: ХРОНИКА БЫТИЯ


    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Цель воспитания – чтобы человек был счастливым

 
 

04.02.2018 г.

Цель воспитания – чтобы человек был счастливым. Дискуссия на Фейсбуке


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Хуторской Андрей Викторович: Цель воспитания – чтобы человек был счастливым

Хуторской Андрей Викторович: Какова цель воспитания? К.Д. Ушинский говорил, что если «целью воспитания будет сделать человека счастливым, … то увидим, что решительно у каждого человека своё особое понятие о счастье». Ну и что? Пусть каждый будет счастлив по-своему! И каждый приложит к этому усилия, а не только будет ждать манны небесной от своих педагогов. Цель воспитания – чтобы человек был счастливым. Хорошую мы поставили цель. Теперь полезно нам всегда её помнить. Что бы мы не делали по отношению к нашим воспитанникам и к себе, наши цель – прибавление счастья. Самореализация для этого – один из лучших способов.

Александр Моисеев: Хорошая цель. И предполагающая, видимо, некие усилия самого воспитуемого. Но чтобы не налетели критики этого положения с подозрениями и обвинениями в индивидуализме и эгоизме такой цели, важно пояснять предположения о связи счастья с полнотой самореализации и связи личного счастья со счастьем ближних и дальних.
И есть счастье прямо сейчас, ситуативное такое, прямо переживаемое и есть более длительное, как общий фон жизни

Хуторской Андрей Викторович: Конечно, нужна типология счастья :) по разным основаниям: длинное и прямо сейчас, только своё, для кого-то ещё, для многих и др. Очень важно решение вопроса о связи счастья с полнотой самореализации.

Александр Моисеев: Но субъективность переживания счастья сильно осложняет всякие объективные оценки, критерии и измерения. А поиск каких-то объективных показателях в ситуации, когда субъективно человек счастлив, тоже даст не Бог весть сколько. Но и при этом постновка счастья как ценности и цели очень важна

Хуторской Андрей Викторович: Оценка воспитания (и образования тоже) должна быть не только объективной но и субъективной. Нужно восстановить в правах субъективизм учителя. На то он и учитель. И ученик - субъект. А всякие рособрнадзоры с их псевдообъективностью - нарушают принятые законы и стандарты, в которых провозглашена личностная ориентация обучения и в числе заказчиков назван человек как субъект своего образования.

Александр Моисеев: Они нарушают чаще элементарный здравый смысл. Да и законах и стандартах нет такой тяги к количественным оценкам и их точности (причем все понимают, что меряется и не все и далеко не самое главное). А после признания всему этому характера спецопераций - и вовсе. Думаю и субъектность и субъективность учителя никуда не денется, он влияет на детей всей своей личностью. Но это не то же самое, что субъективизм и произвол, что случается порой тоже.

Хуторской Андрей Викторович: И ещё - обычно под воспитанием понимают воздействие на ученика. Действительно, в данном определении я отошел от этого (у Ушинского написано "сделать счастливым"). Воспитание должно быть сбалансировано самовоспитанием. Ученик - тоже воспитатель сам себе.

Александр Моисеев: Более того, с некого момента - основной воспитатель и лицо, принимающее решения о своей жизни, ценностях и поведении.

Александр Моисеев: Логичнее говорить о воспитательном взаимодействии, тем более, что влияние всегда обоюдное, и дети взрослых тоже вполне себе воспитывают

Pavel Toropov: Я бы уточнил: чтобы люди были счастливы. Один человек может быть счастлив за счет других. А вот совместное счастье - и есть цель воспитания.

Хуторской Андрей Викторович: Pavel Toropov Цель должны быть достижима. Всеобщее счастье - об этом многие мыслители говорили, но достижимо ли оно?

Pavel Toropov: Смотря какого уровня? Счастье общения, взаимопонимания, сотрудничества, партнерства - да. Нравственные нормы - нет, так как люди - только люди...

