: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

О механизмах образования растущего человека: Выготский – Толстой

 
 

15.09.2017  г.

Продолжение дискуссии на Фейсбуке по теме "Компетентностный подход – это договор между социумом и личностью",  август 2017 г.

 

Андрей Кибирев Сила идеи договора состоит в том, что решение принимается совместно, без принуждения сторон! А реализовать это действительно сложно! Но возможно!
Андрей Викторович и Роман у меня вопрос о механизмах образования растущего человека. ФГОС строится на научных основаниях школы Л.С. Выготского и его последователей, где основным процессом и результатом является управляемая извне социализация. Ребенок приходит в мир, не обладая багажом знаний, социального опыта, социально-ориентированных установок и ценностей. Все это он получает от взрослого в процессе совместной деятельности через присвоение данных образцов и стандартов. И это помогает ему стать полноценным членом общества. Стандарты, регламенты, компетенции и условия задаются профессионально-обученными взрослыми, т.е. педагогами через организацию процессов обучения воспитания. При этом цель обучения и воспитания - вывести ребенка на уровень самообучения и самовоспитания. Процесс экстериоризации идет от обратного, предполагая, что в ребенке в свернутом виде потенциально присутствуют эти важные компоненты развития. Задача – пробудить и актуализировать этот потенциал. Насколько я это понимаю.
Вопрос – вы продолжаете в современном контексте дискуссию Пиаже и Выготского, а значит двух школ советской и западной или есть третий путь, когда эти два механизма начинают одновременно работать. Если это возможно, то за счет чего это может произойти? Какова роль в этом процессе людей работающих в образовании?
Или просто есть перекос, а по сути дела игнорирование индивидуальной позиции и осознанной активности по преобразованию действительности со стороны растущего человека?

Хуторской Андрей Викторович: Выготский, как плод своего времени, троцкист и педолог, создал систему, которая "впечатывает" в человека тот заказ, который диктует ему социум, точнее те, кто этим социумом управляет (интериоризация). Он отрицательно относился к творчеству, призвал изгнать из школы сказки, критиковал Л.Н.Толстого за принципы свободной школы развития. Это модель крайнего авторитарного подхода, взятая на вооружение сначала большевиками, а, затем, последующими властями. Есть другой подход, которому тысячи лет, начиная от Сократа, он состоит в модели человека как семени растения, в котором сосредоточен образ его будущего и основания для его образования. Наша научная школа придерживается этого направления человекосообразной педагогики: https://eidos-institute.ru/science/conception/

Алексей Боровских Центральная идея Выготского - это передача ребёнку культурных средств управления самим собой. Причём происходящая так, что ребёнок сам берёт это культурное средство в ситуации, когда ему нужно совершить действие, которое без этого культурного соседства не совершается.

Хуторской Андрей Викторович: Если вы не согласны, приведите доказательства, а не просто своё мнение.

Алексей Боровских А Вы почитайте самого Выготского. Доказывать о вкусе устриц тем, кто их не ел, смысла не имеет.

Хуторской Андрей Викторович: Я читал. Могу и вам предложить прочитать, например, рассуждения Выготского о вреде сказок, где он предлагает их "начисто изгнать" из воспитания детей:

"Надо добавить, что весь этот фантастический мир бесконечно подавляет ребенка и, несомненно, его угнетающая сила превосходит способность сопротивления ребенка. Окружая ребенка фантастикой, мы заставляем его жить как бы в вечном психозе. И если только на минуту представить, что взрослый человек вдруг серьезно поверил бы в то же самое, чему он учит ребенка, — какая необычайная подавленность и смятение наступили бы в его психике. Все это надо увеличить во много раз, когда мы переносим мысль к ребенку, потому что его неокрепший, слабый ум оказывается еще беспомощнее перед этой темной стихией. Трагическое впечатление производят психологические анализы детских страхов: они всегда свидетельствуют и рассказывают о тех невыразимых ростках ужаса, которые насаждают в детской душе своими рассказами взрослые.
Воспитательная польза, которую дает вводимый в домашний обиход старец с торбой, исчерпывается ближайшей выгодой запугивания, при помощи которого можно добиться отказа ребенка от мгновенной шалости или исполнения отдельного приказания. Вред, который проистекает отсюда, может сказаться в унизительных для человека формах поведения через много десятков лет.
Наконец, последнее, что говорит против традиционного взгляда на сказку, — глубочайшее неуважение к действительности, перевес на сторону невидимого, который систематически воспитывает такая сказка. Ребенок остается глуп и туп к действительному миру, он замыкается в нездоровой и затхлой атмосфере, большей частью в царстве фантастических вымыслов. Ему не интересны ни дерево, ни птица, и все многообразие опыта остается для него как бы несуществующим. Результаты такого воспитания следует назвать воспитанием слепоглухонемоты по отношению к миру.
Приходится согласиться со взглядом, требующим изгнать начисто и сполна все фантастические и глупые представления, в которых обычно воспитывается ребенок". (Л. С. Выготский. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ).

