: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

25 лет спустя. О метапредметности

 
 

24.11.2018 г.

А ваша школа строит учебный процесс по календарным ритмам?


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

О метапредметности. Фрагмент концепции школы, где я был научным руководителем - частной школы "Мыслитель" (Москва):

"Первосмыслы находятся за рамками обычных учебных предметов, они в обычном смысле внепредметны. Поэтому для конструирования целостной образовательной системы требуются метапредметы - такие учебные дисциплины, которые охватывают определенную связку первосмыслов.

В планах настоящего исследования - разработка целей и содержания таких метапредметов, как «Числа», «Культура», «Мироведение», «Диалог русской и английской культур». Метапредмет позволяет ученику и учителю реализовать свои возможности и устремления в большей мере, чем обычный учебный предмет, поскольку создает условия для выхода в смежные темы других учебных курсов.

В основе учебных метапредметов лежат не только первосмыслы, но и различные ритмы: природные, культурные, календарные и иные. Задача учителей, разрабатывающих и реализующих учебные предметы (метапредметы) - заложить в своих программах соответствие образовательных ритмов (учебного дня, недели, года) внутренним ритмам ученического коллектива и отдельных учеников. В этом случае их образование происходит более естественно и гармонично. Соответственно степень реализации природных возможностей детей увеличивается".

Написано в 1995 году.

==

Ирина Сидорова: ЗдОрово! Но это было так давно! Сейчас, к сожалению, невозможно даже представить существование такой школы :-(

==

Хуторской Андрей Викторович: Человек всегда и всё может. Если не во внешней реальности, то хотя бы во внутренних образах, мечтах, планах. А внешняя реальность подтягивается к мыслям. В этом сила намерения.

Если мы строим учебный процесс по календарным ритмам, мы никогда не будем вести уроки в мае так же, как в январе или марте. Именно поэтому в нашей концепции школы самореализации расписание мая совсем другое, другие деятельности и учебный процесс иной. Это и есть человекосообразность.

Но знать принципы, технологии и методики - недостаточно. В нашей научной школе много книг, электронных изданий и много материалов пока неопубликованных, отснятого видео. Но и этого мало. Нужна непрерывная поддержка.

Некоторые школы, их руководители, у которых мы провели оргдеятельностный семинар, ошибочно думают, что они тоже всё так же сделают Не сделают. Потому, что технология построения семинара живая, у неё есть разные версии раскладывания. И чтобы знать, как разложить ситуацию, нужно перед этим несколько лет такие семинары проводить и учиться проводить.

Поэтому, учителю нужно учить детей. А помогать ему в этом должны другие специалисты. Наш Институт образования человека как раз и позиционирует себя как источник различных форм научно-методической поддержки: учителей, методистов, управленцев.

Когда я провожу консультацию с учредителем будущей школы, он задаёт 146 вопросов. На каждый из них даётся письменный ответ ИЗ СВОЕГО ОПЫТА И ПОНИМАНИЯ СИТУАЦИИ СПРАШИВАЮЩЕГО. И ещё какие-то источники включаются для ответа. Вот этого ни один директор школы не получит, если он будет просто сам с собою продумывать.



Литература

1. Хуторской А.В. Школа индивидуального развития «Мыслитель» [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2018. – №1. – С.14. http://eidosinstitute.ru/journal/2018/100/. – В надзаг: Института образования человека, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru
См. также: https://eidos-institute.ru/journal/2018/100/Eidos-Vestnik2018-114-Khutorskoy.pdf

2. Франшиза // Сайт Института образования человека. URL: https://eidos-institute.ru/services/franchise/

3. Книги о метапредметном подходе // Сайт Института образования человека. URL: https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/interdisciplinary/

4. Инновационный проект для школ "Мета"  // Сайт Института образования человека. URL: https://eidos-institute.ru/event/projects/schools/

5. Выездной семинар для школ "Метапредметные образовательные результаты: методика достижения и оценки"  // Сайт Института образования человека. URL: https://eidos-institute.ru/event/seminars/schools/seminar-metapredmetnye-rezultaty/

--

Для ссылок:

Хуторской А.В.
25 лет спустя. О метапредметности. А ваша школа строит учебный процесс по календарным ритмам?
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 24.11.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/1124

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2019