: ХРОНИКА БЫТИЯ


    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Три типа личностно-ориентированного обучения

 
 

21.02.2018 г.

К ученику, от него или вместе с ним?


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

 

Три типа личностно-ориентированного обучения

В конце XX – начале XXI вв. в отечественное образование вошло понятие «личностно-ориентированное обучение». Одна из причин – долгие годы засилья массового, всеобщего образования, приоритета коллективного над персональным, общественного над личным. Общество, вступившее в перестройку, вспомнило о наличии личности ученика и необходимости учитывать индивидуальность в обучении.

Личностно-ориентированное обучение получило в результате три трактовки:
1) к ученику,
2) совместно с учеником,
3) от ученика.

Согласно первой трактовке педагоги восприняли данный подход как «дойти до каждого», сохраняя, по сути те же ориентиры, которые были в массовом обучении. То есть то, что раньше транслировалось для всех, теперь стало передаваться каждому. Индивидуальные особенности в лучшем случае учитывались во время «передачи знаний». Задача выявления внутреннего потенциала ученика в данном подходе фактически не ставилась. Цель образовательного процесса оставалась прежняя: «дать образование». Вектор внешнего воздействия мог только укрепиться и усилиться, поскольку теперь таких векторов становилось столько, сколько учеников. Основной формой обучения остался урок. Решение многих задач предлагалось с помощью профильного обучения. Личностно-ориентированный подход «к каждому ученику» возник не на пустом месте, он имеет длинную историю, начинающуюся ещё от Конфуция (VI-V в. до н.э., Китай), педагогов-гуманистов Витторино да Фельтре (XV в., Италия), М. Монтеня (XVI в. Франция), Эразма Роттердамского (XV—XVI в., Голландия). Продолжается такой подход и в современных школах.

Вторая трактовка личностно-ориентированного обучения получила название «педагогика сотрудничества» и связывается с движением учителей-новаторов 1980–1990-х гг.: В.Ф.Шаталова, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, С. И. Лысенковой, М.П. Щетинина, Ш.А. Амонашвили, Л.А. и Б.П. Никитиных и др. Основные положения педагогики сотрудничества: обучение без принуждения; свободный выбор; опережение; творческое взаимодействие учителя и ученика; самоуправление учащихся; идея трудной цели; идея крупных блоков; использование опор; самоанализ, коллективное творческое воспитание. Сотрудничество с учеником означало почти равные права и обязанности ученика и учителя в образовательном процессе, что противоречило многим положениям традиционной педагогики. Так, С.Л.Соловейчик писал, что сотрудничество – это совместная работа равных, сотрудника нельзя заставить отвечать или вызвать к доске, тем более, сотрудника нельзя оценивать.

Третий подход к личностно-ориентированному обучению построен на принципиально иной основе, чем два предыдущих. Методологическим вектором проектирования и реализации образования выбран подход: от ученика, а не к нему. Исходной основой определения целей и траектории обучения выступает сам ученик, чья деятельность организуется с помощью педагога. Такой подход возрождает идеи свободного развития и педагогики «выращивания» - гуманистических ориентиров, идущих от Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого. Среди современных учёных, которые начали разрабатывать личностно-ориентированный подход с позиций субъектности ученика – психологи И.С. Якиманская, В.И Слободчиков, педагоги В.В. Сериков, А.В. Хуторской.

P.S. Не следует отождествлять развивающее обучение с личностно-ориентированным. А личностно-ориентированное – с человекосообразным.

Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005. – 383 с. (Серия «Педагогическая мастерская»).

#научнаяшколахуторского #диссертация #докторская #кандидатская #защита #соискатель #аспирантура #эйдос #eidos #автореферат #оппонирование

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. 
Три типа личностно-ориентированного обучения. К ученику, от него или вместе с ним?. [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 21.02.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/0221/   

 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2019