: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

 Как ученику выбрать тему работы для конференции?

 
 

05.12.2018 г.

Три совета. Фрагменты защиты ученических работ на дистанционной конференции "Эйдос"


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Три совета, которые родились во время ответа на вопрос участницы 25-й Дистанционной конференции для школьников "Эйдос".

Выбрать тему работы - 50% успеха. Это непросто. Вот какие критерии важны для выбора темы:

Первое. Области, в которых ищется тема, должны тебя привлекать, быть интересны, нравится. Возможно, что это то, что у тебя лучше всего получается. Те деятельности которые тебе близки. Хобби. То, что твои друзья или учителя ждут от тебя. Можно и то, что тебе предложит руководитель, с ним ты всегда можешь посоветоваться, либо попросить кого-то стать руководителем, консультантом.

Напиши 10 возможных тем, которые тебе интересны из 10 разных областей. И потом выбирай, советуйся с другими.

Второе. У каждой работы - исследования или проекта, должны быть заказчики (адресаты). То есть те, кому на самом деле очень нужна такая работа, настолько, что они даже готовы заплатить за её результаты. Плата здесь - показатель заинтересованности, доказательство того, что твоя работа действительно нужна кому-то, решает чьи-то проблемы, отвечает на потребности.

Прежде чем определить тему своей работы - спроси, нужна она твоим друзьям, родственникам, знакомым. Может быть работа понадобится не людям, а тем же животным, растениям.

Третье. Кроме личного интереса и пользы для других тема должна быть актуальна в науке, технике, искусстве, культуре. То есть проблема должна быть жгучая! Очень нужная для решения! Здесь нужно поговорить со специалистами. Всегда есть такая тема или вопрос, которые будут доступны для решения школьником.

==

Пример работы ученика 3 класса с выходом на монетизацию его результатов. 25-я дистанционная конференция для школьников "Эйдос".

Особенно полезно прочитать тем, кто считает, что с учениками нужно сюсюкать и ничего "сложного" у них не спрашивать. Дети сами просят:

Денис: "Андрей Викторович, хочу получить от Вас сложные вопросы".

И он их получил.




==

ХXV Всероссийская дистанционная ученическая конференция "Эйдос", 27 ноября - 10 декабря 2018 года

Тема работы: Технология изготовления броши на основе гипса

Полетаев Денис, 3 класс, МАОУ Лицей 25, Ижевск.

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Здравствуйте, уважаемый Оргкомитет и участники конференции!

1. Почему я выбрал эту тему: Я люблю из гипса поделки. Я очень люблю паять, а броши надо опаивать по краям.Мне нравятся ювелирные изделия (брошки, серёжки, запонки, заколки, кольца). Я хочу создать украшение из гипса и олова. Мне нравится заниматься этим, потому что брошь - это украшение, которое многим нравится. Мои бабушки носили украшения, мама носит украшения. Для каждой броши нужна уникальная проволока, которая всегда ложится по разному.

2. Мои цели: создать брошь и подарить или продать её.

3. Главная идея моей работы: сделать поделку из необычного сочетания материалов.

4. Как я выполнял работу: / планируемый ход работы: 1) взять медную прополку, сделать из неё модель - например, цветок 2) обвести оловом 3) взять фольгу и сделать в фольге виятинки 3) взять гипс и залить его в форму 4) упаковать брошь

5. Что именно мне удалось сделать самому, что получилось успешно и почему:

6. Какие были проблемы и как я их решал: главная проблема - это засыхание гипса

7. Для кого и для чего полезны полученные мною результаты: хочу сделать брошь для моей будущей жены. Приятно будет подарить брошь на Новый год, а также ребята из класса уже сказали, что брошь могут купить.

8. Мои дальнейшие планы: записать на видео материалы и заготовки. Рассчитать стоимость броши.
...

Фрагмент защиты работы во время конференции (ВКонтакте)








==

Приём, как выявлять личные образовательные результаты ученика от чужих. Применён на дистанционной конференции для школьников "Эйдос".


"Жёлтый - моё, синий не моё". Ученица 3 класса на дистанционной конференции "Эйдос" отделяет в своей сказке приёмы, которые она придумала, от тех, которые уже были известны.

По сути, это пример метода, как работать с детьми на выявление их личных образовательных результатов.









==

4 совета ученику-автору. Фрагмент защиты ученической работы.

ХXV Всероссийская дистанционная ученическая конференция "Эйдос", 27 ноября - 10 декабря 2018 года

Тема работы: ВЛИЯНИЕ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА (на примере изучения личностного поведения человека)
Нугуманова Амалия, 3 «В» класс, МАОУ «Лицей 25», г. Ижевск

Андрей Хуторской вчера в 10:26:
Амалия идея работы интересная. Но вот какой вопрос: Ты уже изначально считаешь, что на качества человека влияет только солнечный свет? Но есть ещё очень много факторов. Как же быть с ними? Может быть люди меняются не только от солнечного света, и не только от климата. Как тогда узнать, что же именно влияет и насколько?

