: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

К 20-летию Эйдоса: основные инновации Научной школы

 
 

03.11.2018 г.

Доклад на XLV Всероссийской научно-педагогическая конференции «Миссия ученика в образовании: инновационные проекты для школ», 1-3 ноября 2018 года, Москва.


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Ключевые слова: миссия ученика, ключевые стремления, компетенции, человекосообразное образование, научная школа человекосообразного образования, принцип человекосообразного образования, заказчики образования, дидактическая эвристика, педагогическая инноватика, дистанционное обучение, личностно-ориентированное обучение, эвристическое обучение.

Аннотация: Дан обзор основных инноваций Научной школы А.В.Хуторского, разработанных и в разной степени реализованных за 20-летний опыт деятельности Центра дистанционного образования «Эйдос». Статья подготовлена для выступления на XLV Всероссийской научно-педагогическая конференции «Миссия ученика в образовании: инновационные проекты для школ», 1-3 ноября 2018 года, Москва.

Содержание

1. Мы первые в ДО. Дистанционное образование разрабатываем с 1997 года. Распределённое обучение. Дистанционный учитель года. Дистанционные конкурсы, проекты, конференции. Распределённая научная школа.
2. Миссия ученика. Принцип человекосообразности. Новая педагогика и дидактика человека. Доктрина образования человека в РФ.
3. Заказчики образования: человек, его семья, род, народ, социум, страна, мир, человечество, Вселенная. Педагогика русского космизма. Проект «Космический класс».
4. Дидактическая эвристика. Эвристические олимпиады. Проект «Эвристический класс». Образовательная ситуация. Эвристические методы. 22 типа эвристических заданий.
5. Педагогическая инноватика. Инновационные проекты для школ.
6. Школа самореализации. Индивидуальная образовательная траектория. Эвристическое погружение. Сопровождающее обучение. Происходящий метод обучения. Портфолио.
7. 5 стремлений человека. Компетентностный подход. Принцип продуктивности. Проекты и исследования учащихся. Монетизация образовательных результатов. Конференции школьников. Образовательные туры. Ученический сектор Научной школы.
8. Метапредметный подход. 5 уровней метапредметности в образовании: Доктрина, Стандарты, Предметы и метапредметы, Программа, Обучение. Метапредметы «Числа», «Слово», «Мироведение», «Культура», «Естествознание», «Рефлексия». Инновационный проект для школ «Мета».
9. Тезаурус Научной школы – 150 понятий: предназначенность, предрасположенность, предпочтения ученика; образовательное целеполагание; рефлексия; образовательный продукт; образовательное приращение; метапредметные образовательные результаты; фундаментальный образовательный объект; культурно-исторический аналог и др.

 

 

1. Мы первые в ДО. Дистанционное образование разрабатываем с 1997 года. Распределённое обучение. Дистанционный учитель года. Дистанционные конкурсы, проекты, конференции. Распределённая научная школа.

Уважаемые коллеги!

В этом году мы празднуем 20-летие Центра дистанционного образования «Эйдос» – основной инновационной площадки нашей Научной школы [1; 2; 3; 4]. Именно здесь, в Центре «Эйдос» с 1997 года разрабатываются и апробируются десятки инноваций, форм занятий, методов дистанционного и эвристического обучения [9; 10; 39]. В 1998 году Центр «Эйдос был официально учреждён в качестве негосударственного некоммерческого образовательного учреждения.

Более 300 тыс. школьников и десятки тысяч педагогов приняли участие в олимпиадах, курсах, конкурсах, конференциях ЦДО «Эйдос». До 2011 года, когда был учреждён Институт образования человека (Эйдос-институт) Центр «Эйдос» осуществлял как научную, так и учебную инновационную работу. При нём начал работать Учёный совет, выполнялись и защищались диссертации [5; 8; 12; 13; 16; 17; 20; 22; 23].

В жизни Эйдоса были разные времена, взлёты и кризисы. Первые 5-7 лет дистанционное образование для многих было в диковинку. Нам приходилось разрабатывать дистанционную педагогику [4; 8; 17; 47]. Доказывать, что в ДО главное – не компьютеры и сети, а самореализация удалённого ученика, его собственные образовательные результаты, а не передаваемая ему информация или «кейсы», на которые были ориентированы вузы.

В Центре «Эйдос» тогда учились представители практически всех учреждений, которые сегодня успешно сами ведут дистанционное образование: МГУ, МЭСИ, МГЛУ, МГУЭИС, МИОО, СГУ, Нижегородский, Дальневосточный, Ивановский, Волгоградский, Омский, Иркутский государственные университеты, Институт теории образования и педагогики РАО, Российская государственная академия физической культуры, Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, Институт Солнечно-Земной физики и др.

