: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Три принципа успешной диссертации

 
 

08.10.2018 г.

При каких условиях диссертация будет успешна и востребована


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Каких только тем диссертации соискатель не придумывает! И его руководитель тоже бывает хорош. Пытаются бежать за коньюктурой, включают в тему компетенции, ...

Из своего опыта и мировоззрения сформулирую три принципа, которые необходимо соблюдать, чтобы диссертация проходила успешно, оказала влияние на науку и принесла пользу людям.

Принципы успешной диссертации

1. Диссертация должна быть вам лично глубоко интересна. До самоотречения.

2. Диссертация должна быть нужна людям - конкретным, вплоть до того, что они должны захотеть заплатить за участие в вашем исследовании или за его результаты.

3. Диссертация должна быть в русле конкретной научной школы, её направлений и инноваций. Это обеспечит методологические ориентиры.

Диссертация и я

Что значит, лично глубоко интересна? Это значит, что вы нащупали решение актуальной проблемы, придумали способ её решения, увидели, что ваш подход работает, приносит пользу.

Вы уже не можете сидеть на нудных конференциях, хотите, побыстрее закончить рутину и заняться своим делом. Утром вы просыпаетесь с мыслями, что именно вы сегодня сделаете по диссертации. И вас это радует.


Диссертация и работа


Есть соискатели, которые разделяют свою "основную" работу (ту, за которую зарплату платят) и работу над диссертацией (за которую сам платишь, точнее, инвестируешь).

Из моего опыта и опыта коллег я знаю, что если у вас работа - одна, а диссертация - про другое, сделать диссертацию качественной почти невозможно. По крайней, мере оперативно. Диссертация - не довесок, ею нужно жить. Каждый день, что бы вы не делали, например, переписывались в ФБ, всё должно быть частью вашей диссертации, работать на неё.

Каждая ваша статья - часть вашей диссертации. Работа вашего ученика - предмет для анализа в педэксперименте. Ваша новая лекция - проработка и реализация вашей теоретической модели. Всё, что вы пишите, слышите, говорите, всё это должно быть в контексте вашей диссертации. Всё должно в неё так или иначе войти. Отсюда и тема диссертации, при её выборе нужно учитывать, чем именно вы занимаетесь практически. Если работа не про то, про что диссертация, меняйте работу.

Диссертация и научная школа

Есть типичная ошибка соискателей - называется собирательство. Соискатель всюду бегает, всё читает и берёт кусочки из разных мест.

Ориентация в научном пространстве, конечно, нужна. Знать и представлять, чем один подход отличается от другого. Но не это главное. Методологическая основа берётся из ОДНОЙ научной школы, той, которую вы выбрали, определили для себя основной.

Речь не идёт о безоговорочном следованию всем позициям выбранной научной школы, да и нет их там в застывшем виде, любая научная школа имеет противоречия, развивается. Речь идёт о принятии миссии, смысла, который лежит в основе научной школы.

У научной школы уже есть достижения, инновации. Но не все они застывшие и неизменные. Их можно и нужно модернизировать. Детализировать. Приложить к современным условиям.

Гораздо существеннее - добавить в научную школу свою инновацию, но ту, которая находится в зоне её смыслов и задач. Это уже уровень докторской.

В научной школе всегда есть задачи развития. Нужно выбрать те из них, которые соответствуют вашим условиям №1 и №2.

Диссертация и книга

Диссертация - не пишется как книга. Книг вы можете написать 10 штук. Даже учебников. Но диссертации в них не будет ни одной. Есть много людей, у которых так.

Диссертация делается путём выявления ракурса по отношению ко всей вашей многоплановой работе и материалам. Использовать имеющийся задел нужно, и это особый вид работы - переработать и вставить имеющиеся материалы в диссертацию.

Ракурс диссертации может меняться и вся диссертация перестраиваться, например, в связи с учётом специфики диссертационного совета. Или смены специальности. Такое бывает.

Нет здесь ничего прямолинейного. Только принципы.

Диссертация как проект

В определённой степени диссертация - это проект или часть проекта, где требуется исследовать одну из составляющих. Поэтому к диссертации относятся многие элементы проекта: целеполагание, планирование, этапы, субъекты, средства, методы, сроки, продукт, его характеристики, монетизация...


Диссертация не проект

По сути диссертация не проект. Её главное отличие от проекта в приоритете исследовательского результата перед полученным продуктом. Продукт - частное, сделанное в диссертации открытие - универсально.

Поэтому диссертация (правильная) несоизмерима по значимости с проектом. Открытие в любой области намного значимее, чем конкретный продукт, воплощающий открытие. Потому что на основе одного открытия можно сделать тысячи разных типов продуктов.



#научнаяшколахуторского #eidos #образование #педагогика #докторнаук #кандидатнаук #диссертация #соискатель


--

Для ссылок:

Хуторской А.В.
 
Три принципа успешной диссертации [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 08.10.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/1008    

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2018