: ХРОНИКА БЫТИЯ


    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Четыре функции педагогики

 
 

04.04.2018 г.

Добавил педагогике четвёртую функцию - влиять на происходящее образование


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

 

Действительно, педагогика молодая наука. Непаханное поле. Возьмём такую простую тему как функции педагогики. Почти во всех учебниках их называют три: аналитическая, проективная, прогностическая. А функции влияния на текущую систему образования нет!

В результате непосредственного влияния педагогики на систему образования не происходит. Поэтому, вместо учёных принимают решения по количеству изучаемых предметов и учебников, составляют программы государственного масштаба - неспециалисты - чиновники, политики, депутаты. Тогда как обоснование всем этим вопросам должны даваться, в первую очередь, со стороны педагогики.

Разработал свой перечень функций педагогики, который привожу ниже. Добавил отдельный блок "Организационно-управленческая функция педагогики". Ничего не забыл?

Функции, которые выполняет педагогика: аналитическая, проективная, организационно-управленческая, прогностическая.

Аналитическая функция педагогики направлена на решение следующих задач:

1) изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса образования человека;
2) диагностика, выявление состояния, условий и причин явлений, сопровождающих взаимодействие педагога и обучающегося в условиях действующей системы образования;
3) анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического процесса, который обеспечивает образование человека;
4) исследование социально-педагогических влияний на образование человека со стороны субъектов государственного управления, права, экономики, культуры, информации, семьи, религиозных конфессий, общественных организаций;
5) описание, анализ и обобщение передового, инновационного педагогического опыта для последующей трансляции эффективных педагогических средств;
6) оценка влияния научных исследований на практику образования с последующей его коррекцией;
7) изучение международного опыта образования и педагогической практики.

Проективная функция педагогики:

1) проектирование доктрины образования, образовательных стандартов и программ, законодательных решений;
2) исследование методологических проблем педагогики, построение методологического основания для современного образования в связи с меняющимися условиями;
3) разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;
4) обоснование принципов построения учебников и учебных пособий, их комплексов, составления учебных планов, программ, методических разработок;
5) исследование содержания деятельности педагога, конструирование профессиональных стандартов специалистов в области образования;
6) создание научной картины педагогической действительности, присущей обществу, жизни и деятельности его граждан;
7) разработка систем функционирования педагогических учреждений в соответствии с требованиями времени;
8) разработка системы профессионально-педагогической подготовки педагогов, руководителей, специалистов разных ведомств, предприятий, чья деятельность так или иначе включена в педагогическую реальность и касается образования человека;
9) обоснование стратегии развития образования на уровне страны, регионов, учреждений.

Организационно-управленческая функция педагогики:

1) научное обоснование стратегии и программ развития образования на уровне страны, регионов, учреждений;
2) экспертиза законодательных инициатив в области образования с позиций педагогической науки;
3) научно-методическое обеспечение системы управления образованием;
4) научное обеспечение управления функционированием педагогической системы и управления её развитием;
5) предоставление средств выявления заказчиков образования, формулирования их заказа и его взаимного согласования в форме сводных образовательный стандартов;
6) разработка критериев и норм профессиональных стандартов в области образования, технологии их реализации;
7) внедрение результатов педагогических исследований в практику;
8) обоснование системы диагностики и оценки образовательных результатов;
9) рефлексивный анализ и оценка влияния педагогических исследований на образовательную практику, корректировка результатов исследований на основе взаимосвязи науки и практики.

Прогностическая функция педагогики:

1) изучение истории развития педагогики;
2) мониторинг, диагностика происходящих в системе образования процессов: образовательных, педагогических, управленческих с целью выявления тенденций, формирования перспектив;
3) научно обоснованное целеполагание и планирование образования человека, а также обеспечения этого образования в существующих структурах и учреждениях;
4) разработка условий для самореализации людей в процессе их непрерывного образования;
5) предвидение педагогических последствий происходящих или предлагаемых в обществе перемен, принимаемых государственных решений;
6) обоснование эффективной образовательной политики.



#научнаяшколахуторского #педагогика #функциипедагогики #управлениеобразованием #эйдос #eidos

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. 
Четыре функции педагогики [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 04.04.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/0404/ 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2017