С 1999 года мы начали проводить Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года» - знаменитый ДУГ, он шел до 2014 года [2]. Каждый год захватывающий 2-месячный марафон проходили полторы сотни учителей, которые не ели, не пили и не спали, только и занимались тем, что разрабатывали свои сайты, курсы, а потом вели их для удалённых учеников. ДУГ стал школой профессионализма для очень многих сегодняшних педагогов. Благодаря Эйдосу фактически появилась новая специальность: дистанционный педагог.

В период расцвета Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад в них участвовали по 4000 школьников [9]. Олимпиады проводились по 3-4 шт. в неделю, почти 100 олимпиад в год. Родители и учителя тоже хотели участвовать в эвристических олимпиадах, поскольку задания были очень зажигательные. Их разрабатывали дистанционные кафедры Центра «Эйдос». Пришлось сделать отдельную группу олимпиад «взрослые».

Сегодня Центр «Эйдос» готовится к следующей волне. Волне, которую создаёт он сам, в которой участвуют многие его сподвижники. Мы всегда опережали время, делали то, к чему другие приходили через несколько лет.

Сейчас разрабатываются и ведутся новые проекты, пересматриваются прежние формы дистанционных мероприятий и занятий.

Одной из новых развивающихся форм, являются инновационные проекты для школ: «Эвристический класс», «Современный урок», «Метапредметный подход» [48]. Несколько школ ведут инновационную деятельность под нашим руководством. Их ученики участвуют в дистанционных конкурсах, олимпиадах, метапредметных неделях, конференциях. Новым является детализированный подход к диагностике ученических приращений. Больше внимания уделяется самим урокам. Созданы группы поддержки учителей и родителей ВКонтакте [49]. Для учителей проводятся дистанционные курсы.
Систематично работают дистанционные курсы для соискателей учёной степени кандидата и доктора наук. Проводятся дистанционные заседания Учёного совета (https://eidos-institute.ru/event/) .
Охарактеризую те инновации, которые разработаны в Центре «Эйдос» и применяются, исследуются сегодня.

2. Миссия ученика. Принцип человекосообразности. Новая педагогика и дидактика человека. Доктрина образования человека в РФ.

Основной целью фундаментальных исследований нашей Научной школы является обоснование, развитие и применение принципа, который мы ввели в педагогику: принципа человекосообразности образования [46].

Принцип – это руководство к действию. Обоснование принципа – это доказательство его актуальности, способности выступать руководством к действию, детализация содержания этого принципа, определение области применимости, выстраивание на его основе других принципов, относящихся ко всем главным сферам образования: целям, задачам, формам, методам, содержанию, системе контроля, управлению образованием и др.

Принцип человекосообразности меняет всю систему образования. Всё должно происходить по-другому, если за основу проектирования и реализации образования положить его сообразность человеку.
Принцип человекосообразности в нашей трактовке гласит: образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру.
Что входит в понятие «человек»? Из чего состоит образовывающийся человек? Что происходит с человеком в процессе его образования? Каковы особенности этих процессов? Чему именно образование должно быть сообразно? Всё ли, что есть в человеке, подлежит выявлению? Развитию? Сопровождению? Человек и мир (микро- и макрокосм) - как меняется их связь во времени? Данные вопросы заставили переходить от традиционной системы обучения к человекосообразной [14].

Мы впервые ввели понятие «миссия ученика», которое характеризует:

 связь миссии с генетической и иной предрасположенностью человека,
 зависимость миссии от внешних ситуаций, обстоятельств, среды,
 связь миссии и целей образования,
 наличие разных миссий у одного ученика.

Миссия связана с образовательным потенциалом ученика. Имеется связь самореализации и социализации. Но человек – шире личности, поскольку личность – социально обусловленный (ограниченный нормами социума) человек.

Данные понятия потребовали введения иных инструментов, например, диагностику образовательного потенциала ученика – нужно выяснить, что именно должно диагностироваться в обучаемом, какими методиками, как оценивать степень реализации его образовательного потенциала. Введено было понятие образовательного приращения ученика как перевода из его потенциального в актуальное. Остаётся вопрос: меняется ли потенциал ученика в ходе его образования? Он уменьшается, увеличивается?