P.S. Был такой русский учёный - Чижевский, который открыл влияние активности Солнца (солнечных пятен) на людей. Он изучал события на Земле и обнаружил, что цикл активности Солнца 11 лет и на Земле у людей случались революции или болезни с таким же циклом.

Амалия Нугуманова вчера в 21:06
Здравствуйте, Андрей Викторович! Я очень рада, что Вы заинтересовались моей работой. 
Да, я как раз задумывалась об этом вопросе. И в начале работы писала о том, что основные черты характера человека, по мнению ученых, формируются еще до его рождения , а еще такие факторы, как окружение и воспитание, профессия, образ жизни ... могут оказывать влияние на поведение людей. 
Но это известные факты, а я обратила внимание на еще одну особенность. А вдруг, это лишь совпадение, а не закономерность? Это бы мне хотелось уточнить.. 
И именно потому, что обычные (известные) факторы сильнее влияют на поведение человека, трудно понять роль солнечного света. Эту проблему я все еще до конца не решила для себя. 
Хотелось бы сравнивать поведение людей, живущих в разных местностях, с абсолютно одинаковыми другими условиями (сейчас я знаю, имеет значение темперамент, воспитание, окружение, профессия..), но это нереально))). 
Наверное, хорошо было бы опросить очень-очень большое число людей, может, тогда остальные факторы будут иметь примерно одинаковое значение, и их можно будет не учитывать. Но пока для меня это не очень реально. 
Еще, я подумала, что если я провожу опрос таким образом, что каждый человек заполняет опросник относительно знакомых, то он оценивает поведение людей с примерно одинаковыми интересами, статусом, окружением, возможно, даже темпераментом. Но обнаружила одну сложность. После того, как я получила заполненные опросники, оказалось, что большинство оценок – 4 и 5. Я объясняю это тем, что при заполнении опросника каждый человек вспоминает в основном своих хороших знакомых, а уж они с ним и доброжелательны, и приветливы, и разговорчивы)). Думаю теперь, как решить этот вопрос… 
Пока у меня есть 2 варианта: 
1. Предлагать оценивать поведение не добрых знакомых, а случайных встречных. 
2. Оценивать поведение знакомых, но от 1 до 5, т.е. из всех знакомых выбрать самого недружелюбного, неприветливого и неразговорчивого, определить уровень его дружелюбности... за 1, самого дружелюбного.. - за 5. И отталкиваясь от них, оценивать поведение остальных. 
Андрей Викторович, а что бы посоветовали Вы? Будет здорово, если Вы мне подскажете 😉 
Спасибо за Ваше внимание))

Про Чижевского – это очень интересно, насколько я поняла из объяснения мамы)). Это даже, возможно, могло бы подтвердить мою теорию.

Андрей Хуторской сегодня в 6:10
Амалия: "Андрей Викторович, а что бы посоветовали Вы? Будет здорово, если Вы мне подскажете".

Амалия, я подскажу.

Первое. У каждой работы - исследования или проекта, должны быть заказчики (адресаты). То есть те, кому на самом деле очень нужна такая работа, настолько, что они даже готовы заплатить за её результаты. Плата здесь - показатель заинтересованности, доказательство того, что твоя работа действительно нужна кому-то, решает чьи-то проблемы, отвечает на потребности.

Поэтому - тема работы выбирается, простите, не "от фонаря". И не потому, что за неё поставят оценку. И не просто так из-за личного интереса. Личный интерес - необходим. Но нужна ещё и польза для других.

Тот же Чижевский открыл закономерные связи с Солнцем, что помогло понять и предсказывать геомагнитные бури. Ещё он придумал "Лампу Чижевского" - ионы от неё повышают здоровье людей, урожайность кур.

Солнечный свет - можно исследовать. И его влияние тоже. Но нужна конкретная проблема - актуальная для людей. Чтобы ты её решила. И не забывай о главном критерии - монетизации. За твой результат люди должны захотеть тебе заплатить.

Второе. В качестве основного метода ты применила опросы. То есть изучала не солнечный свет, а мнения людей. Я уже не раз на конференции говорил, что исследовать нужно реальные объекты, а не чужую информацию о них.

Третье. Опросами занимается социология. Там есть свои реальные объекты, И можно, конечно, сделать работу по социологии. Но этот предмет в школе не изучается. Лучше выбрать тему по школьному предмету.

Четвёртое. Оно относится, скорее, к учителям. Но я всё же напишу об этом здесь. Система выбора и руководства ученическими работами нуждается в разработке. Ей нужно уделить отдельное внимание, учителям помочь применить специальные методики. Тогда и работы учеников со временем будут гениальными. Замечательно, что ваша школа, ваш класс участвует в проекте нашего Института образования человека и в олимпиадах, конференциях Центра дистанционного образования "Эйдос". Со временем вы сможете делать выдающиеся работы, достойные того, чтобы становится в один ряд с работами Чижевского, Циолковского и других знаменитых учёных России.

 

 

Фрагменты обсуждения работ на конференции для школьников "Эйдос"










--

Расписание конференций для школьников: http://eidos.ru/conf/pupil/schedule.htm

 

 

--

Для ссылок:

Хуторской А.В.
Как ученику выбрать тему работы для конференции?
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 05.12.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/1205  

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2019