: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

10 первоочередных действий нового министра образования

 
 

25.10.2016  г.

Приостановить ФГОС и ЕГЭ, принять Доктрину образования, изменить политику Минобрнауки.


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

10 первоочередных действий нового министра образования

Официальное письмо направлено министру образования и науки О.Ю. Васильевой.



1. Осуществить с помощью авторитетных специалистов экспертизу действующей политики Минобрнауки РФ и вынести на общественное обсуждение стратегию развития образования в РФ. Рассмотреть целесообразность существующего западнического крена в программах и проектах Минобрнауки. Вернуться к отечественным истокам образования и интересам российского народа.

2. Разработать и принять Доктрину образования человека в РФ. Зафиксировать права каждой группы заказчиков образования: от учащегося и его семьи до ближайшего социума, страны и человечества. В основу проектирования, реализации и оценки образовательного процесса положить принцип человекосообразности образования. До принятия Доктрины приостановить практику разработки концепций отдельных учебных предметов и образовательных областей.

3. Пересмотреть нормативную базу в системе образования, созданную в последние годы, на предмет отражения в ней потребностей главных заказчиков образования – самих учащихся. Проанализировать целесообразность распределения бюджетных средств на нужды, не связанные напрямую с образованием учащихся и не влияющие на качество их образования.

4. Приостановить действие нынешних Федеральных государственных образовательных стандартов, базирующихся на принципах педологии и содержащих методологические ошибки. Начать разработку научно обоснованных образовательных стандартов, учитывающих потребности всех групп заказчиков образования в соответствии с принятой Доктриной образования человека.

5. Произвести чистку административного персонала в системе образования. Отстранить от работы чиновников, замешанных в коррупции, плагиате, самоуправстве, подлогах, преследовании руководителей образовательных учреждений и педагогов, нарушении прав учащихся, их родителей. Разработать и внедрить новую систему аттестации чиновников, основной задачей которых должно стать содействие, а не противодействие качественному образованию людей.

6. Рассмотреть деятельность Рособрнадзора на предмет неправомерных действий в отношении отечественных образовательных учреждений, подтверждённых жалобами последних и решениями судебных инстанций. Осуществить реформу данного ведомства, исключить из его функций карательно-репрессивные. Основной задачей Рособрнадзора должна стать забота о соблюдении прав заказчиков образования, а не выполнение придуманных самим Рособрнадзором требований и критериев.

7. Пересмотреть обоснованность решений по объединению, ликвидации, приостановлению лицензий и аккредитаций образовательных учреждений за последние годы. Выстроить программу помощи образовательным учреждениям, в которых выявлены недостатки. Обеспечить учащихся этих учреждений необходимыми условиями образования.

8. Изменить систему Единого государственного экзамена, отвести ему ту роль, которая определена в педагогике для любого экзамена как формы обучения: диагностика и оценка образовательных результатов в соответствии с поставленными целями. Привести ЕГЭ в соответствие образовательным стандартам. Снять с ЕГЭ несвойственные ему функции типа борьбы с коррупцией или содействия ей. Придать ЕГЭ статус федеральной системы мониторинга и сделать его добровольным для учащихся.

9. Реформировать систему управления, методического обеспечения и профессиональной подготовки педагогических кадров. Рассмотреть целесообразность существования облоно, гороно, районо, департаментов и аналогичных подразделений. В случае их ликвидации передать функции контроля образовательных результатов на места, школьному и вузовскому самоуправлению. Высвободившиеся средства направить на финансирование образовательных учреждений, их методическое обеспечение, повышение зарплаты педагогам.

10. По результатам проведённой работы ввести соответствующие коррективы в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и другие нормативные документы.

Перечисленные мною предложения родились в результате анализа практики управления образованием в России последних лет и моей работы с педагогами отечественных школ и вузов.

Будучи автором Доктрины образования человека в РФ, а также действующим лидером по цитированию среди педагогов России по версии РИНЦ, считаю себя обязанным озвучить данные предложения нынешнему руководителю Минобрнауки – О.Ю. Васильевой.

А.В. Хуторской, доктор педагогических наук, директор Института образования человека, член-корреспондент Российской академии образования



Доктрина образования человека >>

Ответ Минобрнауки на данное обращение >>

 

Для ссылок:

Хуторской А.В.  10 первоочередных действий нового министра образования.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 30.08.2016 г. – http://khutorskoy.ru/be/2016/0830/ 

 

Обсуждение письма министру в Фейсбуке

 

Татьяна Константинова Ваши слова да министру образования в уши.

Хуторской Андрей Викторович Татьяна, вы правы, данное письмо после его обсуждения и корректировки планируется официально направить министру Минобрнауки. Предлагайте, корректируйте, дополняйте.

Оксана Шевлякова Согласна с каждым пунктом!

Nikolay Rodichev Про западнический крен и педологию, боюсь, могут понять в духе 30-х, с них станется. Издержки заимствования англо-саксонской модели, ошибки в стандарте, согласен. Но вот в такой мере, а не в такой.