Принцип человекосообразности потребовал новой дидактики и новой педагогики. И мы их создали. Современная дидактика была издана впервые в 2001 году, 3-е её издание – в 2017 [30]. А в 2018 году написана «Педагогика». Оба курса – очные, и готовы к дистанционной (цифровой) реализации. Планируем предложить университетам дистанционное проведение курсов педагогики, дидактики, педагогической инноватики.

Доктрина образования человека в РФ [24] – наш ответ на отмену национальной доктрины образования в 2014 году. Считаем это решение правительства ошибочным. Разработанная нами Доктрина направлена Президенту, Правительству, ГосДуме РФ, Минобразованию. Доктрина обсуждалась в РАО, опубликована в нескольких журналах. Но пока официальных действий по её проработке и принятию не происходит.
Тем не менее, наша Доктрина существует, и работает независимо от её официального статуса: https://eidos-institute.ru/science/doctrine/ Ведутся дискуссии с оппонентами, противниками введения Доктрины [6; 11; 15; 18; 19].

3. Заказчики образования: человек, его семья, род, народ, социум, страна, мир, человечество, Вселенная. Педагогика русского космизма. Проект «Космический класс».

Кому необходимо образование человека? Другими словами, кто является заказчиком его образования?
Во-первых, образование человека необходимо самому человеку. Не человеку вообще, а конкретному ученику – Васе Петрову, Маше Васильевой и др. Именно реальный ученик имеет или может иметь некие ориентиры, нормы, предвосхищаемые результаты своего образования. Поэтому именно у него есть или могут быть собственные стандарты своего образования. Такие, которые учитывали бы не только достижения всего человечества, но и самобытность, уникальность его конкретного представителя. К сожалению, сегодня наше общество, не говоря уже о чиновниках, никаких прав ученику на его персональные образовательные стандарты не предоставляет [26].

Вторым заказчиком образования, имеющим полное право на свою часть его стандартов, являются родители ученика. А также вообще, его род. Ведь зачем-то такой род у каждого из нас существует. Есть у него – рода – свои ожидания от нашего образования. По сути, в каждом человеке воплощается образование рода, которому он принадлежит. Точнее – многих родов, предшествующих его родителям. Замечу, что родовое образование в реальности изредка ещё существует, несмотря на его полное игнорирование официальными институтами, проектирующими стандарты.

Третий заказчик образования – народ, этнос. Национальная педагогика сегодня признанная наука и практика.

Четвёртым субъектом прав на образование ученика выступает социум, регион - тот в котором ученик живёт. Эта часть стандартов может быть представлена неким заказом-ожиданием, например, на определённый тип компетенций, которыми будут владеть школьные выпускники. Возможны иные элементы региональных стандартов, обеспечивающие профессиональное, национальное, жизненное самоопределение ученика.

Пятый заказчик образования – страна. Это и есть тот самый федеральный компонент образовательных стандартов (ФГОС). Сегодня этот компонент захватил себе права остальных заказчиков образования. А для того, чтобы ни у кого не возникало сомнений в истинности и единственности именно федерального компонента стандартов, слово «компонент» с недавних пор исчез. Остался ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты. Других нет.

Шестой заказчик образования – мир, человечество. Наша страна не единственная в мире. Человечество – общий организм всех людей. Это род людской, который имеет свои цели во времени и пространстве. И эти цели, а также миссия человечества, имеют полное право быть отраженными в стандартах образования каждого человека. Странно, если в образовательных стандартах человека не будет общечеловеческого компонента.

Седьмой заказчик образования человека – Вселенная. Тот факт, что Вселенная имеет свои «виды» на образование человека, примут во внимание далеко не все разработчики нынешних стандартов. Маломерно мыслящие чиновники или учёные вовсе не поймут даже того, что сами движутся в этой Вселенной вместе с нашей Землёй (Вселенная – от слова «вселиться»).

Религиозные люди, а таких немало, в качестве «заказчика» образования назвали бы ещё и Бога. Этот фактор также необходимо учитывать при конструировании общеобразовательных стандартов. Данный «заказ» не может выражаться лишь через отдельный учебный предмет типа «Основы Православия».
Итак, правами на заказ, а, значит, и на стандарты образования человека, имеют несколько групп заказчиков, включая самого ученика. В обязанности государства как правоустанавливающей системы входит обеспечение, а не игнорирование данных прав. Также и учитель – его профессиональная миссия – обеспечивать образование детей сообразно гармоничному заказу ВСЕХ заказчиков образования.
С понятием Вселенной как заказчика образования связана разработанная нами педагогика русского космизма.

