: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

О (не)человекосообразности стандартов

 
 

22.11.2018 г.

Что именно стандартизируется в образовании человека? Стандарт должен быть на условия образования, а не на его результаты


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Часть 1. Образовательный результат всегда уникален


Нынешние ФГОСы не сообразны человеку, ученику. Представьте, например, садовника, которому приносят стандарты яблонь, какими у них должны быть плоды, какого вкуса и т.п.

Человек не яблоня. Он ещё более сложен по своему устройству и предназначению. У него есть сознание, чувства, способность создавать продукцию, культуру. Как можно извне стандартизировать его внутренние качества?! Лезть в нутро ученика, да и что-то там требовать ...

Стандартизировать можно только УСЛОВИЯ образования человека, задавать виды деятельности, причём такие, которые будут помогать реализовывать ученику свой индивидуальный потенциал. Но сами образовательные результаты стандартизироваться не могут, это нечеловекосообразно. У каждого ученика на каждом этапе свои уникальные результаты, свои приращения.

Таким образом, вместо ЕГЭ нужно стандартизировать условия обучения. Например, проверять, всем ли ученикам предоставляется возможность ставить собственные цели в изучении каждого предмета. Сбалансированы ли виды деятельности, предоставляемые ученику на уроках? Например, достаточно ли физических, интеллектуальных и эмоционально-образных видов деятельности на уроке? И так далее.

--

Часть 2. Замена естественных образовательных потребностей людей искусственными. Зачем и как это сделали чиновники.



В теории маркетинга много внимания уделяется потребностям клиентов. Можно сказать что потребности - самое главное для работы всей системы жизни человека.

Посмотрим на образование. Здесь данный принцип сегодня фактически не работает. Ученик, да и учитель, зачастую отказываются от того, чтобы реализовывать свои образовательные потребности. Они исполняют заданные для них чиновниками стандарты и требования. Иначе им будет плохо. Так построена система образования. Кем построена? Чиновниками и нанятыми ими исполнителями - директорами, учителями школ, другими службами.

Чиновники загрузили детей и учителей, администрацию школ своими целями, например, подготовкой к ЕГЭ. В результате вытеснили действительные образовательные потребности из зоны внимания учащихся, их учителей и родителей, сделали так, что бы ученикам и учителям было некогда заниматься постановкой и достижением своих образовательных целей.

Зачем так сделано? Затем, чтобы чиновники могли иметь доступ к бюджету. К его распределению. Чтобы могли управлять людьми, их вниманием, действиями, мышлением.

Кстати, зачем учителей загружают бюрократической работой, отчётами и бумагами, которые никому не нужны? Причина та же: отвлечь учителей от реализации естественных потребностей учеников. "Подвесить" учителей, чтобы можно было ими управлять, сделать всегда обязанными и виноватыми. Такова задача многих инициатив чиновников: ЕГЭ, ОГЭ, ВПР для учеников, теперь то же самое - начинает происходить для учителей в школах и ППС в вузах.

Делается это как бы для контроля качества образования, но действительная цель - заместить естественные образовательные потребности искусственными. Чтобы управлять системой и делить бюджет.

Чиновнничья бюрократия сделала так, чтобы почти ни одну свою естественную потребность люди не могли сделать без чиновников, без того, чтобы им это разрешили. Для этого созданы списки олимпиад, в которых можно участвовать, учебники, по которым можно учить, Ваковские журналы и многое другое. Запреты, штрафы, глушилки, видеонадсмотр, сопровождение в туалет под конвоем. Школьный режим всё более становится похож на тюремный, с прямыми требованиями и наказаниями.

Что вы говорите? Сгущаю краски? Излишне критичен? Что на самом деле чиновники у нас "золотые"? Даже если чиновник действительно хороший человек и профессионал, система делает его таким, каким он нужен всей бюрократии.

Когда-то я написал статью "Про чело веков и нужды чиновников. Почему и как чиновники подменили образование человека на своё собственное". Время показывает, что чиновники продолжают действовать по данному сценарию.

В таких условиях нужно самоопределиться, как обеспечивать образование в таких условиях. Но сначала понять, что именно происходит.


#научнаяшколахуторского #eidos #стандарты #ФГОС

--

Для ссылок:

Хуторской А.В.
О (не)человекосообразности стандартов
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 22.11.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/1122

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2018