Хуторской Андрей Викторович: Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1924 годах изменил отчество и фамилию) - фигура неоднозначная. Для тех, кто хочет подробнее прочитать про Выготского как троцкиста, педологию, евгенику и ЕГЭ, прилагаю ссылки на весьма многообразные статьи:

Про позицию Выготского против творчества и свободного развития у меня есть заметка: Хуторской А.В. Выготский против Толстого: две точки зрения на природу творчества // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 2 2 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2005/0422.htm

Эткинд А.М. Еще о Л. С. Выготском: забытые тексты и ненайденные контексты // Вопр. психол. 1993. № 4. 37 – 55. http://hr-portal.ru/article/eshche-o-l-s-vygotskom

Сталин в педагогике. Часть III // https://litobozrenie.com/2017/05/stalin-v-pedagogike-chast-iii/

Богачев А. Психоанализ и троцкизм. О попытках душеразложения России // http://novsoc.ru/aleksey-bogachev-psihoanaliz-i-trotskizm-o-popyitkah-dusherazlozheniya-rossii/ и http://ruskline.ru/analitika/2014/07/17/psihoanaliz_i_trockizm/

Неизвестный Выготский (1916-1917): ЕВРЕИ И ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО // История психологии. http://psyhistorik.livejournal.com/82991.html

Сердечная Е. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФАШИЗМ в РФ // http://rusmir.su/articles/13012-obrazovatelnyy-fashizm-v-rf.html

Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. Глава 10. Уши ЕГЭ торчат из педологии // http://www.mtelegin.ru/tradition/apologet/180-glava10?showall=1

Алексей Боровских У Троцкого Выготского интересовала идея усовершенствования человека - та же, которая волновала и Коменского. Мысль о "революционной переделке" его вначале увлекала, а потом он от неё отошёл. И перешёл к гораздо более серьёзной позиции.

Алексей Боровских Педология у Выготского - это была идея единой науки о ребёнке. Объединяющая биологическую, психологическую и социальную стороны. Необходимость системного рассмотрения он сформулировал достаточно рано, и потом от этой мысли уже не отходил.

Хуторской Андрей Викторович: Я привёл выше ссылки на несколько статей, в которых всё не так однозначно. Прочитайте, узнаете много неожиданного. Например, как в текстах Выготского исчезли кавычки из его пространного цитирования Троцкого (по несколько страниц).

Алексей Боровских Андрей Викторович, я не первоисточников не читаю. Пересказы через третьи руки меня не интересуют.

Алексей Боровских А про сказку - вот в одной из групп два дня назад обсуждался весьма щепетильный вопрос о том, какие мультики детям показывать, а какие нет. Оч-ч-чень бурная дискуссия. Только никто не обсуждает вопрос, как научить ребёнка смотреть, воспринимать и выбирать мультики. Со сказками ситуация ничем не отличается. Детям впиливают бог знает какой материал, который надо воспринимать метафорически, а они этого не умеют, и воспринимают фигурально. А с результатами Выготский "наелся", работая в клинике - неврозы и психозы. А всё - Ваша человекоНЕсообразность воспитания с помощью сказок. Он знал, о чём писал. И сказка, и мультик - мощное средство, но кто пользоваться им не умеет - лучше тогда и не браться.

Хуторской Андрей Викторович: Выготский предложил изгнать сказки не потому, что пользоваться ими не умел. А потому, что хотел убрать одного из "заказчиков" образования - культуру рода и народа. И оставить только большевистско-троцкистский заказ.

Андрей Кибирев Маленькими детьми и их обучением/воспитанием раньше не интересовался. Но вот внучка пошла в частный сад, работающий по системе Монтессори и интерес к этому возрасту сразу возрос. Сначала меня возмущало, когда моя внучка в 2.5 года охлаждала мое желание во время ее занятий, показать правильное решение простой фразой – «не мешай». Или когда нам уступали место в автобусе, усаживалась на него и прогоняла меня с моими попытками поделить с ней это место фразой – «это мое». Затем стал понимать, что «не мешай» - это один из принципов Монтессори, когда дети самостоятельно выбирают занятие из имеющихся в среде вариантов, а взрослые не вмешиваются в процесс их деятельности, а слово «мое» - это зарождение и отстаивание своего «Я», как центра управления личностью.
Всякому развитию психических функций, ведущей деятельности, основных потребностей есть свое время – сензитивные периоды развития. И если мы выстраиваем свои отношения в процессе обучения/воспитания сообразно природе ребенка и возрастным закономерностям развития, то эти две рамки и являются системообразующим контекстом образования.
Может эти вещи выглядят тривиально, но для меня это маленькие открытия, пропущенные через собственный опыт. А по поводу сказок, то здесь есть место для дискуссии. Например, моя дочь, воспитатель в том же садике, утверждает, что ребенок в 2-3 года не способен переработать материал большинства сказок с их метафоричностью и непростыми взрослыми подтекстами. Поэтому в этом возрасте для своей дочери она вводит свою цензуру – несколько мультфильмов с нравственной подоплекой, персонажами и ситуациями, похожими на реальность и стихи Агни Барто. Впрочем, и здесь жизнь вносит свои коррективы.