Каковы задачи педагогики русского космизма? С одной стороны, она призвана служить краеугольным основанием для развития отечественной педагогики и системы национального образования в целом, с другой — выступать теоретической предпосылкой создания соответствующего типа образовательного учреждения — Школы русского космизма.

Школа русского космизма — это модель школы, в основе которой лежат учения отечественных философов-космистов: А. В. Сухово-Кобылина, Н. Ф. Федорова, Вл. Соловьева, П. А. Флоренского, К. Э. Циолковского, Д. Л. Андреева, Н. К. Рериха и др., ученых-естествоиспытателей: А. Л. Чижевского, Н. А. Умова, В. И. Вернадского, Н. Г. Холодного и др.

В плеяду русских космистов входят писатели и поэты-космисты (В. Я. Брюсов, Ф. Тютчев, Вяч. Иванов, М. А. Волошин и др.), художники-космисты (П. П. Фатеев, М. В. Нестеров, В. Кандинский, К. Малевич и др.), музыканты (А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, С. И. Танеев, А. К. Лядов, Н. А. Римский-Корсаков, Н .К. Метнер, М. К. Чюрленис), инженеры и космонавты (Ф. А. Цандер, Ю. В. Кондратюк, С. П. Королев, Ю. А. Гагарин и др.).

Я предложил губернатору Калужской области создать Школу русского космизма, но пока местные власти к этой задаче не готовы. Наша научная школа объявила проект «Космический класс» - для школ, которые готовы взять за основу образования принципы отечественных космистов – учёных, писателей, инженеров ( https://eidos-institute.ru/offers/yurlicam/school/proekty-dlya-shkol/) .

4. Дидактическая эвристика. Эвристические олимпиады. Проект «Эвристический класс». Образовательная ситуация. Эвристические методы. 22 типа эвристических заданий.

Дидактическая эвристика – разработанная нами научная дисциплина [31]. В её основе – эвристическое обучение – такой тип обучения, когда ученики непрерывно открывают. А не изучают знания. С достижениями человечества ученики знакомятся тогда, когда создают собственные аналогичные продукты. То есть всегда сопоставляют культурно-исторические аналоги со своими образовательными результатами. При этом осваивают и свои и имеющиеся результаты [32].

Эвристические олимпиады – наиболее успешная и массовая наша инновация [1; 9]. Центр «Эйдос» проводит дистанционные эвристические олимпиады уже 20 лет. И в этом мы достигли высочайшего уровня – участники на эвристических олимпиадах действительно раскрывают свои таланты, выявляют и реализуют свою миссию.

Новой эффективной формой реализации дидактической эвристики является проект «Эвристический класс». Ученики и учителя занимаются по методике эвристического обучения. При этом они выполняют и требования ФГОС, и сдают ЕГЭ.

27 сборников эвристических заданий по всем предметам можно приобрести в магазине «Эйдос-маркет»: https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/series/

Эвристические задания – их разработке и реализации посвящены отдельные исследования и диссертации [17; 29]. Приведём примеры трёх типов эвристических заданий: когнитивных, креативных, оргдеятельностных [40].

Задания когнитивного типа:

Научная проблема. Решение реальной проблемы, которая существует в cooтветствующей изучаемому предмету науке или другой области деятельности, на пример: предложите свою версию происхождения алфавита; докажите математическую закономерность или теорему; предложите версию происхождения земли (человека, государства, алфавита, отдельных слов, конкретных культурных традиций).

Исследование объекта. В задании приводятся указания по исследованию объекта: слова, текста, числа, уравнения, задачи, явления, правила, музыки, обряда и т. и Например: «Исследуйте слово «город», установите его происхождение, смысл, строение, признаки, функции, связи»; «Разработайте и проведите исследование по установлению зависимости настроения человека от цвета его одежды».

Структура. Отыскание принципов построения различных структур (видов и стилей текста, математических множеств, технических приспособлений, биологических популяций, государств). Например: «Выведите закономерности собственной речи».

Опыт. Проведение опыта, эксперимента (естественнонаучного, словесного, математического, психологического и др.).

«Восстановление» истории. Выяснение причин сложившейся ситуации, например: «Объясните причины применения десятеричной системы счисления при измерении расстояний, а двенадцатиричной — при измерении времени»; «Объясните графическую форму букв (цифр, нот), их взаимосвязь и последовательность».

Доказательство. Поиск способов подтверждения версий или знаний, например «Докажите или опровергните существование богов (духов, домовых)». Например «Найдите общие элементы в орнаментах (традициях, языках) разных культур)». «Отыщите общие принципы строения различных государств».