Александр Моисеев: Чем шире, тем утопичнее

Светлана Игнатович: Счастье - это когда молодой папа заклеил окна вчера, чтобы всем "детям не дуло". Это понимание и ответственность за будущее. Я не знаю, как его оценить, но это счастье - детей уже можно раздеть и разуть для свободных телодвижений.

Александр Моисеев: Светлана Игнатович Это у Вас счастье, а дети просто смогут заниматься, что, конечно, неплохо.

Светлана Игнатович: Он из той же школы, что и все, но он хочет! Чтобы его и др дети были счатливыми

Александр Моисеев: Светлана Игнатович Внесли вклад в счастье педагогику. А я патентую такое вот наименование СЧАСТЬЕПЕДАГОГИКА.

Светлана Игнатович: Счастье - это горько, это когда мамочка понимает, что чего-то не понимает после окончания пединститута и пытается развивать ребенка, организуя всю семью. И ей это удается.
Горепедагогика - опытная сторона.

Александр Моисеев: И дидактогенные болести.

Светлана Игнатович Шрамы. Переданные предками. Родились в шрамах, аки в рубашках. Не избавиться никак...

Владимир Спиваковский:
Да, но при двух условиях:
1. Не за счет других.
2. Не такими счастливыми, как в королевстве Бутан, где 100% детей и взрослых - счастливые (но живут как в первобытном строе) :-)

Александр Моисеев: Или в Севернейшей из Корей.

Хуторской Андрей Викторович: Я был в Индии, они там тоже все счастливые. И ещё - бессмертные.
Первобытный строй бывает лучше нынешнего, и счастливее. Это факт.

Александр Моисеев: Хуторской Андрей Викторович Но не повод зывать к первобытной гармонии с природой и простодушному счастью вне прогресса. С золотой серединой сложно

Владимир Спиваковский: Не, не в Корее дело. Просто только в двух странах мира ОФИЦИАЛЬНО существуют Министерства Счастья, и у которых индекс счастья людей важнее ВВП (Бутан и ОАЭ).

Александр Моисеев: Владимир Спиваковский При этом в ОАЭ дела объективно повеселее, чем в КНДР и Бутане.

Александр Моисеев: Ретроспективно есть ощущение, что у среднего советского человека, измерь тогда кто-то его индекс счастья, все было бы на неплохом уровне. Что и становится источником ностальгии.

Владимир Спиваковский: Да, это два полюса. Но если серьезно, то индексы счастья сейчас начинают считать во многих странах. И это реально серьезно. Даже в Давосе об этом не только говорили, но и показывали цифры. По 12 показателям. Поэтому нужны новые технологии по методологии Счастья. Почему я это знаю? Потому что консультирую ОАЭ по этой методологии счастья, им понравилась моя теория ...

Хуторской Андрей Викторович: Владимир Спиваковский 1. На основании чего по вашей методологии определяются критерии счастья?
2. Индекс счастья относится к группе или может быть персональным?

Александр Моисеев: Вот, пошла конкретика, отлично.

Хуторской Андрей Викторович: Подвисла конкретика. Видимо, коллега только эмиров в ОАЭ консультирует.

Александр Моисеев: Хуторской Андрей Викторович Не могу комментировать. Возможно, Вам стоит войти в более личную переписку.

Ирина Озеркова: А вот про самовоспитание, действительно, очень часто забывают. И тогда появляются "взрослые" с претензиями к родителям и учителям: "Я такой несчастный, потому что вы меня плохо воспитывали".

Александр Моисеев: Среда заела, понимаешь...

Ирина Озеркова: Я в колледже работаю. Там большинство слово "самовоспитание" в жизни не слышало, не то чтобы заниматься пробовать. Естественно, никакой необходимости в этом не видят.

Хуторской Андрей Викторович: Чтобы в школах была ориентация в воспитании на счастье, при ментальности наших учителей должен быть приказ министерства: "стать и быть счастливыми".
Матвиенко как-то всё говорила о создании в России Министерства счастья. Но народ у нас этого не поймёт.

