: ХРОНИКА БЫТИЯ


    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Почему образование меряют часами?

 
 

04.06.2018 г.

В чём нужно измерять образование?


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Многие, видимо, об этом не задумываются. И я об этом задумался только сегодня, когда мне потребовалось проводить 3-часовую онлайн-лекцию. Конечно, с интерактивом, был чат, вопросы и ответы. Но, всё-равно, художественный фильм не всякий можно 3 часа смотреть, а тут "говорящая голова", пусть даже и принадлежащая такому неординарному человеку, как я. Сложно 3 часа, да ещё через экран монитора, смартфона всё это воспринимать учащимся, пусть и взрослым.

Такое требование возникло из норм нашего доблестного министерства, которое очень любит измерять образование часами. Например, считать, что за 72 часа занятий образования происходит в два раза больше, чем за 36 часов. Но это же не факт! Прослушать информацию за 72 часа можно в 2 раза больше, чем за 36 часов, а вот насчёт образования, совсем не факт, что оно в 2 раза у слушателей увеличится. Давно уже доказано, что образовательные приращения у учащихся происходят совсем не из-за количества выслушанных лекций. Активные, интерактивные и эвристические методы и формы обучения могут давать эффект в десятки раз больший, чем академические формы занятий.

Тогда спрашивается, зачем и почему образование до сих пор меряют в часах? Оно же не синоним времени. И измерять количество и качество образования давно принято с помощью специальных средств - зачётов, контрольных работ, экзаменов и т.п.

Данный пример - очередной в свидетельстве бессмысленности чиновничьих норм, которые они задают для педагогов и учащихся. "Отсидеть" или "отслушать" определённое количество часов - данная норма не имеет отношения к действительным образовательным результатам. Поэтому приглашаю коллег-учёных исследовать данную проблему и предложить её решение. Проблема состоит в ответе на вопрос: в чём нужно измерять образование? Что это за величина, каковы её единицы измерения?

Такое исследование могло бы в корне изменить существующие необоснованные нормы. Точнее, нормы, которые были обоснованы в средневековье, когда образование было синонимом начетничества.

Кстати, курсы для соискателей, а вышеназванная проблема - это уровень докторской диссертации, проводятся сейчас и на них можно записаться: http://eidos.ru/courses/

--

Обсуждение в Фейсбуке

Мария Васильева: Интересный ракурс! Я бы не выдержала 3 часа видеообщения. А вот вопрос про "38 попугаев" я очень люблю и уважаю. Для меня это тест на профана. Скажи чем ты измеряешь и я скажу кто ты. А можно, в том числе, мерить удовлетворенностью учеников и родителей? А интересом? Мы просто спрашиваем : интересно ли тебе, дитятко, на уроках истории?

Хуторской Андрей Викторович: Интерес - для меня всегда был не главным, что образуется в человеке. Конечно, он нужен, но я бы специально на него не акцентировал внимание детей, поскольку в этом их внимание как бы направляется не на них самих (я вызвал в себе интерес), а на учителя (должен меня заинтересовать).

Ольга Лычёва: Простите, но мне кажется, часами измеряют не уровень образования, а количество времени, потраченного на него. Это время оплачивают наемному работнику. У которого есть диплом, подтверждающий его квалификацию.

Хуторской Андрей Викторович: А "наёмный работник" разве не ради образования ученика тратит время? Т.е. именно за образование ученика ему платят, а не за "отработанные" часы. Допустим, что платят за часы, но тогда они могут быть никак не связаны с образованием? Тогда зачем за них платить?! Отсюда следует, что платят работнику именно за "количество" образования учеников, измеряемое часами.

Ольга Лычёва: Хуторской Андрей Викторович это по умолчанию так, а как может быть по-другому?

Хуторской Андрей Викторович:
Ольга Лычёва, так я и предлагаю исследование по разработке других способов регламентирования обёма образования.

Валерий Юкевич: Один из ключевых проблеммных вопросов современной организации образовательного процесса. В очередной раз остро это прочувствовал в последние дни, когда проходит аккредитация ВУЗа! :( Андрей Викторович, спасибо, что об этом сказали! Научный труд на эту тему, если кто-то подготовит быстро, не имел бы цены!

Валерий Хвалев: От часов ушли, а от процессов - нет. Ибо смысл явления (образования) в ответе на вопрос ЗАЧЕМ? Поэтому надо мерить не образование, а развития. Иначе НАХУА?

Людмила Луганская: В любом случае временной зафиксированный интервал для общения с группой жаждущих развития элементарно необходим

Хуторской Андрей Викторович: Речь не о необходимости времени, оно нужно всегда. Речь о том, что время не синоним образованию.

Ольга Лычёва: Но время, потраченное для него, при помощи специалиста направленного для этого, о чем свидетельствуют все, начиная от администратора, заканчивая обучающимся?

Хуторской Андрей Викторович: Попробую пояснить по другому. Одному ученику для того чтобы научиться считать десятками требуется 5 мин а другому 1 час. А по программе для всех отводится 45 минут. Т.е. скорость образования у всех разная а учебный план и программа все меряют одинаково для всех - в часах. Кроме того методики бывают разные. Тот же Шаталов 5летний курс физики за 1 год с детьми осваивал. Мерять образование часами неправильно.

Татьяна Никитюк: Если говорить о курсах для взрослых (не только педагогов), то большинство из них строятся по модели "говорящая голова"-репродуктивный тест.

Хуторской Андрей Викторович: Эйдос проводит курсы для педагогов на оргдеятельностной основе. Курсанты всегда создают собственные практические разработки. Времени на это больше, но польза несравнима с тестами. http://eidos.ru/courses/schedule.htm

Татьяна Никитюк: Спасибо, Андрей Викторович! Я о курсах, которые идут не у Вас: ГО и ЧС, первая помощь, всякие техники безопасности - это то, чему учится большинство работающих взрослых нашей страны.

#научнаяшколахуторского #eidos #образование #измерениеобразования #количествочасов

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Почему образование меряют часами?
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 04.0.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/0604/ 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2017