: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Современный урок – это урок, соответствующий времени
 

 
 

15.09.2017  г.

ИТОГИ ЭЙДОС-ПЕДСОВЕТА. ГРУППА «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК» на Фейсбуке,  август 2017 г.

С 15 августа по 15 сентября 2017 года мы провели дистанционный августовский Эйдос-педсовет на тему «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС». Обсуждение проводилось в нескольких открытых группах Фейсбука. Работа групп продолжится.

Приведу ключевые суждения участников Эйдос-педсовета по данной группе.

ГРУППА «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК» https://www.facebook.com/groups/eidos.lesson/

Современный урок – это урок, соответствующий времени (А.В. Хуторской).

Выявлено противоречие между потребностью обучающихся в самореализации и неэффективной - административной системой образования. В результате дети не хотят учиться, не видят смысла в такой учёбе. Теряется значимость официального образования.

 

Хуторской Андрей Викторович: Первое, что бы я хотел отметить, понятие "современный урок" - не привязано к официозу, его в явном виде нет в современных (!) циркулярах. В этом сила понятия, и его роль в качестве оружия против чиновничьего формализма.
Второе: Да, нужно определить понятие "современный урок", указав, что именно в нём должно соответствовать современному времени. Цели, средства, специфика современной молодёжи, др.
Третье. Говоря о современном уроке следует представить классификацию уроков по критерию времени, например: "древний урок", "устаревший урок", современный урок", "урок будущего".  (А.В. Хуторской).

Есть цель учителя - познакомить - с методами решения квадратных уравнений, но для ребенка это не является целью, значит цель урока, поставленная учителем, не является целью ученика (Людмила Луганская).

Современный урок должен учитывать не общую цель урока, а индивидуальные цели учителя по отношению к каждому учащемуся и индивидуальные цели учащихся (Ирина Озеркова).

Современный урок – не просто трансляция современной информации в соответствии с УМК, это адаптация содержания под возможности и потребности, интересы каждого (Наталья Колпакова).

Не надо заинтересовывать учеников, это ведёт к иждивенчеству! Дайте им реализовать себя, и они будут уговаривать вас вести уроки! (А.В. Хуторской).

Ольга В. М.: Сталкивалась с понятием "Урок по ФГОС". Что это и что хотят увидеть в этом чиновники? Я понимаю, что Урок ФГОС и современный урок не одно и тоже. А когда можно поставить равенство и какой знак, на ваш взгляд, между ними сейчас.

Хуторской Андрей Викторович: Современный урок, конечно, шире и глубже, чем урок по ФГОС. Авторы-разработчики стандартов не столь уж современны в своих установках, в которых проглядывает не только "выготчина", но и педология и троцкизм столетней давности ...

Ирина Озеркова: Коллеги. Мне кажется важным попробовать дать определение современного урока. Это важно не только для нас, учителей. Очень часто и проверяющие, присутствующие на открытом уроке, требуют: "Покажите нам современный урок". Но при этом вообще не могут сформулировать критерии этой современности, заменяя их классическим "сделайте нам красиво". Мое мнение: современным можно назвать урок, решающий действительно современные на данное время задачи. Средства этого решения могут быть любыми, применение которых оправдано именно этими задачами. Вовсе не обязательно они должны быть в списке рекомендованных кем-то сверху. То есть современный урок - это в большей степени современные цели и задачи, а не современные средства обучения.

Роман Пономарев: Цель играет важную, системообразующую роль в процессе обучения, но идея, состоящая в том, чтобы при определении признаков современности противопоставлять цель средствам, на мой взгляд, не очень перспективная! На мой взгляд необходимо смотреть на урок, сохраняя целостность. Необходимо видеть его цель и содержание, форму и метод обучения, используемые педагогические приемы и средства, а главное необходимо видеть ученика, образующегося на уроке. Почему нужно видеть всё? Дело в том, что воспроизводство одного элемента системы, не гарантирует воспроизводства всего процесса в целом. Эта одна из проблем современного образования. Педагог наблюдает за тем, как делают другие, принимает на вооружение форму, воспроизводит ее, а обучение не случается. Это очень часто происходит с разнообразными играми, которые могут повышать качество образования, а могут уводить в сторону от достижения образовательных результатов. Я как преподаватель университета знаю, как лекцию из формы обучения превращают, например в форму развлечения и праздности или в форму имитации педагогической деятельности преподавателем, а главное имитации учебной деятельности студентами. И заметьте, не лекция как форма в этом виновата, не продумана вся система, взаимодействие и взаимодополнение всех элементов. Так, что цель и содержание, формы и методы, приемы и средства, а главное, что делает образующийся должно быть в сфере рассмотрения любого урока, в том числе и современного. Рассматривая всю целостность, может быть есть смысл подумать о том, какие виды уроков можно считать современными? Например, если цель современная, а достигается традиционными средствами, или наоборот, для решения уже известных педагогических задач, применяются современные средства? По-видимому, и эти примеры не исчерпывают всех возможностей!