Хуторской Андрей Викторович Николай, а вы знаете причины появления документа "О педологических извращениях в системе Наркомпроса"? В 1930-х годах в школы были направлены педологи, количество которых чуть ли не сравнялось с количеством педагогов. В школы с подачи Троцкого и Выготского пришла евгеника и педология. Согласно сегодняшним ФГОСам поставлена та же задача, но другим способом: сделать из всех педагогов педологов. Именно поэтому учителям предлагается заниматься развитием УУД, а не изучением учебных предметов. А западнический крен с тестированиями и прочими болонскими процессами вместо отечественных ориентиров - это не просто издержки. Это одна из причин созданного кризиса в образовании

Ilya Garber А вы, Андрей Викторович, знаете причины появления документа "О педологических извращениях в системе Наркомпроса"? Современники говорили о роли товарища Сталина и его сына Васи, признанного педологами УО.

Хуторской Андрей Викторович Ilya Garber Допускаю такую роль возможной, но для меня важнее то, что сегодня из обоснования ФГОС педагогика выброшена! Так же было сделано и педологами в те годы. А уж кого они признали тогда УО, пусть это будет на их совести. Сегодня же впору вновь реабилитировать педагогику, которую низвели

Елена Быстрицкая Уважаемый Андрей Викторович! Когда планируете озвучить?

Хуторской Андрей Викторович Елена Быстрицкая Я вообще-то уже озвучил. Вы вполне можете отнестись к тому, что изложено. Тем самым поможете в совершенствовании обращения.

Галина Данилова • О важности психологического подхода в воспитании ребёнка не педологи ,в России первыми заговорили, а К.Д. Ушинский вообще- то.

Хуторской Андрей Викторович Важность психологического подхода в воспитании ребёнка никто и не оспаривает. Педологи предлагают совсем другое.

Елена Быстрицкая Уважаемый Андрей Викторович! Было бы полезно соотнести эти постулаты с ее собственным программным заявлением, там есть определенные параллели, это помогло бы найти взаимопонимание

Ilya Garber В истории науки принято считать сроком, достаточным для забвения, 50 лет. Лев Семенович Выготский это испытание выдержал. А вот с фразой "В школы с подачи Троцкого и Выготского пришла евгеника и педология" в истории науки делать нечего.

Хуторской Андрей Викторович Ilya Garber Цитируемая вами фраза взята как раз из истории науки.

Андрей Павлютенко Пора уже педагогике заниматься своим, а психологии - своим!

Вера Фролова: размечтался..

Nikolay Rodichev Андрей Викторович, я знаю, а что не знаю, то знаю, где посмотреть, кроме Википедии. Хороший пример, т.к недавно обратили внимание френды, что там написано про Пинского и задались вопросом, а как исправить. Относиться можно по разному, в т.ч. эмоционально, но можно и межнационально разжигать. Статью про педологию в той же Википедии я тоже застал в чудовищном виде. Я возразил, т.к. вижу, что скоро противостояние глобалистов и охранителей российской идентичности приобретет не самые цивилизованные формы. Мои слова касаются лишь риска использования формулировок в жестоких разборках. С большинством из того, что сказано Вами, я скорее соглашусь. Стрельбы не хотелось бы.

Хуторской Андрей Викторович Вот, кстати, первоисточник: О ПЕДОЛОГИЧЕСКИХ ИЗВРАЩЕНИЯХ В СИСТЕМЕ НАРКОМПРОСОВ: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=6819

ЦК ВКП(б) постановляет:

1. Восстановить полностью в правах педагогику и педагогов.
2. Ликвидировать звено педологов в школах и изъять педологические учебники.
3. Предложить Наркомпросу РСФСР и Наркомпросам других союзных республик пересмотреть школы для трудновоспитуемых детей, переведя основную массу детей в нормальные школы.
4. Признать неправильными постановления Наркомпроса РСФСР об организации педологической работы и Постановление СНК РСФСР от 7 марта 1931 года "Об организации педологической работы в республике".
5. Упразднить преподавание педологии как особой науки в педагогических институтах и техникумах.
6. Раскритиковать в печати все вышедшие до сих пор теоретические книги теперешних педологов.
7. Желающих педологов-практиков перевести в педагоги.
8. Обязать наркома просвещения РСФСР через месяц представить в ЦК ВКП(б) отчет о ходе выполнения настоящего Постановления.

Ещё один документ: Е.И. Руднева Педологические извращения Выготского (фрагмент): http://static.my-shop.ru/product/pdf/127/1267625.pdf

Хуторской Андрей Викторович Мне представляется, что вы не совсем корректно называете глобалистами западников. На самом деле в отечественной философии есть русский космизм, который как раз и является одновременным воплощением глобализма и российской идентичности. Никакого спора тут нет. А западники - это другое, это те, кто протаскивает в Россию западные ценности с не всегда явно декларируемыми целями.

