: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Нужно ли быть скромным?

 
 

24.12.2017  г.

Демонстрация своих достижений - условие самореализации!


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

 

Бывает, что человеку, который говорит о своих достижениях, советуют быть скромнее. Ментальность широких масс сегодня такова, что скромность расценивается как положительное качество, а говорить о своих достижениях - нескромно. Типа пусть об этом скажут другие. А если другие не заметили твоего достижения? Или у них своих забот хватает? Или просто некогда? Что, ждать несколько лет? Или обращаться в специальные фирмы по раскрутке?

Отсюда и получается, что некоторые учёные, их научные школы признаются только спустя много лет, когда уже все, кто создавал эти достижения, умерли. А если бы внимание к их результатам было при жизни, уверен, что и достижений было бы больше и пользы для всех.

Почему такая ситуация достаточно массовая? Считаю, что по причине сложившейся установки, что все должны быть равны, что не надо высовываться, лучше промолчи. Это рабская система и рабская психология. Выгоднее всего она для начальников, чиновников, которые хотят быть разрешителями и управителями всех достижений, присваивая себе дивиденды и плоды других, решая кто достоин внимания, а кто нет. Чиновники понимают, что если они признают достижения профессионалов, то вынуждены будут потом считаться с ними, учитывать их достижения, допускать их влияние на принимаемые решения. Поэтому нынешние чиновники всеми силами стараются не допускать профессионалов к своей сфере деятельности, кроме "прикормленных". Вот когда человека уже нет, и сказать он ничего не может, тогда - пожалуйста, его достижения будут применять, проводить юбилейные конференции, выступать на них...

"Нескромными" достижения одних людей часто называют их конкуренты - люди, учреждения. Например, в Фейсбуке на мою "нескромность" указала сотрудница одного из институтов, который призван создавать стратегии образования, но не очень-то их создаёт. И мою концептуальную статью, направленную на конференцию, проводимую этим институтом, эта сотрудница вместе со своим директором отвергла от публикации по надуманным основаниям, что я использовал в ней свои достижения за 25 лет. Конечно, этим людям хотелось бы называть "нескромным" автора концепции учёного, которого они считают конкурентом. Это непорядочно, но они считают, что как бы борются с "нескромностью".

В науке не может быть "нескромных" достижений! Они либо есть, либо их нет. Если достижения есть, тогда нужно уделять им внимание, применять и развивать их. Если достижений нет, об этом тоже нужно говорить. Хуже всего "молчать в тряпочку" и требовать того же от других.

Отчасти ориентацию на скромность поддерживает христианство. Но, кстати, Христос не отличался особенной скромностью! Он почти сразу заявил, что он сын Бога. Это что, скромный поступок?

Перейдём к ученикам, их образованию, педагогике. Принцип продуктивности образования, который в нашей научной школе считается одним из основных, предполагает обязательное создание учениками образовательных продуктов: стихов, теорем, исследований, поделок и др. Ну, вот создал ученик свой продукт. Что, он должен скромно умолчать о нём? Чтобы никто даже не догадался о его существовании? Глупости! Продукт для того и создаётся, чтобы быть применимым теми, кому он предназначен. Поэтому в нашей технологии обучения есть обязательный этап: презентация продукта. Презентация нужна для того, чтобы автор-ученик сам осознал, что у него получилось, насколько он достиг своих целей, чтобы другие увидели, обсудили и оценили его достижение, чтобы возникла коммуникация среди учеников и не только. На очные конференции мы всегда приглашаем и родителей школьников, причём, не просто "посидеть", а даём им возможность задавать вопросы, высказывать суждения, участвовать в оценке работ.

Необходимым дополнением к самопрезентации продукта выступает способность человека замечать достижения других. Именно эта задача решается на этапе презентации ученических работ. Ученики осваивают способы анализа и оценки чужих работ, приобретают навыки обсуждения и оценки, вырабатывают компетенции сопоставления разных продуктов.

Говорить о своих достижениях - не означает хвалиться, хвастать ими. Отличить хвастовство от демонстрации достижений можно по целям. Если человек говорит о своих достижениях с целью привлечь к ним внимание, а не чтобы подчеркнуть своё превосходство перед другими, это не хвастовство.

Другая грань, которую следует избегать - высокомерие. Говорить о своих достижениях нужно не принижая других. Хотя иногда это сделать сложно. Некоторые люди даже если ты не имеешь их в виду, расценивают твою презентацию как автоматическое принижение их результатов. Я помню, когда в своей статье похвалил один их журналов, ко мне прибежал редактор другого журнала и высказал свою обиду, что я ничего не сказал о его журнале.

Но даже если сравнивать хвастовство и высокомерие с замалчиванием своих результатов, большим грехом я бы считал замалчивание. Потому что человек мог принести пользу своим результатом, но не сделал этого. Писать "в стол" можно только тогда, когда совсем нет возможности опубликовать свой результат. Да и то, всегда можно найти способы самиздата.

Выходит, что для человека, ученика, который создаёт достижения, скромность совсем не украшение, а качество, мешающее его самореализации, исполнению его миссии.

Если у человека есть результат, продукт, который значим для других, рекламой этого продукта он поднимает людям мотивацию, показывает ориентир, вдохновляет, задевает за самолюбие (а я чем хуже?). Отсюда нужно всячески культивировать свой результат, презентовать его, помогая этим другим. Следует отбросить ложную скромность, не надо сидеть в уголочке.

Таким образом, и для ученика, и для всех остальных, презентация, декларация, реклама своих достижений не просто не является "нескромной", но выступает обязательной! Ради достижений происходит и образование, и работа, и жизнь человека.

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Нужно ли быть скромным? Демонстрация своих достижений - условие самореализации!
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 24.12.2017 г. – http://khutorskoy.ru/be/2017/1224/ 

 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на  Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2017