: ХРОНИКА БЫТИЯ


    Заходите ко мне в гости:

     facebook
    ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Чем ОТКРЫЛ отличается от УЗНАЛ?

 
 

25.09.2018 г.

Великая учебная сила сочинений о проведённом лете


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Великая учебная сила сочинений о проведённом лете состоит в том, что именно в них раскрывается вся действительная эффективность или неэффективность изучаемых учебных предметов.

Ведь учебные предметы должны быть нужны человеку для жизни, а не для того, чтобы сдавать их на ЕГЭ. Если ученик за всё лето (3 месяца) не применил знания по изучаемым предметам, зачем он тогда их изучал?

Предложил учителям дать задание в наших Эвристических классах - написать эссе на тему «Этим летом я открыл». Ответы могут быть краткие или развёрнутые. Открытий может быть одно-два или много. Если ученик сказал устно, запишите дословно его слова и приведите их здесь примерно так:

Никита, 5 класс: "Я в деревне узнал, как правильно менять колеса на велосипеде и на машине".

После мы проанализируем результаты.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1. Удалось ли вам предложить задание на своём уроке по своему предмету? Где дети писали эссе - дома или в классе?
2. Что у детей получилось? Приведите примеры, что вас привлекло в работе ученика? Что удивило?
3. В чём были трудности выполнения задания? Как вы их преодолевали?

Дале фрагменты из обсуждения в группе ВКонтакте для учителей - участников проекта "Эвристический класс".

Мария Федорова 15 сен 2018 в 15:24:
Предложила написать эссе дома. Сначала были удивлены от темы эссе, но посоветовавшись с родителями некоторые справились. Трудности были в выборе темы.
Саша: "Я этим летом узнал, как посадить картофель, как ухаживать, как полить".
Динара: "Я узнала,что в обычном гравии можно найти полудрагоценные камни".
Виолетта: "Я для себя открыла, что в России и некоторых странах есть озеро с розовым цветом".
Рудзана: "Я для себя открыла, как кролики живут, как питаются, что им нужно для комфортного проживания".

Андрей Хуторской 17 сен 2018 в 13:34:
Мария, чем отличается ОТКРЫЛ от УЗНАЛ? Узнал - это просто получил информацию, услышал, увидел. А открыл - значит решил задачу, проблему, предпринял свои усилия, а не просто посмотрел. Я же привёл пример Архимеда, он не просто так "узнал", он решил задачу.

Эссе мы оцениваем по трём критериям:

1. Креатив. Креатив – степень креативности работы. Насколько приведены именно открытия, а не получена информация. То есть что именно СДЕЛАЛ ученик, чтобы произошло добывание нового.

2. Знания по предметам – оценивается, насколько ученик использовал знания по изучаемым предметам, чтобы сделать открытие. То есть предметы должны быть нужны для жизни, а не чтобы сдавать их на ЕГЭ. Если ученик за всё лето (3 месяца) не применил знания по изучаемым предметам, зачем он их изучал?

3. Польза – какова польза сделанного открытия: для ученика, других людей, природы и др. То есть от открытия должна быть конкретная польза.

Каждый критерий оценивается по 10-балльной шкале. Сделайте это самостоятельно и сообщите, что получится.

Sargylana Varvarikova 23 сен 2018 в 12:01:
Эссе писали дома по заданию классного руководителя, поэтому я по своему предмету не стала задавать повторно. так что мы, учителя-предметники, вместе оценивали их работы. Мне показалось, что большинство написало просто сочинение, которое задается каждый год в каждом классе "Как я провел лето".
Я отметила для себя эссе Иванова Арсена, он пишет, что всегда хотел научиться собирать кубик Рубика, и за лето он этому научился самостоятельно (т.е. пришел к результату через практику), еще и хочет дальше развить полученный навык и научиться собирать быстрее и научить своих одноклассников, чтобы устроить потом соревнования по собиранию кубика.
Трудно было оценивать эссе, т.к. я сама до конца не понимаю чем отличается открытие от узнавания.

Андрей Хуторской:
Sargylana, скажите, при анализе ученических работ - что именно учителя обнаружили в них как результат изучения детьми своих предметов?
Например: кубик Рубика научился ученик собирать - какой предмет и какой учитель обеспечил этот результат? Или никакой? Тогда учителя не имеют отношения к результатам детей? Зачем тогда детям ходить в школу? Так чем отличается открыл от узнал - по вашему?