Ирина Озеркова: Вы безусловно правы, что образование - процесс целостный, и нельзя выхватывать и внедрять отдельные элементы. Иначе, действительно, будет профанация, причем не только в случае лекций, но и при любой другой форме урока. Вопрос в том, что на практике эта целостность чаще всего достигается простым копированием формальных вещей (типично, например, есть целеполагание, рефлексия, "развивающие" задания, но это не имеет никакого отношения к обучению именно конкретного класса, конкретных учащихся), а не на основе постижения глубинных смыслов и целей урока. Поэтому надо понять, от чего отталкиваться, создавая современный урок, и какова действительная классификация таких уроков. А инновации ради инноваций - это то, чем заниматься по меньшей мере вредно для образования.

Роман Пономарев: Действительно. Нужно понять, от чего отталкиваться. И в ходе проектирования вообще, мы можем начать и с цели, мы можем начать и с предмета, а можем отталкиваться и от средств деятельности. Урок важен как элемент в системе обучения по учебной дисциплине. И при разработке конкретного урока, мы должны отталкиваться от цели, которая отражает результат обучения, результат, который будет востребован на следующем уроке. Через это мы выстраиваем целостный процесс. Поэтому мне близка ваша оценка значимости вопроса о цели в дискуссии о современном уроке. Только когда будем обсуждать виды современных уроков, постараемся не торопиться с классификацией. К сожалению в педагогических текстах классификациями называют нередко то, что таковыми не является: не всегда авторы помнят, что классификация представляет собой логическую операцию деления понятия, деления без остатка, а полученные классы не пересекаются!

Ирина Крутова: Я бы еще, кроме понимания смыслов и целей урока, добавила понимание психологических (внутренних) механизмов усвоения. Иначе даже понимание целей не гарантирует профанации учебной деятельности.

Ирина Озеркова: Роман, вы правы в отношении того, что прежде чем составлять классификацию современных уроков, следует выбрать основание для такой классификации (а, возможно, что и несколько оснований, чтобы составить несколько разных классификаций и выяснить, какая или какие из них наиболее операциональны).

Роман Пономарев: Ирина Озеркова, Поддерживаю. Может быть и одна, могут быть и несколько классификаций, а могут быть и указаны просто основные виды современных уроков. Лишь бы была польза!

Ольга В. М.: Помимо понятия "современный урок" не мешает пояснить, что авторы понимают под "современными целями" и "современными средствами". Из того что видела - на уроке используется интерактивная доска, опрос посредством планшета, задания на слайде презентации, задания на местную тематику. Никак это не отношу ни к современному уроку, ни к современным средствам обучения. Я не права?

Учителю на уроке нужно выявить и реализовать ученический образовательный потенциал, подготовить их к успешной жизни в нынешнем обществе и одновременно соблюсти внешне задаваемые требования (А.В. Хуторской).


Хуторской Андрей Викторович:
На фото: идёт метапредметный урок, разработанный по технологии нашей Научной школы.

Виктория Стеблецова: Каждый урок должен быть метапредметным! Если это метапредметный один урок, то остальные какие?!!! Это как день здоровья, а остальное время , что дни болезни?)

Хуторской Андрей Викторович: Есть разные понимания метапредметности в образовании. И уроки - тоже имеются в виду разные. Не соглашусь, что каждый урок должен быть метапредметным. Да и почти никто их по правильному не проводит, если специально не изучал вопрос, начиная с метафизики Аристотеля.

Виктория Стеблецова: Я представитель дошкольной системы образования, и с этой точки зрения рассуждаю. Если в дошколки не метапредметное развитие, то это уже классно-урочная система по образу и подобию школы, что не может быть, но как показывает опыт, так к сожалению происходит повсеместно

Хуторской Андрей Викторович: Что вы понимаете под метапредметным развитием?

Виктория Стеблецова: Развитие личностных качеств ребёнка, возникновение неких новообразований в процессе обучения. Развитие через обучение.

Хуторской Андрей Викторович: Причем здесь метапредметность. Есть уч. предметы а есть уч. метапредметы. Они все влияют на развитие.

Виктория Стеблецова: Андрей Викторович, мета предмет гость у нас в дошколки при всем, мы с вами о разном, вы про школу и уроки, а я про дошкольников и их деятельности!

Юлия Скрипкина: Виктория Стеблецова, в семинаре в Алматы, посвященном метапредметности, участвовали педагоги дошкольного образования. И да, они очень четко чувствуют и видят, что метапредметный подход дошкольникам во многом ближе, чем предметный - детки именно так и ощущают мир, комплексно,во всем его многообразии. Эти же педагоги увидели в предложенных им на семинаре структурах метапредметных заданий и занятий ту технологию, которая позволит этот метапредметный потенциал дошкольного обучения в полной мере реализовать. И они такие задания и занятия разработали. Поддержу Вас, метапредметный подход для занятий с дошкольниками органичен, если Вы еще и вооружитесь специальной методикой - результаты будут еще лучше! Приглашаю Вас на курсы по метапредметному подходу, дистанционные и очные: http://eidos.ru/courses/schedule.htm

Проекты по теме:

Проект «Школа самореализации»: http://eidos.ru/project/sch/catalog/71312/Eidos_School.pdf

Проект «Современный урок: методика проведения»: http://eidos.ru/project/sch/catalog/71331/Lesson-2017-2018.pdf

--

Для ссылок:

Хуторской А.В.  Современный урок – это урок, соответствующий времени.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 15.09.2017 г. – http://khutorskoy.ru/be/2017/0915/

 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на  Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016