Общее в разном. Вычленение общего и отличного в разных системах, например в разных типах языков: иностранных языках, языках мимики, жеста, цвета, музыки, чисел, форм.
Перевод. Перевод с языка одного предмета на другой: нарисовать музыку, «оживить» число, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы.

Разнонаучное познание. Одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта — естественнонаучными, гуманитарными, социологическими. Например: «Выясните, что есть общего в цвете и музыке (в числах и геометрических фигурах)».

Задания креативного типа:

Сделай по-своему. Предложить ученику по-своему выполнить то, что ему или учителю уже известно: а) придумать обозначение числа, звука, буквы; б) дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; в) сформулировать грамматическое правило, математическую закономерность, способ изготовления поделки и т. д.

«Проживание» истории. »Проживание» исторических событий и явлений в одной из образовательных областей: рождения речи, письменности (изготовление берестяных грамот), грамматических правил; создания десятеричной системы счисления, появления революций и других исторических событий, изобретения колеса, пороха; развития растения, животного, человека, других организмов.
Образ. Придумать и изобразить образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный с помощью соответствующих этому образу средств.

Эмпатия. Мысленно «проживите» объект и этапы его развития (растения, государства, русского языка и т. п.), опишите свои чувства. Жанры текста. Создать словесный продукт в различных формах и жанрах: интервью, реклама, деловые диалоги и т. п. Сочинить задачу, поговорку, пословицу, рифму, стихотворение, сюжет, роль, песню, очерк, трактат.

Изобретение. Изобретение букв, цифр, других знаков, символов. Технические приспособления, приборы и устройства. Социальные, экологические, научные про¬екты. Например: «Сформулируйте закон отталкивания в природе».

Сочинение. Сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, рифму, стихотворение, сюжет, роль, песню, очерк, трактат.

Составление. Составить словарь, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, свое задание для других учеников, сборник своих задач, программу концерта.
Изготовление. Изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм.

Учебное пособие. Разработать свои учебные пособия (прописи, компьютерные программы, алгоритмы решения задач, памятки). Провести урок в роли учителя.

Задания оргдеятельностного типа:

Цели. Разработать цели своих занятий по каждому из изучаемых курсов (разделов) на день, четверть, год.

Планы. Разработать план домашней, классной или творческой работы. Составить индивидуальную программу занятий по курсу.

Выступление. Составить и провести показательное выступление, соревнование, концерт, викторину, кроссворд, урок для младших учеников.

Рефлексия. Осознать свою деятельность (речь, письмо, чтение, вычисления, размышления) на протяжении определенного участка времени. Вывести правила и закономерности этой деятельности.

Оценка. Написать рецензию на текст, фильм, работу другого ученика; подготовить самооценку (качественную характеристику) своей работы по определенной теме за определенный период.

 



5. Педагогическая инноватика. Инновационные проекты для школ.


Педагогическую инноватику [39] мы разработали на основе принципа человекосообразности, согласно которому любые инновации в образовании происходят тогда и только тогда, когда их субъектом выступает сам ученик. То есть любые изменения в образовательном процессе возможны только на условиях их сообразности ученику.

Педагогическая инноватика обосновывает проектирование инноваций, их реализацию. Научный подход позволяет избежать ошибок.

В настоящее время Эйдос ведёт для школ дистанционные проекты. Проект для школы, как правило, посвящен конкретной инновационной теме и реализуется в очно-дистантной или очной форме. Сроки проектов - от одного месяца до трёх лет.

Проводимые в настоящее время проекты для школ:

• Современный урок.
• Метапредметный подход в обучении.
• Исследования и проекты учащихся.
• Эвристический класс.

Каждый проект включает пакет основных мероприятий и услуг, необходимых для его реализации: курсы, семинары, олимпиады, конкурсы, конференции и т.п.

Чтобы принять участие в проекте, пришлите предварительную заявку по e-mail: info@eidos-institute.ru. После этого вам будут высланы условия участия в проекте.

6. Школа самореализации. Индивидуальная образовательная траектория. Эвристическое погружение. Сопровождающее обучение. Происходящий метод обучения. Портфолио.

Школа самореализации – проект, который реализуется в своих отдельных элементах – инновациях, разработанных нашей научной школой. Например, ставшее сегодня общепринятым понятие «Индивидуальная образовательная траектория» разрабатывалось и реализовывалось в исследованиях нашей научной школы, начиная с 1990-х гг. [41; 16].