Наталья Бурнашева:
1. Удалось ли вам предложить задание на своём уроке по своему предмету? Где дети писали эссе - дома или в классе? - Задание по своему предмету не предлагала, ученики писали эссе по заданию классного руководителя в качестве домашнего задания.
2. Что у детей получилось? Приведите примеры, что вас привлекло в работе ученика? Что удивило? - Большинство детей написали сочинение про полученную информацию во время летних каникул, о чем они узнали/услышали/увидели, но мало у кого было именно "открытие". Я считаю, что дети еще не до конца умеют различать эти понятия, да и мы, учителя, немного задумались над отличием между этими понятиями. С точки зрения учителя русского языка и литературы, привлекло то, что ребята умеют хорошо излагать свои мысли на письме, умеют анализировать.
3. В чём были трудности выполнения задания? Как вы их преодолевали? - Главная трудность выполнения этого задания в том, что учебный год уже начался, и нелегко выкроить время для выполнения задания. Еще между учителями встретились разногласия в понимании данных понятий, так как сами еще не совсем понимаем различие понятий "открытие" и "информация".

Андрей Хуторской:
Наталья: "С точки зрения учителя русского языка и литературы, привлекло то, что ребята умеют хорошо излагать свои мысли на письме, умеют анализировать". Что означает "хорошо"? Насколько умеют анализировать? Нужны измерители. Сравнение результатов за год, например. Есть у вас такая диагностика? Ведь вам же нужно определять, какова роль изучаемого предмета на проявленные учениками результаты?

"Главная трудность выполнения этого задания в том, что учебный год уже начался, и нелегко выкроить время для выполнения задания". Не понял, а что, данное задание разве не является самым что ни на есть учебным? Пожалуй, даже смысловым и самым главным, поскольку определяет ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ вклад учебных предметов в жизнь детей. Ведь когда они пишут о лете, они как раз и пишут о своей реальной жизни!

Любовь Колодкина 23 сен 2018 в 13:03:
1) Удалось ли вам предложить задание на своём уроке по своему предмету? Где дети писали эссе - дома или в классе? – Дети писали эссе в качестве домашнего задания.
2) Что у детей получилось? Приведите примеры, что вас привлекло в работе ученика? Что удивило? -привлекло в одном из сочинений выявленная разница между "бездельем" и "делом". Понимание через "ничего неделание" в том, что от этого можно устать больше, чем от деятельности. Ребёнок сам пришёл к пониманию, что необходима деятельность и затем был сделан выбор в пользу спорта. 3) В чём были трудности выполнения задания? Как вы их преодолевали? - Шёл процесс осмысления того, как увиденное может стать открытием. Сделала первичные выводы: 1) открытие может быть частичным, только на уровне увиденного или услышанного, но, если это связано с личным опытом и получением пользы, применением знаний, то - это частичное открытие 2) если увиденное доработано, то есть пошёл процесс изучения этого увиденного (через допматериалы, вопросы родителям), значит увиденное изучено и зафиксировано, получен ответ на вопросы: что, как, почему - то это микро-открытие 3) если решена задача, с личным запросом, заинтересованностью и полезностью применения полученных знаний или знания были применены при открытие не только для себя, но и для окружающего мира - это открытие. При анализе ориентировалась на эти три стратегии.

Андрей Хуторской:
Любовь, я бы назвал это не стратегиями, а признаками открытия. Если разобраться, то их не три, а больше. Вот моя систематизация:

1) увидеть, услышать и т.п. - т.е. обнаружить некий факт об объекте или явлении.
2) ориентация на личный опыт, получение пользы, применение знаний об уведенном, услышанном.
3) изучение увиденного-услышанного,
4) фиксация увиденного-услышанного,
5) влияние на уведенное-услышанное, преобразование его.
6) постановка вопросов: что, как, почему?
7) поиск и получение ответов на вопросы: что, как, почему?
8) формулирование и решение задачи с личным запросом к увиденному-услышанному.
9) определение полезности применения полученных знаний для себя, и для окружающего мира.

Уже отсюда можно определить отличие Узнал от Открыл. Если только увидел-услышал, - то это Узнал. Если потом начал изучать, задавать вопросы, находить закономерности, применять узнанное, результат будет иметь личное или общее значение - то это уже Открытие.

Таким образом, простое задание про лето привело у очень глубинным вопросам:

1. Чем отличается Узнал от Открыл?
2. Какие учебные предметы оказали влияние на жизнь ученика летом?
3. Чему и как надо учить детей - "открытиям" или получению "информации"?


#научнаяшколахуторского #eidos #образование #эвристика #эвристическое обучение #открытие


--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Чем ОТКРЫЛ отличается от УЗНАЛ? Великая учебная сила сочинений о проведённом лете
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 25.09.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/0925/  

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2018