: ХРОНИКА БЫТИЯ


    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Сумерки просвещения

 
 

08.06.2018 г.

Управление образованием правительство оставило за собой


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 


Просвещение вместо образования?

Конец образованию? Считаю ошибочным разделение Минобрнауки и создание четырёх отдельных структур: Министерства просвещения, Министерства науки и высшего образования, Рособрнадзора, Агентства по делам молодежи.

Вместо объединения под единые задачи, в том числе обозначенные в майских указах президента, новые ведомства будут не меньше года менять таблички, бланки и кабинеты. Чиновников станет больше и денег на них потребуется тоже больше. Лучше ли станет от этого конкретным ученикам, студентам, педагогам?

Просвещение вместо образования? В данной замене явный регресс. Минпрос был в прошлом веке, зачем к нему возвращаться? Просвещение - это не образование, не обучение, и не воспитание.

Просвещение — передача, распространение знаний и культуры. У него однонаправленный вектор - от просвещенного учителя к недостаточно просвещённым ученикам.

Обучение же - это взаимный процесс, учитель и ученики взаимодействуют. И цель этого взаимодействия - не только просвещение учеников, но и многое другое - личностное развитие, освоение знаний, компетентностей, формирование ценностей и др. Вместе с воспитанием обучение обеспечивает образование человека.

Министерство просвещения своим названием уменьшает и свою роль и роль образования в стране.

Странно также разделение профессионального образования на два разных министерства.

Рособрнадзор передан под прямое управление Правительства. Получается что-то типа жандармерии. Главная задача Рособрнадзора, на мой взгляд, должна быть в отстаивании образовательных интересов основных потребителей - учеников и их родителей. А не Правительства.

Агентство по делам молодежи. А министерства тогда по чьим делам создаются?

Лучшим вариантом является отмена данного решения и разработка системы управления наукой и образованием в стране с привлечением специалистов - профессионалов.

17.05.2018

Время разбрасывать камни .. Правительство разделило минобрнауки на два отдельных министерства: 1) министерство просвещения 2) министерство науки и высшего образования. Так уже было раньше. Есть ли анализ результатов? Как лучше - отдельно или порознь? К сожалению, Указ не даёт ссылок на обоснование произведённого разделения: http://kremlin.ru/events/president/news/57475

А как же тогда с единым экзаменом? Он станет посредником между двумя министерствами?

Кроме двух министерств, отдельно созданы ещё две структуры под эгидой правительства: Рособрнадзор и Агентства по делам молодежи.

На мой взгляд, произведённые структурные изменения - показатель отсутствия обоснованной политики в образовании. Ошибкой Правительства была отмена в 2014 году имеющейся национальной доктрины в образовании (доктрина была плохой, но она была) и не принятие новой доктрины.

Когда нет ясной доктрины образования, разделения и объединения министерств приведут к тому что чиновники будут заниматься сами собой, а не развитием образования в стране.

08.06.2018 г.

Разделив структуры управления образованием на 4 части, Правительство РФ фактически закрепило функции министерства образования за собой. Ведь кому-то придётся держать всё в одних руках. Есть, правда, сомнения, что такая задача правительству по силам, ведь у него много иных задач.

Причина, по которой центр управления образованием перенесён правительством к себе, на мой взгляд, в желании управлять процессами "накоротке". Нет доверия ни к одной из структур, что они будут всё делать так, как надо правительству. Да и кадровая политика такова, что нет управленцев необходимого уровня.

По моим представлениям и раньше основные решения и политика образования задавалась из Правительства, а не из министерства. И непопулярные министры - на самом деле лишь исполняли поручения, а не управляли самостоятельно. Если это так, вряд ли стоит ждать, что сегодняшний управленческий расклад приведёт к лучшим результатам, чем были раньше.

Вывод простой: правительству нужно выращивать целостное министерство образования, причём одновременно с его обновлённым кадровым составом. И данная работа должна производиться одновременно с разработкой национальной доктрины образования. Без доктрины созданные структуры только внесут дополнительный разлад в образовательную политику и практику.

14.07.2018

Откуда министр берёт цели?

Министр просвещения О.Васильева: "Перед системой общего образования стоят две большие цели. Первая - войти в десятку лучших в мире, вторая - выстроить систему воспитания". Источник.

Первая цель - рейтинговая, вторая - непонятная. Обе названые цели никак не связаны друг с другом, да и с реальной системой образования тоже. Взяты эти цели ниоткуда, без какого-либо обоснования и понимания их оснований, адресатов, критериев достижения. В результате миллионы людей не понимают политики в образовании, которую ведут чиновники.

Когда министр называет необоснованные цели, это означает кризис в системе управления системой общего образования. Одна из причин - отсутствие национальной доктрины образования, которую правительство отменило в 2014 году, а новой до сих пор не создано.

Наша научная школа разработала Доктрину образования человека в РФ, которая призвана стать одним из источников целеполагания и развития системы образования в стране. Этот документ был направлен в министерство, правительство и госдуму. Однако, пока данная работа на уровне управленцев так и не начата.

Из-за этого происходят проблемы методологического характера. Когда цели берутся "с потолка" , то в результате и бюджетные деньги тратятся не пойми на что. Данная проблема - основная в существующем управлении системой образования и требует своего решения. Один из первых шагов - начало официальной разработки национальной Доктрины образования https://eidos-institute.ru/science/doctrine/

#научнаяшколахуторского #eidos #образование #измерениеобразования #количествочасов

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Сумерки просвещения. Управление образованием правительство оставило за собой.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 08.06.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/0608/

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2017