, но уже без ответов на них. Так в нашей отечественной культуре не принято.

 

Ася Штейн. То есть, школа только для славян? Всех прочих - побоку?

 

Хуторской Андрей Викторович. Поздравляю, госпожа "соврамши". Вы седьмой человек, который в этой теме придумывает за собеседника как бы его слова. Никто и ничего из того, что вы написали, в данной теме не произносил.

В рефлексии выше я написал 5 задач для вас.

 

Ася Штейн. Хуторской Андрей Викторович я уточняю. Там что-то про тысячелетние «славянские» традиции. У нас многонациональная мультикультурная страна. Почему именно «славянские»? И что именно Вы понимаете под славянскими традициями. Как Вы их отделяете от от индоевропейских, например? Или от традиций угро-финских народов, веками живших компактно со славянами? Как Вы идентифицируете, где проходит грань между славянскими традициями и традициями населения, соприкасавшегося со славянами? Например, северных германцев, татар и т.д?

 

Хуторской Андрей Викторович. Ну, вот. Другое дело. Вопросы пошли. Сформулирую тезисы.

 

Тезис №1. Методологическая, культурная и педагогическая платформа для семейного детсада или школы в России должна быть отечественная, а не иностранная.

 

Тезис №2. Отечественная, это значит, созданная, развившаяся, воплотившаяся на российской территории и присутствующая в ментальности большинства граждан страны.

 

Тезис №3. Отечественная культура многонациональна, содержит культуры многих этносов. Представление культуры этносов происходит в сопряжении, диалоге с русской культурой.

 

Тезис №4. Славянская культура входит в состав отечественной культуры и принадлежит одному из ведущих этносов России.

 

Тезис №5. Иностранные культурные основания могут присутствовать в платформе семейного детсада или школы, но не подменять собой отечественную культуру, а взаимодействовать с нею в режиме диалога.

 

 

Цаль Шварцбурд Хуторской Андрей Викторович Тут собственно, спорить не о чем. Есть такое мнение, есть другое. Единственно, что я бы отметил, автор этих тезисов ДОЛЖЕН сменить их модальность. Так как никто ничего никому не должен. Группа об альтернативах. Все только МОГУТ, если захотят.

 

Хуторской Андрей Викторович Должен не писать "должен"?

 

Цаль Шварцбурд Хуторской Андрей Викторович А зачем писать "должен", если МОЖНО не писать?

 

Хуторской Андрей Викторович Из вышесказанного следуют вопросы:

1. Возможно и целесообразно ли создание на российской территории школ, в основу которых закладываются иностранные культуры?

2. Целесообразно ли называть школы по этническому принципу, если в чистом виде ни одна культура в школе не может быть представлена как единственная?

3. Какую роль в создаваемой школе должна выполнять отечественная культура? Как определяется её состав и методология влияния на выстраиваемоё образование?

 

Хуторской Андрей Викторович Рефлексия №2.

Итак, что имеем. Приведу свой анализ ситуации.

 

1. Исходная проблема: наличие процесса ухода части семей из массовых школ. Причины: несоответствие потребностям современных родителей сложившейся системы гособразования (ЕГЭ, ФГОСы, бюрократия, формализм).

 

2. Создание семейных, частных начальных школ, как правило, самими же родителями, не имеющими зачастую педагогического образования и представления о проектировании образования. В качестве альтернативы в таких семейных школах берутся иностранные бренды типа монтессори, вальдорфа, френе и т.п. Осуществляемое родителями образование зачастую не соответствует содержанию используемых брендов, но это никого не волнует. Возникают проблемы, например, проблема 5 класса (неясно, как обучать после начальной школы).

 

3. Одна из проблем семейных школ, затрудняющая их развитие - отсутствие обоснованной методологической платформы культурологического типа. Противоречие между иностранным брендом и культурной средой, в которой находится школа, приводит к невозможности реализации школой декларируемых целей и специфики.

 

4. Для решения противоречия в качестве культурологической платформы создаваемых школ предложено выбирать в качестве изначальной отечественную культуру. Иные культуры сопрягаются с ней. Замещение отечественной культуры иностранной не предполагается (да и невозможно).

 

5. Предложение отечественной культуры в качестве платформы школы выявило следующие позиции в обсуждении в группе:

а) изучение и готовность изучения отечественной культуры с детьми на занятиях (2 чел.);

б) вопросы, что означает наличие отечественной культуры в методологических основаниях школы ("это что за методология?") (3 чел.);

в) выяснение специфики предложения, анализ собственной практики (3 чел.) ;

г) резкое отрицание данного предложения, попытки его дискредитировать, осуществить обструкцию его автору, в том числе методом подмены его слов на негативные штампы (9 чел.);

д) смена темы (3 чел.)

е) удаление постов и их последующее повторение уже без слов оппонента (1 чел.)

 

6. Методологическая роль культур в основании семейной школы в настоящее время не исследована и не раскрыта.

 

7. Теория и практика сопряжения (диалога) этнических культур в образовательном процессе семейных школ разного типа также отсутствует в современном отражении.

 

8. Типология семейных школ - одна из актуальных для разработки задач.

 

==

 

 О построении методологических основ семейной школы (культурологический ракурс).

Опираясь на концепцию разделения заказчиков образования, в качестве ценностной составляющей методологической платформы семейной школы предлагаю следующие их уровни:

1) ценности индивидуального человека (ученика),
2) ценности его семьи, рода,
3) ценности его народа (этноса),
4) ценности страны, общества,
5) ценности мира, человечества, 
6) ценности Вселенной. 

Ценности являются проекцией соответствующих культур на образовательную деятельность ученика. Приоритеты ценностей и культур определяются в зависимости от принадлежности ребёнка и его семьи той или иной культуре, от ступени образования.

Первичной культурологической основой в семье являются родовые (семейные) ценности.
Культурологической основой в начальной школе являются ценности отечественной культуры.
Культурологической основой в средней и старшей школе являются ценности мировой культуры, сопряженной с отечественной.

Между ценностями, между культурами разных уровней в ходе обучения выявляются их связи и соотношения. Связи проявляются путём организации диалога и полилога. Результат - выращивание ценностных оснований учеников. Данная задача обеспечивается школой с помощью доступных каждому возрасту детей средств - игр, сочинительства, конструирования, рисования и др. Применяются средства отечественной педагогики, этнопедагогики, техники зарубежных педагогик.

Результат: наличие у ученика ценностных культурологических оснований всех основных уровней.

 

==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Методологическая функция отечественной культуры в образовании. Какую платформу выбрать для семейного детсада или школы? 
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 24.02.2019 г. – http://khutorskoy.ru/be/2019/0224 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2019