: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Как выбрать тему диссертации?

 
 

15.08.2017  г.

Три главных критерия


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Каковы критерии правильного выбора темы диссертации? Продублирую здесь своё сообщение из группы Диссертация по педагогике.

Иногда те, кто хочет сделать и защитить диссертацию, не понимают, как выбрать тему, как вообще придти к ней? Традиционный подход - тему даёт руководитель. Но и для того, чтобы тебе дали "твою" тему, нужно что-то собой представлять, в том числе и представлять то, какой должна быть тема твоей диссертации. Я назову три наиболее важных, на мой взгляд, критерия правильной темы диссертации:

1. Личная профессиональная значимость.

Тема должна быть в основе того, чем ты занимаешься профессионально и быть важной для тебя лично. Одна из ошибок - на работе делать одно, а тему для диссертации выбрать из другой сферы. В результате диссертация будет довеском к основной работе и найти на неё дополнительное время будет сложно. Диссертация - не что-то отдельное от основной работы, это научный взгляд на то, что ты и так делаешь. Например, к позиции учителя добавляется позиция исследователя. Или меняй работу - занимайся тем, чему посвящена твоя диссертация.

2. Востребованность людьми.

Исследовать нужно только то, что нужно другим. В идеале - то, за что они будут готовы заплатить деньги. Речь даже не о монетизации результатов исследования, а о кровной заинтересованности, готовности твоих адресатов достать деньги из своего кармана и заплатить, только бы получить от тебя результат исследования. Это не просто практическая значимость, которую можно "притянуть за уши". Спросите своих коллег - нужно им то, чем вы собираетесь заниматься? Готовы ли они будут заплатить за полученный результат? Если не коллеги, то работодатели или другие заказчики - обязательно должны быть у вашего исследования. Может быть они даже сразу вам сделают такой заказ и оплатят какие-либо расходы. Это в идеале. В любом случае сразу ориентируйте себя на то, чтобы ваша диссертация не пылилась на библиотечных сайтах, а применялась с пользой конкретными людьми, в их конкретной деятельности, именно потому, что ИМ это надо.

3. Принадлежность научной школе.

Если речь о кандидатской, обязательно нужно выполнять диссертацию в русле одной (!) из научных школ, лучше - действующих, а не архивных. Типичная ошибка соискателей - пишут, что используют сразу компетентностный, метапредметный, системно-деятельностный и все остальные известные подходы вместе взятые. Но ведь эти подходы в разных научных школах разные, не всё совместимо, в результате диссертация становится эклектичной, непонятной. Научная школа хороша тем, что в ней уже есть мощная концептуальная основа, чёткие позиции, программа исследований, - люди, которые всегда смогут помочь. В действующей научной школе всегда множество научных проблем, которые нужно решать. Одна из таких проблем может стать темой вашей диссертации.

P.S. Институт образования человека проводит Курсы для соискателей. Сроки курсов – 1 год. Главная цель - подготовить текст диссертации.

Курс соискателя: кандидат наук.

Курс соискателя: доктор наук.



 

--

Для ссылок:

Хуторской А.В.  Как выбрать тему диссертации? Три главных критерия
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 21.08.2017 г. – http://khutorskoy.ru/be/2017/0821/

 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на  Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016