: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

 Дневник достижений ученика: рекомендации учителю и родителю

 
 

10.12.2018 г.

Как помогать ученику вести Дневник достижений


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 



Для детей – участников инновационных проектов для школ, которые ведёт «Эйдос», нами разработана форма Дневника достижений ученика. Больше всего, Дневник достижений актуален для участников проектов "Эвристический класс" (25 учеников + 5 учителей) и "Эвристический курс" (1 родитель + ребёнок). Такие Дневники мы предлагаем учителям вручить ученикам и помочь начать их заполнять.

Приведу рекомендации для учителей и родителей по применению Дневника достижений ученика.


Образовательная роль Дневника достижений

Главная цель ведения учеником Дневника достижений – акцентировать его внимание на своих результатах, на саморазвитии и самореализации. Такой акцент формирует навык продуктивной учёбы и жизни, развивает собственное понимание смысла обучения, смысла жизни.

Ребёнка, который умеет видеть и оценивать свои достижения, труднее сбить с дороги, заставить делать то, что ему не нужно. Дневник достижений – прививка против рабства.

Дневник достижений – это хроника успеха. Научите ребёнка видеть свой успех, называть его, формулировать, обосновывать. Даже отрицательный результат может оказаться достижением! Учите ребёнка видеть ценное в любых его проявлениях. Спросите: В чём польза случившейся проблемы?

Достижения связаны с целями. Каждая цель воплощается в достижениях. Именно поэтому первым разделом Дневника являются главные цели, детализированные по всем сферам жизни. Сформулировав цели, ученику будет понятнее, в чём могут состоять его достижения – как раз в том, чтобы достигать свои цели!

И, наоборот, достижения ученика становятся основой для постановки им новых целей. Ребёнок создал достижение? Отлично! На этом фоне вполне можно подумать о новой цели – по развитию достижения, по переводу его на новый уровень, расширению применения. В результате ребёнок дополняет свои цели в Дневнике.

Достижения связаны с рефлексией. Осознание успеха, собственно, это и есть достижение. Часто бывает, что сам ученик, его родители и учителя не замечают достижений. Поэтому нужно показывать способы их выявления, например, задавать ученику вопросы: «Что здесь достигнуто? Каким образом?».


Относительность достижений

Достижения достижениям рознь. То, что в одной культуре или субкультуре считается достижением, в другой может быть наоборот, «отстоем». Необходимо анализировать достигнутое учеником в разных ситуациях и с точки зрения разных культур. Полезно вырабатывать собственные критерии достижений. Такие критерии связаны с системой выращиваемых ценностей ученика.

Проблемной ситуацией является замещение личных естественных достижений ребёнка искусственными, привнесёнными извне. Если разобраться, то некоторые культивируемые достижения отражают интересы не ребёнка, а совсем других лиц. Сегодня со всех сторон, в том числе из школы, из интернета, на ученика обрушивается лавина псевдоориентиров, которые заставляют его думать и делать совсем не то, что значимо для него, что подходит для реализации его предназначения. Например, гипертрофированное внимание к ЕГЭ – имеет совершенно искусственную природу. Из обычного средства мониторинга и контроля части образовательных результатов (ЕГЭ проверяет незначительное их количество), данный экзамен превратили в жупело, которым пугают детей уже с начальной школы. Такая задача выгодна части чиновников, чтобы держать людей в «подвешенном» состоянии.

Аналогично со стандартами, ФГОС – только один из многих, а не единственный компонент требований к образованию школьников. Кроме федерального компонента, заказчиками образования являются:

- сам ученик,
- его семья, род,
- народ (этнос),
- социум (регион),
- человечество,
- мир, Вселенная.

На роль заказчиков образования претендует многие: работодатели, политики, чиновники, религии, субкультуры. Каждая из данных групп предлагает свои ориентиры и результаты образования. У них есть образцы своих достижений, которые они отмечают и стимулируют. Учителю и родителю приходится учитывать многовекторность существующих требований и ожиданий к образованию детей. В ряде случаев учителю необходимо согласовывать разные требования, а в каких-то случаях отсекать неприемлемые. Там, где требованиями невозможно пренебречь, приходится находить компромисс.


Как строить работу с Дневником достижений?

Сам ученик не сможет лишь по своей инициативе полноценно применять возможности Дневника для своего саморазвития. Учителю, родителя – необходимо использовать специальные формы работы с дневником:

– разовые ситуации («Так это твоё достижение! Запиши его срочно в свой Дневник!»);
– специальные занятия («Давай проработаем основные цели изучения английского языка на месяц»);
– периодические режимные напоминания («Почистил зубы? А Достижения записал?»).

Наши рекомендации учителю: отводить часть урока на постановку учениками личных целей изучения отдельного раздела, всей учебной дисциплины. Для начала – приводить примеры формулировок целей, пусть дети выберут подходящие. Потом они научатся формулировать свои цели.

Аналогичным образом в конце урока, на котором ученики выполняли продуктивные эвристические задания, на этапе рефлексии учитель предлагает им сформулировать свои достижения и записать их в Дневник.

Родитель, встречая ребёнка из школы, спрашивает не «Что получил», а «Что достиг?». Следующий вопрос: «Как это у тебя получилось?». Похвалите ребёнка за его достижения.