Александр Моисеев: Хуторской Андрей Викторович Народ не поймет в понимании и исполнении Матвиенко, потому что полагает не без основания, что счастье там будет для узкого круга, а остальным прикажут изображать счастье.
И важно понять, насколько наша образовательная среда и все ее институты "заточены" под счастье хоть детей, хоть взрослых, под качество жизни и ее прожывиания в садиках, школах и т.п. А когда все силы на аттестацию, то оно в все принципе не про это.

Светлана Игнатович: А счастья цель - воспитанным родиться и в разном деле пригодиться

Ирина Озеркова: Мне кажется, вообще следовало бы поставить в качестве педагогической проблемы "запуск" процесса самовоспитания. Каковы необходимые и достаточные условия этого процесса, технологии, как оценивать результат...

Александр Моисеев: Думаю, что по проблеме самовоспитания есть десятки докторских и сотни кандидатских диссертаций. Качества не затрагиваю, но некие идеи там точно есть и нет задачи начинать с нуля. более того, какое-то самовоспитание есть и без наших запусков, другой вопрос, что оно не всегда ведет к социально одобряемым результатам. НО воздействие с целью актуализировать самовоспитание имеет много рисков залезания в душу другого человека дальше, чем он готов нас туда пускать - вопрос доверия к воспитателю, Взрослому Поэтому чем выше желание оценивать результаты, тем больше ждите "сопротивление материала". Одна из прелестей советской системы - желание всего добиться и оценить и отчитаться. Уроки бы надо извлечь.

Светлана Игнатович: А продукт?

Александр Моисеев Светлана Игнатович А продукт такая среда, включая личность воспитателей, при которой процесс может куда-то пойти, события какие-то в этой среде ... Пробы и ошибки, опыт. И тогда могут начаться результаты в виде начала ощущений и переживаний у самого дитятки.

Светлана Игнатович: Вчера мамочка увидела дитя всего в краске, простим ее неопытность с детства - она не знала, что гуашь отстирывается и первым ее словом перед шедевром ребенка было ... Ужас! Вторым - имя девочки ....! а третьим - сочувствие к тряпке (новаяж, блин).

Александр Моисеев: Светлана Игнатович Надеюсь, никто из живых существ не пострадал.

Светлана Игнатович: Пострадала мама. Она увидела свою ошибку, когда на вопрос : кто это? ребенок ответил: мама. А ладошками черными от краски получилась морда злого медведя-тигра с когтями на лапах и шерсть дыбом.
Причем ребенок полуспросил, полуответил неожиданно и для себя и для мамы ... обе были в легком замешательстве.
Вот тут, казалось бы, воспитывай СебЯ, Фиксируй. Поверни оглобли. Попробуй по другому...

ОЦЕНКА ВОСПИТАНИЯ

Александр Моисеев: Счастье по мне скорее идеал воспитания, что выше цели, но не позволяет спешить с измерениями, ибо - они лучший путь к похоронам любых живых процессов.

Хуторской Андрей Викторович: Оценивать нужно всё, что было поставлено в качестве цели. И воспитание тоже. Но не обязательно для этого применять ЕГЭ. Да и самооценку никто не отменяет.

Александр Моисеев: Оценка понятие широкое. Сегодня зачастую норовят все мерить количественно и весьма жестко. С воспитанием такое делать крайне опасно. Я об этом. Если нечто соответствует ценности - способствовать детскому Счастью - это можно оценить, по возможности не уходя в примитив и крайне аккуратно. Говорить как о цели - в какой же мере нам удалось добиться счастья - вот не совсем пока вижу. А ведь привычки такие именно

Светлана Игнатович: Остерегаться - это ничего себе, уже трудно. А придумать измерительную шкалу - ого-го! Кем надо быть?

Хуторской Андрей Викторович Светлана Игнатович Придумывать измерительную шкалу для оценки воспитательных результатов необязательно, их много и можно взять готовые. И придумать тоже можно. Вопрос, в какой парадигме. Форма оценки нужна нетестовая.