Алексей Боровских Всё правильно, только тут есть два неизвестных, два икса: это природа ребёнка и возрастные закономерности. И чем больше люди углубляются в их исследование, тем больше возникает сомнений относительно того, что же это такое и есть ли оно вообще. Это очень нетривиальный вопрос - существуют ли они в принципе, или мы просто за "природу" ребёнка принимаем результат предыдущего воспитания. А за "возрастные закономерности" - культурные традиции. Можно даже сказать, что основная борьба на поле педагогики происходит именно в плане постоянного опровержения различных гипотез о "природе ребёнка" и "возрастных закономерностях". Наиболее философски продвинутые товарищи вообще критикуют само употребление слов "природа" и "закономерности" как кальку с естественнонаучного мышления.

Алексей Боровских А по поводу Монтессори - можно почитать её книжку "Помоги мне сделать это самому". Она доступна в интернете и вполне популярно написана. Опять де - первоисточник. ;)

Андрей Кибирев Один мой знакомый физик как то заметил – у нас в точных науках есть объективные законы, с которыми не поспоришь, а у вас в педагогике как договоритесь, так и будет. Мне нравится высказывание А. Гекскли. Он хоть не психолог, а поэт, но мудро заметил «Кто ты есть зависит от трех факторов: что ты унаследовал, что сделало с тобой твое окружение и что ты делаешь со своей наследственностью и окружением в результате свободного выбора». Можно долго спорить о приоритетах и соотношениях. Так представители психоанализа, включая глубинную психологию, подняли бы две руки за первый фактор, бихевиористы дружно проголосовали за второй, а представители гуманистической психологии отстаивали бы третий.
Мой знакомый психотерапевт говорит: «я знаю несколько подходов и массу техник, но применяю те, что лучше работают на решение проблем клиента. А если вижу, что это не мой клиент предлагаю ему поработать с другими профессионалами». Мне кажется, профессионально работающий педагог также мог бы использовать в своей работе своего рода комплементарную эклептику. Но здесь ему как минимум необходимо знать несколько типологий, чтобы из типичного выделить индивидуальное в ребенке, понимать, как эта индивидуальность в первом приближении будет проявлять себя на разных стадиях возрастного развития. И наконец, уметь создавать условия и моделировать ситуации, позволяющие ребенку учиться совершать выбор, брать за него ответственность и действовать исходя из ситуации и присвоенных ценностных установок. Я не думаю, что ребенок рождается с набором знаний, ценностей и социальных установок, а вот свойства нервной системы, задатки, асимметрия полушарий головного мозга, ключевые побуждения и потребности, особенности интеллекта – это от природы. Это надо знать педагогу, но не изменять. А в остальном пусть выбирает, какой подход в образовании детей ему ближе. И использует все это в качестве средств своей деятельности.
Это лишь общая схема. К.С. Станиславский создал систему как из начинающего актера сделать весьма хорошего ремесленника в актерском деле. Но есть такие актеры от Бога, как тот же Михаил Чехов, который выходит за рамки системы и творит по наитию. Да так что публика рыдает и смеется одновременно. Поэтому вопрос – «Что есть педагогика, остается открытым».

Алексей Боровских Ну, это не зависит от того, естественные науки или гуманитарные. В физике конвенциализм царил пятьсот лет назад. А в биологии - всего двести. А в математике - несколько тысяч лет назад. Хотя некоторые вещи сохранялись до недавнего времени. Вот Вы в столбик делить умеете? А каких-то двести с небольшим лет назад этого метода ещё не было. А вместо этого было много рейхенмейстеров, каждый из которых владел своими секретами деления больших чисел, и придерживался своей точки зрения, как это делать. Так что это просто определенный этап развития науки.

Андрей Кибирев Понятно, все течет, все изменяется. Однако Ян Амосович Коменский классно-урочную систему вместе с дидактикой придумал без малого 300 лет назад под решение конкретной проблемы - выживания своей нации за счет освоения народом умений: читать, писать и считать. А она до сих пор имеет статус непотопляемой. Так что у нас тут свои много вековые традиции, которые не подвластны никаким инновациям. Шутка.

--

Для ссылок:

Хуторской А.В.  О механизмах образования растущего человека: Выготский – Толстой.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 15.09.2017 г. – http://khutorskoy.ru/be/2017/0915/

 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на  Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016