Лучше всего, чтобы Дневник был доступен ученику в любой момент. Для этого его нужно содержать в электронном виде – в смартфоне ученика (программа «Блокнот»).

Возможна и бумажная форма Дневника. Распечатанный дневник применяется для записей авторучкой.

Объединённый вариант: наличие и бумажной и электронной версий. В электронную версию дневника ученик переносит свои записи из бумажной.

Дневник достижений ученика – ценнейший образовательный материал. Он не заменяет портфолио, он подводит к нему. Наряду с портфолио ученика Дневник представляет собой описание индивидуальных образовательных траекторий. Наиболее ценно, что Дневник является продуктом деятельности самого ученика.


Осознание достижений. Связь с целями

В работе с Дневником достижений важны три момента:

1. Осознание учеников - что есть достижение.
2. Связь между его целями и достижениями.
3. Сообразные ребёнку способы осознания своих достижений.

Во-первых, не все дети могут сразу определить свои достижения. Они вообще не понимают что это такое. Действительно, навыки рефлексии недостаточно развиты у многих детей. Да, что там у детей, у взрослых!, в том числе их родителей, рефлексия не каждодневный инструмент. А без рефлексии обеспечить самореализацию не получится, и не только самореализацию. Поэтому, Дневник достижений необходим, чтобы ученик мог разбираться, например, является ли достижением помыть посуду, или нет. В этом смысле задачу инструмента решает именно Дневник достижений.

Когда ребёнок говорит: "ничего не было, не было достижения, результата", учитель и родитель должны ему помочь: а) создать достижение, б) осознать его. Как помочь создать достижение? Один из лучших способов - дать ученику принять участие в эвристической олимпиаде (http://eidos.ru/olymp/). С помощью эвристических заданий ученик всегда создаёт продукт, который иногда вполне может рассматриваться как достижение.

Другой - более системный и комплексный вид достижения - творческая работа, которая целенаправленно готовится для очной или дистантной конференции "Эйдос". Такие конференции Центр дистанционного образования "Эйдос" проводит по два раза в год - весной и осенью. С помощью Дневника достижений фиксируются не тольк вся работа как достижение, но и её отдельные части.

Второе. На начальном этапе мы предложили форму Дневника с двумя разделами: Цели, Хроника. То есть, ребёнку, кроме понятия "достижение" предлагается сразу же продумывать и прочувствовать смысл цели. Потом - их связь между собой - связь целей и достижений.

Третье. Дети разного возраста, и вообще разные дети, по-разному владеют теми или иными способами деятельности. Конечно, форма Дневника достижений может меняться, подбираться в зависимости от возможностей детей. Вместо табличной формы может быть постраничная, тогда на каждой странице, или её части ученик делает графическую рефлексию - рисует свои достижения, сделанные на уроке, в течение дня, недели. Возможны и записи.

Главная суть дневника - он необходим именно для концентрации ученика на продукте своей деятельности - СВОИХ ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ, а не всего, что он "видел вокруг".


Откуда ученикам брать достижения?

На первых порах может возникнуть вопрос – а откуда, собственно, возьмутся собственные достижения ученика, если школа ему всё время предлагает делать то, что нужно по чужим программам и требованиям? Будет ли выполнение этих чужих требований достижениями ученика?

Выполнение чужого требования может быть достижением. Вопрос в содержании и целях требований. Если требования человекосообразны, т.е. отталкиваются от потребностей учащегося, их реализация – достижения ученика.

К сожалению, не все требования, предъявляемые ученику, ему необходимы. И достижениями результаты его труда не являются. В таких случаях нужен анализ и решение, что с этим делать. На наш взгляд, гораздо ценнее отказаться от ненужных ученику требований и построить собственные.

Некоторые учителя и родители оправдывают свою нетворческую ориентацию тем, что им приходится выполнять бюрократические задачи. Они понимают бессмысленность таких задач, лишнюю потерю времени. Видят падение мотивации детей, когда им предлагают делать то, что ими не востребовано. Но, всё же не всегда находят смелость отказаться от ненужного в пользу развития своих детей. Совет один - нужно менять себя. Понимать, что не твоя миссия как педагога - не столько внедрять требования социума в ученика, но и обеспечивать его самореализацию.

Итак, где брать условия для творчества, для того, чтобы у ученика возникали достижения? Такие условия в избытке содержатся в мероприятиях Центра дистанционного образования «Эйдос» - в эвристических олимпиадах, конкурсах, проектах, предметных и метапредметных неделях, очных и дистантных ученических конференциях.

В Эйдосе разработаны продуктивные эвристические формы занятий, методы эвристического обучения, создана методика и дидактика эвристического обучения. В науку нами введена новая дисциплина – дидактическая эвристика.

Чтобы ваши ученики создавали достижения, регистрируйте их в мероприятиях Центра «Эйдос». Расписание всех мероприятий на текущий учебный год: http://eidos.ru/Eidos2018-2019.pdf

--

Для ссылок:

Хуторской А.В.
Дневник достижений ученика: рекомендации учителю и родителю
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 10.12.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/1210 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2019