Эвристические погружения я проводил с учениками на предметах физика. Естествознание, мироведение. Технику сопровождающего обучения вместе со своими коллегами мы создавали сначала в Школе свободного развития, затем в Центре «Эйдос» [21].

Происходящий метод, происходящая теория обучения – совершенно новые обоснования сделаны нами как раз в результате практики сопровождающего обучения [37; 45].

Структура портфолио – портфеля ученических достижений применяется в наших проектах для школ вкупе с дифференцированной системой диагностики и оценки образовательных приращений детей.
Проведённые нами исследования привели к созданию системно-деятельностного подхода в обучении, принципиально отличающегося от того, который использовали составители нынешних стандартов для школ [42]. Главное отличие подходов состоит в направленности образовательного процесса. Во ФГОСах предлагается идущая от Л.Выготского технология интериоризации – «вращивания» в ученика внешних достижений. В нашем подходе основой выступает концепция «выращивания» внутренней сущности ученика, продолжающей гуманистическую линию в педагогике Ж.Руссо, Л.Н. Толстого. Доминантой в нашем подходе выступает экстериоризация образовательных процессов и сопровождающий характер деятельности педагога.

7. 5 стремлений человека. Компетентностный подход. Принцип продуктивности. Проекты и исследования учащихся. Монетизация образовательных результатов. Конференции школьников. Образовательные туры. Ученический сектор Научной школы.

Нами определены 5 ключевых стремлений ученика, развивающихся в его его компетентности [38]. Взаимодействуя с реальным миром (макромиром, Вселенной) ученик осуществляет такие виды деятельности:

1) познание (освоение) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нём;
2) создание учеником личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения;
3) самоорганизация предыдущих видов деятельности - познания и созидания.
4) коммуникации – очные и дистанционные, как с предметами познания, так и с другими субъектами;
5) ценностно-смысловая деятельность – осознание смысла происходящего и осуществляемого.

При выполнении данных видов деятельности проявляются и развиваются соответствующие личностные качества учеников – компетентности:

1) когнитивные (познавательные) качества - умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.;
2) креативные (творческие) качества - вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.;
3) методологические (оргдеятельностные) качества - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества и др.
4) коммуникативные качества – вести диалог, полилог, общаться в соцсетях и др.
5) мировоззренческие качества – целеполагание, целедостижение, наличие ценностных оснований для поступков и решений и т.д.

Наша научная школа впервые чётко разграничила понятия «компетенция» и «компетентность», выстроила технологию реализации компетентностного подхода в образовании [33; 37].
Проекты и исследования учащихся стали основой разработанных и проводимых конференций для школьников – дистанционных и очных.

Созданная технология подготовки и защиты творческих работ включила множество увлекательных элементов, например, функции оппонента и пропонента во время защит.

Принцип продуктивности, а также два обязательных критерия оценки детских работ – польза для себя и польза для других, органично привели к необходимости монетизации образовательных результатов. Кроме конференций школьников популярны образовательные туры, например, на основе очной эвристической олимпиады, которую проводит Эйдос Тур, ему в 2018 году исполняется 10 лет!
Исследования школьников, их работа во время конференций привели к созданию Ученического сектора нашей Научной школы [34].

8. Метапредметный подход. 5 уровней метапредметности в образовании: Доктрина, Стандарты, Предметы и метапредметы, Программа, Обучение. Метапредметы «Числа», «Слово», «Мироведение», «Культура», «Естествознание», «Рефлексия». Инновационный проект для школ «Мета».

«Мета» означает «стоящее за». Ещё в конце 1980-х гг. нами было исследовано понятие «фундаментальная постоянная», имеющее метапредметный смысл, который выходит за рамки физики, химии, географии, математики, астрономии. Мы доказали и экспериментально подтвердили, что если применять единый метапредметный подход к изучению таких понятий, то системность, глубина и личностная значимость образовательных результатов учащихся повышается [35; 36].
В 1990-х гг. мы разработали и экспериментально проверили учебные метапредметы «Числа», «Мироведение», «Культура», «Естествознание», «Рефлексия», уже позднее – метапредмет «Слово».
В результате исследований обосновано пять уровней реализации метапредметного подхода в содержании образования:

1. Уровень Доктрины образования человека.
2. Уровень проектирования образовательных стандартов.
3. Уровень конструирования учебного предмета.
4. Уровень разработки образовательной программы.
5. Уровень обучения.

Для каждого из уровней нами определена роль метапредметного компонента образования.
Сегодня школы участвуют в инновационном проекте «Мета» - реализуют созданную нами методику обучения.

