: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Чего недостаёт при обсуждении компетентностного подхода

 
 

26.09.2017  г.

Мой диалог в Фейсбуке с академиком РАО Орловым А.А по поводу компетентностного подхода


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Дискуссия на Фейсбуке, сентябрь 2017 г.

Группа «Компетентностный подход в образовании» https://www.facebook.com/groups/eidos.competence/


Александр Андреевич Орлов: Компетентностный подход буксует, т. к. он не получил необходимого профессионально-педагогического обоснования, хотя и защищены почти 2 тысячи диссертаций. Все понятия - калька зарубежных определений, они не отражают отечественных культурно-исторических и образовательных традиций, посему и нет педагогических механизмов их (компетенций) формирования, а главное оценивания.

Хуторской Андрей Викторович:

1. Не все понятия - калька зарубежных определений. Мои определения составлены по-другому. Например, введено понятие "образовательная компетенция", такого понятия нет в зарубежных исследованиях, см.: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm

2. "не отражают отечественных культурно-исторических и образовательных традиций". Как раз именно отечественные традиции отражены в том. что я ввёл в классификацию две группы компетенций (первая и седьмая), которых не было в европейском варианте (симпозиум в Берне "Компетенции для Европы"). Это ценностно-смысловые и компетенции личностного самосовершенствования, см.: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm

3. Педагогические механизмы формирования и оценивания компетенций (точнее - компетентностей) существуют. Например, в моём учебнике "Дидактика": https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/didaktika_2017/

Александр Андреевич Орлов: Андрей Викторович, при всем уважении к Вам, хочу отметить, что в Ваших определениях понятий "компетенция" и "компетентность" явно недостает дидактического наполнения. Посему в реальном образовательном процессе это пустая формальность, на которую преподаватели вузов реагируют в основном под давление чиновников.

Хуторской Андрей Викторович: Александр Андреевич, дидактическое наполнение, разумеется, необходимо. Но не в определениях понятий, а в обеспечении компетентностного подхода. Нужна модель, методики, системы диагностики и оценки компетентностных результатов. Кстати, разработанная нами дидактическая модель компетентности опубликована в сборнике под вашей редакцией, преподаватели вуза могут с нею ознакомиться:
Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А.Орлова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. – Вып. 1. – С.117-137.

Александр Андреевич Орлов: Но данная модель, к сожалению, не работает в массовой практике.

Хуторской Андрей Викторович: Откуда у вас эти данные? Вообще-то, чтобы реализовать что-либо в массовой практике, требуется немало усилий. С компетентностным подходом тоже не так просто. Однако, что касается экспертной оценки нашей компетентностной модели, то у нас есть данные о нескольких тысячах ссылок на нашу модель, как приемлемую для внедрения. Если у вас есть иные данные, сообщите их. В противном случае ваши суждения будут голословными.

Александр Андреевич Орлов: Думается, что у Вас сформировалась давно известная в Отечестве позиция: есть два мнения - мое и неправильное. Посему станемся каждый при своем мнении... Или можно поговорить при личной встрече в нашем Отделении.

Хуторской Андрей Викторович: Да, нет, Александр Андреевич, ситуация иная. Ваше утверждение, что моя компетентностная модель "не работает в практике" - голословное, т.е. не имеет оснований и вы его подтвердить не можете. А моё утверждение, что на данную модель есть несколько тысяч ссылок и эта модель применяется массово, подтверждается, например, системой РИНЦ:

Хуторской А.В. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64. (2317 цитирований).

Хуторской А.В. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ // Эйдос. 2002. № 2. С. 58-64. (766 цитирований).

Хуторской А.В. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ // Народное образование. 2003. № 5. С. 55-61. (567 цитирований).

Хуторской А.В. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ // Эйдос. 2005. № 4. (544 цитирований).

и т.д. Источник: https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=108172&show_refs=1&pubrole=100&show_option=0

Александр Андреевич Орлов: Вы когда-нибудь анализировали содержание и форму этих цитирований?

Хуторской Андрей Викторович: Да, анализировал, вы это тоже можете сделать, так как elibrary.ru приводит контекст большинства ссылок. Это будет полезнее, чем писать голословные утверждения, доказательств которым у вас нет. Как-то это не соответствует вашему статусу.

Александр Андреевич Орлов: Все-таки, два мнения: Ваше и неправильное.

Хуторской Андрей Викторович: Александр Андреевич, вы же ученый, должны владеть элементарной логикой, а не мнениями. То что ваши мнения оказались ложными, вы сами их такими создали. 1-е ваше мнение, что в моих "определениях понятий "компетенция" и "компетентность" недостает дидактического наполнения, я вам на это назвал статью с дидактической моделью в сборнике под вашей редакцией. 2-е ваше мнение что "данная модель не работает в массовой практике", также оказалось ложным, поскольку есть больше 4000 ссылок только на 4 моих статьи с данной моделью. Вывод один: приводите обоснованные суждения, что и подобает настоящему ученому.

Источник: https://www.facebook.com/groups/eidos.competence/permalink/1954562904822353/

--

Для ссылок:

Хуторской А.В.  Чего недостаёт при обсуждении компетентностного подхода. Мой диалог в Фейсбуке с академиком РАО Орловым А.А.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 26.09.2017 г. – http://khutorskoy.ru/be/2017/0926/

 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на  Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016