: ХРОНИКА БЫТИЯ


    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Пять толкований педагогики

 
 

06.04.2018 г.

Каждое из толкований педагогики - отдельная сфера


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

 

К сегодняшнему дню накопилось множество определений педагогики. Из предпринятого мною анализа установил, что существует пять основных толкований педагогики:

1. Педагогика как практика.

Педагогической практикой занимается практически каждый человек, который работает с детьми, общается с ними, взаимодействует в качестве наставника или партнёра. В любой семье родители осуществляют педагогическую практику, общаясь со своими детьми. Такая деятельность носит эмпирический характер. Она содержит приёмы, практики, опору на народные или семейные традиции, подчас, идущие из глубины веков.

2. Педагогика как искусство.

Практикующие учителя, педагоги, родители овладевают методами и приёмами, непрерывно совершенствуют себя. Некоторые педагоги владеют педагогическим искусством в совершенстве. Степень совершенства со временем оттачивается. Как правило, искусными педагогами становятся те из них, у которых есть любовь к детям, склонность к педагогической деятельности, к творчеству, совместному общению.

3. Педагогика как инженерия.

Такая педагогика представляет собой различные педагогические технологии, в которых чётко задаётся цель, применяются определённые формы, методы, обеспечивается заранее заданный результат. Такие технологии проработаны, например, в коммунарской педагогике, педагогике Монтессори, дистанционном образовании, да и классно-урочная система Я.А. Коменского существует почти 400 лет благодаря заложенной в ней технологии. В основе любой педаго-гической технологии, как правило, лежит определённая идея, философия.

4. Педагогика как наука.

Уровень науки педагогика приобретает тогда, когда в ней конкретизируется предмет изучения, начинают применяться научные методы, создаются методологические основания, конструируется понятийный аппарат, разрабатываются теории, ведутся исследования. Педагогика как наука занимается исследованием процессов образования человека, выявлением закономерностей, обоснованием принципов педагогической деятельности. Научные данные служат основой для изучения и проектирования педагогической деятельности, её функций, содержания, составляющих элементов. По мере развития научной педагогики происходит её дифференциация на общую и частные педагогики, специализированные по своим предметам – возрастную, военную, компаративистскую и др.

5. Педагогика как учебный предмет.

Задача учебного предмета «Педагогика» – подготовить специалиста в области той или иной педагогической деятельности. С этой целью в учебный предмет включается содержание из всех предыдущих пониманий педагогики – практики, искусства, инженерии, науки.

Каждое из перечисленных толкований педагогики связано с образованием человека. Педагогика ориентирована на изучение того, как происходит образование человека, как он развивается, воспитывается, обучается. Задачей педагогики выступает описание образовательных фактов, ситуаций, событий, выявление закономерностей образования, открытие законов, понимание сущности образования человека.

Педагогика направлена не только на исследование, но и на проектирование образования - разработку педагогических основ образования. В задачи педагогики входит также способствование образованию, поиск и разработка наиболее эффективных форм и методов образования, создание педагогического инструментария, систем оценки результатов. То есть, с одной стороны, педагогика исследует педагогическую суть образования человека, с другой, занимается проектированием педагогического процесса, который помогал бы человеку образовываться с помощью создаваемого педагогического инструментария.

Таким образом, педагогика как наука: а) исследует, б) проектирует, в) обеспечивает образование человека. В педагогике исследуются сущность и закономерности образования, проектируются его принципы и подходы, разрабатываются формы, методы, технологии.

Введу определение для педагогики как науки:

Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах образования человека.


Образование человека изучают и другие науки: физиология, психология, философия, социология, антропология, андрогогика, методики обучения и др. Каждая из них имеет свой предмет. Но только одна наука рассматривает образование человека в его целостности, это педагогика. Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Только эта научная дисциплина изучает образование человека в единстве всех составляющих его частей. Для педагогики оно и только оно является её собственным объектом изучения.


#научнаяшколахуторского #педагогика #типыпедагогики #эйдос #eidos

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Пять толкований педагогики. Каждое из толкований педагогики - отдельная сфера
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 06.04.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/0406/ 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2017