9. Тезаурус Научной школы – 150 понятий: предназначенность, предрасположенность, предпочтения ученика; образовательное целеполагание; рефлексия; образовательный продукт; образовательное приращение; метапредметные образовательные результаты; фундаментальный образовательный объект; культурно-исторический аналог и др.

В исследованиях потребовался новый понятийный аппарат. Были разработаны новые концептуальные понятия, модифицированы старые [43].

Перечислим системные понятия, через которые реализуется принцип человекосообразности:

 Миссия человека (ученика).
 Образовательный потенциал ученика.
 Образование как образовывание.
 Человекосообразное образование.
 Заказчики образования.
 Самопознание ученика.
 Самореализация ученика.
 Образовательное целеполагание.
 Образовательная рефлексия.
 Образовательный продукт.
 Образовательное приращение.
 Индивидуальная образовательная траектория.
 Учебный метапредмет.
 Метапредметное содержание образования.
 Метапредметные образовательные результаты.
 Фундаментальный образовательный объект
 Культурно-исторический аналог.
 Компетенции и компетентности.
 Коммуникации образовательные.
Кроме понятий разработаны концептуальные технологии:
 Эвристическое обучение.
 Эвристическая образовательная ситуация.
 Эвристическое (открытое) задание.
 Эвристический диалог.
 Происходящий метод.
 Происходящая теория.
 Компетентностный подход.
 Системно-деятельностный подход.
 Метапредметный подход.

Модели образования:

 Модель образования как вселения человека в мир (русский космизм).
 Эвристическая модель образования.
 Модель образования как диалога.
 Распределенное образовательное учреждение.

Человек являет собой собирательный и собирающий во времени образ общечеловеческих возможностей и достижений. «Чело веков» – ум столетий.

Человекосообразность образования предполагает, что каждый человек имеет заложенный в нём потенциал и устанавливает главную задачу образования – выявить, раскрыть и реализовать этот потенциал.

На что мы опираемся в своих исследованиях? Перечислю основные положения научной школы человекосообразного образования [25]:

1. Человек – творец.
2. Человек – неисчерпаем. Его возможности безграничны.
3. Человек потенциально равновелик миру, Вселенной.
4. Миссия человека – самопознание и самореализация по отношению к себе и миру.
5. Смысл образования человека – реализация его возможностей.

Для реализации общих принципов на каждом этапе создаётся Программа, служащая ориентиром [27; 28]. Центр дистанционного образования «Эйдос» продолжает свою работу по реализации концепции Научной школы человекосообразного образования.