Александр Моисеев: В сов. педагогике было немало попыток оценки воспитанности.

Хуторской Андрей Викторович: Александр Моисеев Вы о чьих работах в сов. педагогике по оценке воспитанности говорите?

Александр Моисеев: Хуторской Андрей Викторович Нет под рукой библиографии, но оценкой воспитанности, в частности, занималась в 80-е гг. М.И.Шилова из Красноярска, Н.И.Монахов и др. Тогда же была и критика попыток все это дело количественно и в процентах оценивать.

Хуторской Андрей Викторович: Критика не всегда плохо. И не всегда обоснованно. Например, в советское время много чего критиковали, то же христианство, а сегодня сами со свечками все стоят. Перевоспитались.

Анна Байкалова Защитить кандидатскую с такой темой нереально. Как только дойдём до результатов и до измерения счастья, всё! Пиши-пропало! Кроме оксфордского опросника счастья ничего больше и нет, для измерения. За последние двадцать лет в лагерях, я видела только два педагогических отряда, которые ставили педагогику счастья в основу своей деятельности. Защитить свои программы никто не смог.

Хуторской Андрей Викторович: Анна Байкалова Чтобы защитить кандидатскую, нужно соблюсти принятые требования. По "педагогике счастья" вполне можно сделать диссертацию и не одну. В том числе и по проблематике педагогических измерений. Это вообще уровень докторской. Приглашаю на наши курсы.

Александр Моисеев Хуторской: Христианство критиковали в книгах по атеизму, а предметом гонений практически были любые проявления веры и религиозности. .Но примеры мало что поясняют. Я полагаю, что критика как было сказано в одной из статей, "бухгалтерии воспитанности" была весьма уместной. Значит ли это, что мы не должны интересоваться результатами своей работы? Нет. Но хорошо бы максимально корректно и без тяги к красивой отчетности.

Хуторской Андрей Викторович: Методы измерения и оценки отбираются те, которые соответствуют поставленным задачам. Они могут быть и количественные, и качественные. У нас на нашей ученической конференции участник создал ВКонтакте группу добрых дел, где их количество было определено количеством долек мандарина. Вполне подойдёт такая мера для конкретных занятий с детьми 3-5 классов. Она и подошла.

Александр Моисеев: Хуторской Андрей Викторович Чудесно, но для общего критерия оценки воспитанности мандаринов не хватит. Возможно, важнее измерять параметры среды, что и заложено в ряд методик - повысим вероятность хорошего воспитания - прежде, а мерить итог - чуть позже.

Хуторской Андрей Викторович: Общие, персональные критерии оценки - тоже для каждых задач создаются. Мерить среду, условия? Да можно, но это не диагностика результатов воспитания. А то у нас среда есть (например, турникеты, видеокамеры и охранники), а воспитания это может не прибавить (невоспитанные преступники всё равно проникают и творят).

Александр Моисеев: Не имел в виду мосгортранс в качестве воспитывающей среды. Но оно не без того, конечно. А измерять можно по всей цепи, если умеем: от качества планов до качества результатов. Ключевые слова: если умеем!

Хуторской Андрей Викторович: Да, измерять и оценивать результаты на всех этапах воспитания возможно. Но самое важное и сложное - сделать это на этапе изменения внутренней сущности человека - его ценностей и качеств. То, что это нужно делать, я не сомневаюсь. Составители нынешних Фгосов стыдливо открестились от оценивания ценностно-смысловых результатов (может быть из-за того, что и у себя они их не оценивают): http://khutorskoy.ru/be/2016/0803/index.htm

Светлана Игнатович: А зачем?

Анна Шачина: Шкала воспитанности - это шедевр! С учётом того, что для такой оценки важны не сами действия, которые мы видим, а принципы, которые мы не видим. Измерить внутреннюю сущность человека! С учётом того, что мы воспринимаем друг друга только так, как мы друг другу являемся ... При всей важности психологического исследования для педагогики, надо отличать эмпиризм в педагогике (с учётом психологического знания) и эмпирическую педагогику, которая только на этом и базируется, не учитывая границ возможностей педагогики (человек - вещь в себе, и о непредсказуемости человека писали ещё английские классики, С. Моэм, например). Всего доброго! И счастья, радости побольше!

