: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Простое доказательство, что педагогика - наука

 
 

23.12.2017  г.

На 38 месте в рейтинге ВСЕХ учёных России - педагог!


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

 

Иногда можно услышать, особенно от людей не сильно образованных, что педагогика - не наука. Обосновывают они своё мнение тем, что в педагогике нет, якобы, законов, которые действовали бы объективно, как, например, в физике. Но я, например, считаю, что в природе нет законов, законы - продукт деятельности человека, который наблюдая явления, обнаружил некоторые повторяющиеся факты и сформулировал их.
 
Многие считают педагогику искусством. Но это эмпирика! То есть донаучный подход, когда педагогика привязывается к конкретным педагогам, характеризует только их личные качества и распространяется только на их деятельность. Действительно, педагогика может отчасти выступать искусством образования человека. Но это только одна небольшая - начальная грань педагогики. Науку от эмпирического искусства отличают выявленные законы, закономерности, сформулированные принципы, понятийный аппарат, и, главное, - возможность применять её достижения другими людьми и в других условиях. Наука, в отличии от искусства, способна распространяться и приносить пользу в деятельности большему количеству людей. Поскольку у неё есть средства - методы, технологии, подходы, применение которых позволяет решать задачу образования людей.
 
Разумеется, педагогика не такая наука, как физика или математика. Она по-другому построена. Сегодня нужна систематика наук, возможна, более новая, чем были разработаны ранее.
 
Но я в данной заметке хочу предложить совсем другое доказательство того, что педагогика - наука. Доказательство вытекает из наукометрии, в частности из системы формирования индекса цитирования (ИЦ). Такой индекс для учёных вместе с индексом Хирша рассчитывает система elibrary.ru.

Общее число зарегистрированных в Elibrary.ru авторов – учёных России насчитывает 739 119 человек. Самые цитируемые авторы: физики Л.Д. Ландау, Е.М. Лившиц, С.В. Морозов. Дальше следуют тоже физики, а также учёные из областей микроэлектроники, информационных технологий и т.п.

Но вот, что мы видим? На 38 месте рейтинга среди всех учёных России – педагог! Этим педагогом является ваш покорный слуга - Хуторской Андрей Викторович, представляющий Институт образования человека (Москва). Что это значит? А это означает признание научных заслуг учёного научным сообществом.

Из гуманитариев выше в рейтинге, пожалуй, только М.М. Бахтин. Остальные все представители неоспоримых наук и технологий: физики, математики и др.

Что же получается? Если среди почти миллиона учёных на 38 месте находится человек, профессионально занимающийся педагогикой, то каковы основания не считать наукой то, чем он занимается?

Я уж не говорю, что среди собственно педагогов и психологов, этот человек на 1 месте в рейтинге цитирования, см.: Топ 100 самых цитируемых педагогов России: http://eidos.ru/journal/2017/400/Eidos-Journal2017-420-Top100.pdf

Так вот. Тем чудакам, которые всё ещё захотят не считать педагогику наукой, я посоветую попасть хотя бы в первую сотню цитируемых учёных России, и только после этого что-либо вякать высказывать на этот счёт.

 

 

...


 

Кстати, я скажу, почему некоторые вузовские преподаватели отрицают педагогику. Потому, что они не считают себя педагогами, и, действительно, зачастую не являются ими.

Ведь кто такой преподаватель? Тот, кто передаёт, транслирует материал, "читает" лекции. Это действительно, не педагог. Педагог занимается образованием учащихся, сопровождает весь процесс, от целеполагания ученика до диагностики и оценки его внешних и внутренних образовательных результатов. А чем занимается лектор-преподаватель? Проверяет то, как студенты выучили его слова, сказанные на лекциях.

В вузах даже укрепилось понятие "ппс" - профессорско-преподавательский состав". Что это за состав такой? Ну, профессор, понятно. Но почему именно термин "преподаватель" используется? Как будто специально подталкивают их к "передаче" знаний. Хотя никакие знания не могут быть переданы. Передаётся только информация о знаниях.

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Простое доказательство, что педагогика - наука. На 38 месте в рейтинге ВСЕХ учёных России - педагог!
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 23.12.2017 г. – http://khutorskoy.ru/be/2017/1223/

 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на  Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2017