Литература

1. Хуторской А.В. Дистанционные проекты и олимпиады Центра «Эйдос» // Компьютер в школе. – 1999. – #1(5). – 16-19.
2. Хуторской А.В. В начале был «Эйдос» // На урок – в Интернет! Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года» / Под ред. А.В.Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 2000.— С.5-8.
3. Хуторской А.В., Г.А.Андрианова. Знания на расстоянии. Центр «Эйдос» – история, практика, принципы деятельности // Мир школы. – 2001. – №3. – С.40-43.
4. Центр дистанционного образования «Эйдос» (А.В. Хуторской, Г.А. Андрианова) // Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. – М: НИИ школьных технологий, 2006. – Т.2. – 816 с.
5. Андрианова Г.А. Организация творческой деятельности учащихся в дистанционном обучении . – Дис. ... канд. пед. наук. – М., 2000.
6. Вдовина И.А. Доктрина Хуторского – инструмент построения образования человека. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2016. – №1. http://eidos-institute.ru/journal/2016/100/.
7. Воровщиков С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников. – Дис. ... докт. пед. наук. – М., 2007.
8. Галанов А.Б. Методика организации телекоммуникационной образовательной деятельности в школе. – Дис. ... канд. пед. наук. – М., 2005.
9. Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЭЛИТ-ПОЛИГРАФ, 2008. – 344 с.
10. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. - 290 с.
11. Кончакова Т.Ю. Комментарии к рецензиям на Доктрину образования человека, разработанную Научной школой А.В.Хуторского [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2016. – №1. http://eidos-institute.ru/journal/2016/100/.
12. Король А.Д. Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности школьников. – Дис. ... канд. пед. наук. – М., 2002.
13. Король А.Д. Моделирование системы эвристического обучения на основе диалога. – Дис. ... докт. пед. наук. – М., 2010.
14. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
15. Красноперова Т.В. Человек есть основная ценность и адресат системы образования страны: страсти вокруг Доктрины образования человека. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2016. – №1. http://eidos-institute.ru/journal/2016/100/.
16. Кулешева Г.М. Содержание и организация индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении. – Дис. ... канд. пед. наук. – М., 2009.
17. Матецкий Н.В. Компьютерные задания как средство организации эвристической учебной деятельности учащихся в дистанционном обучении. – Дисс. ... канд. пед. наук. – М., 2001.
18. Мельникова Э.П. Доктрина в образовании как воплощение гуманистических идеалов, отечественных ценностей, миссии человека. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2016. – №1. http://eidos-institute.ru/journal/2016/100/.
19. Свитова Т.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации: отклик на рецензии. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2016. – №1. http://eidos-institute.ru/journal/2016/100/.
20. Свитова Т.В. Система эвристических методов в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя – Дис. ... канд. пед. наук. – Тольятти, 2010.
21. Свитова, Т.В. Педагогический эксперимент 2009-2010 гг.: результаты, проблемы, перспективы // Эвристическое обучение. В 5 т. Т.2. Исследования / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 198 с. (Серия «Инновации в обучении»). – С.178-185.
22. Скрипкина Ю.В. Развитие телекоммуникативных компетентностей учащихся в системе дистанционных эвристических олимпиад : Дис. ... канд. пед. наук. – М., 2013.
23. Тришина С.В. Технология развития информационной компетентности старшеклассника. – Дис. ... канд. пед. наук. – Оренбург, 2005.
24. Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации // Народное образование. - 2015. - № 3. – С. 35-46.
25. Хуторской А.В. Научная школа человекосообразного образования: концепция и структура // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. Педагогические науки. 2009. №6(40). С. 4-11.
26. Хуторской А.В. Про чело веков и нужды чиновников. Почему и как чиновники подменили образование человека на своё собственное. // Интернет-журнал «Эйдос». - 2011. - №9.
http://eidos.ru/journal/2011/0930-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: journal@eidos.ru.
27. Хуторской А.В. Программа Научной школы А.В.Хуторского (версия 2006 года). [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2012. – №1. http://eidos-institute.ru/journal/2012/100. – В надзаг: Института образования человека, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru
28. Хуторской А.В. Программа Научной школы А.В. Хуторского (версия 2014 года). [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2014. – №1. http://eidos-institute.ru/journal/2014/. – В надзаг: Института образования человека, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru
29. Хуторской А.В. 55 методов творческого обучения : Методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 42 с. : ил. (Серия «Современный урок»).
30. Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2017. – 720 с.
31. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
32. Хуторской А.В. Дидактические основы эвристического обучения. – Дис. ... докт. пед. наук. – М., 1998.
33. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).
34. Хуторской А.В. Концепция Научной школы человекосообразного образования : Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. — 24 с. (Серия «Научная школа»).
35. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. — 80 с. (Серия «Новые стандарты»).
36. Хуторской А.В. Метапредметный урок : Методическое пособие.— М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. — 74 с. (Серия «Современный урок»).
37. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005. – 383 с. (Серия «Педагогическая мастерская»).
38. Хуторской А.В. Методология педагогики : человекосообразный подход. Результаты исследования: Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2014. — 171 с. (Серия «Научная школа»).
39. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / А. В. Хуторской. - 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256 с.
40. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.; ил. – (Серия «Учебное пособие»).
41. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – (Педагогическая мастерская).
42. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 63 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).
43. Хуторской А.В. Тезаурус человекосообразного образования : Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. — 51 с. (Серия «Научная школа»).
44. Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Модель распределённого эвристического обучения: опыт проектирования и реализации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. Т. 45. № 1. С. 59-65.
45. Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Информатика и ИКТ в начальной школе : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 152 с.
46. Хуторской А. В. Принцип человекосообразности и его роль в обновлении образования // А. В. Хуторской. Персональный сайт — Хроника бытия. — 01.06.2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://khutorskoy.ru/be/2010/0610.
47. Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г., г.Москва / Под ред. А.В.Хуторского. — М.: ИСМО РАО, 2004. – 152 с.
48. Инновационные проекты для школ [Электронный ресурс] // Сайт Института образования человека. - URL: https://eidos-institute.ru/event/projects/schools/
49. Центр дистанционного образования «Эйдос». Научная школа А.В.Хуторского // Сообщество. URL: https://vk.com/eidos_center





#научнаяшколахуторского #eidos #эйдосу20лет #эйлосконференция #темаработы  #ученическиеисследования


--

Для ссылок:

Хуторской А.В.
К 20-летию Эйдоса: основные инновации Научной школы [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 03.11.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/1103   

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2018