Светлана Игнатович: В любом классе есть дети, которые хотят, чтобы их учитель был/а счастлив/а. Они очень переживают. Даже иногда не слышат, что он/ а им говорит на уроках. Как они это чувствуют? - что у человека проблема с этим, Андрей Викторович?

Хуторской Андрей Викторович: Чувствуют дети потому, что у них ещё не закрыты соответствующие органы чувств. Способность к эмпатии оказывается у них сильнее. чем способность к аудированию, поэтому они не слушают, а чувствуют.

Светлана Игнатович: Стоит поучиться у них.

Хуторской Андрей Викторович: Стоит научиться помогать им в развитии их естества. Если вы учитель, конечно.

Анна Шачина: Счастье - гипотетические императивы, которые не требуют (как категорический), а только носит рекомендательный характер. Категорический императив требует достоинства быть счастливым. Есть только две цели, которые в то же время долг: собственное самосовершенствование и счастье другого, поскольку мы за другого, как Вы правильно пишите, не можем ставить его цели, требования счастья другого несёт отрицательный характер, в смысле - "Не мешай счастью другого!", то есть как в песне: "Не гаси чужую радость!". Цель же: "Имей мужество пользоваться собственным рассудком!", при этом надо мыслить не просто самостоятельно, но и выбирать среди добрых целей. (По Канту). Конечно, быть счастливым, косвенный долг человека, поскольку недовольство своим положением вызвало бы соблазн нарушить долг. Ну и долг надлежит исполнять с бодрым и радостным настроением (опять согласно Канту). В том-то и заключался его переворот, что он доказал, что счастье не может быть предметом философского обоснования, потому что оно очень субъективно, но -лишь достоинство быть счастливым.

Полина Фомина: А Вы счастливы ?

Анна Шачина: Я СЧАСТЛИВ / СЧАСТЛИВА?
Тест. Чтобы понять, счастливы ли Вы, Вы можете пройти следующий тест. Если Вы утвердительно ответите на все вопросы: поздравляю! Вы счастливый человек!

1. Радуетесь ли Вы каждое утро новому дню?
2. Каждый ли день у Вас находится повод посмеяться от всей души?
3. Можете ли Вы также иногда остаться одни и наслаждаться покоем, не испытывая скуки?
4. Доставляют ли Вам радость встречи с друзьями?
5. Есть ли на свете человек, которому Вы подарили или охотно бы подарили Ваше сердце?
Тест взят из книги: Viel Glück, arsEdition Verlag, München, 2004.

Мария Калужская: В философской традиции (светской) есть примерно три понимания счастья: 1) счастье как отсутствие несчастий - и отсюда эвдемония (благодарность судьбе за это); 2) счастье как состояние гармонии с собой, своим предназначением; 3) счастье как способность "словить" и сконцентрировать в себе радость бытия. В идеале (которого нет) следует "прокачать" человека по всем 3 направлениям. Либо - как минимум - по одному. Осознание - приятие - переживание.

Анна Шачина: До Канта счастья пытались обосновать философски. Сейчас - это скорее психолого-социологическая проблема, педагогическая, конечно, тоже. Педагогика (цели) должна быть философско обоснованной, иначе Я станет природным объектом, в то же время учитывать исследования других наук. Поэтому счастье не может быть заявлено как цель воспитания. Цель воспитания (самовоспитания) - человеческое достоинство (быть счастливым).

Елена Гуденко: Есть замечательный спектакль "Дивный новый мир". После него фраза Завельского, что цель работы учителя "сделать детей счастливыми" звучит спорно.

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. 
Цель воспитания – чтобы человек был счастливым [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 04.02.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/0204/   

 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2017