Nikolay Rodichev Я имею в виду, например, потенциальное противостояние тех, кто наслушается аргументов О.Четвериковой в исполнении Н.Михалкова с адептами Global Education Futures. И у тех, и у других своя сложится многочисленная тусовка и свои кулаки. А про отечественную философию и русский космизм это же в толстые книжки нужно или как минимум к Вам на сайт, а не в перепосты ВКонтакте и федеральный телеканал.

Хуторской Андрей Викторович Анализ нужен холодный без эмоций и борьбы. Вот, например, такая попытка - очерк о педологии: http://clubvi.ru/news/2015/08/02/31%20slavohotov/

Если в первой теме всё, как на ладони, то тут надо бы как-то по-деликатнее, потоньше (тщательнЕе, правильно использует тов. наш любимый Девятов сиё слово).
clubvi.ru

Nikolay Rodichev Анализ там, конечно, холодный, но "без борьбы" не обошлось. "Необходимо вернуться к советской системе образования...". Цитирование О.Четвериковой без отношения к ее лозунгам это призыв к борьбе. К советской! Вернуться! На этом фоне как раз Ваша доктрина замечательный компромиссный документ. Или не такой уж компромиссный, но вполне сбалансированный.

Nikolay Rodichev Раньше я пытался разглядеть, где содержательный конфликт, где коммунальный. А сейчас пора смотреть, где выросло неудовлетворение рессентиментного типа, а где какого-либо иного. Как у Куприна, скоро окажутся востребованы "унутренние враги", там это были бунтовщики, стюденты, конокрады, жиды и поляки.

Владимир Петров Хотелось бы узнать, какова реакция нового министра на Вашу доктрину. Весьма хотелось бы, чтобы, как минимум, она дала себе труд внимательно ознакомиться с ней. Ох, давно пора прекращать кавардак в народном образовании... Иначе страну ждут крайне тяжёлые времена.

Светлана Баранцева Очень плохая подготовка учителей в педвузах! Методика преподавания должна быть все пять лет и педагогика с психологией должна быть практикоориентированной. Много ненужного, мало необходимого. вот это целесообразно.

Ilya Garber "Рассмотреть целесообразность существующего неоправданного западнического крена в программах и проектах Минобрнауки". Зачем рассматривать, если заранее известно, что он неоправданный? От чего откажемся? От Болонского процесса? Или пойдем дальше - к прусской модели образования? Или сразу начнем с Яна Амоса? Впрочем, есть еще Аристотель с Платоном.

Хуторской Андрей Викторович Ilya Garber, в России имеется немало мыслителей и педагогов, чьи учения могут составить и уже составляют основу модели отечественного образования. Чтобы напомнить, что есть не только Ян Амос и Аристотель с Платоном, приведу примеры.

Древнерусские мыслители: Сергий Радонежский, Нил Сорский, Иван Федоров, Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий.

Педагоги-философы: Л.Н. Толстой, Н.Ф. Федоров, Вл. Соловьёв, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Умов, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский и др.

Педагоги: Л. Ф. Магницкий, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, А. С. Хомяков, С. А. Рачинский, В. П. Вахтеров, К. Н. Венцель, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, Н. О. Лосский, В. В. Зеньковский, С. И. Гессен, В. Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.

Только краткий справочник выдающихся отечественных педагогов включает почти 100 имён: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/leschin/05.php

Лещинский В. и др. Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»: Великие педагоги, значительные события, факты на оси времени: Учебное пособие.
gumer.info

Светлана Баранцева всё верно! Хорошие имена!!! Только педагоги (многие! )совсем перестали читать... и мало кто из них прочел эти труды... я с 1972 года в образовании... говорю то, что есть... очень печальная ситуация... Надо учителя аттестовывать в школе, где он работает, а не в институтах... Отбери аттестацию у института повышения квалификации и мало кто туда пойдет...

Хуторской Андрей Викторович У нынешних институтов повышения квалификации нужно отобрать право использования бюджета на методическое обеспечение школ и проведение аттестаций. Всем этим должны заниматься независимые учреждения, а школы сами должны выбирать, чьми услугами пользоваться. Бюджетные деньги на это надо направлять непосредственно школам, а не в прикормленные ИУУ. У школ должен быть выбор - проходить курсы повышения квалификации в местном ИУУ, пригласить к себе специалистов из других городов, или пройти курсы дистантно.

Светлана Баранцева Андрей Викторович, вот это правильно! И учителя за это!!!

гульназ хамитова Хуторской Андрей Викторович , не обобщайте. В разных регионах ситуация с повышением квалификации разная. Вы, очевидно, не владеете полной информацией в этой сфере.

Михаил Морозов вернуть инженеров, прогнать холостяков (то есть бакалавров)

Владимир Петров Быколавры пусть бы были. Кому-то надо на подхвате быть.

Sergey Kozhinin Концентрическую систему, ЕГЭ и ГИА - под трибунал и ... расстрелять. Непременно расстрелять.

Михаил Морозов сейчас нельзя. в вузы пойдут идиоты с деньгами на бесплатное.

Хуторской Андрей Викторович Sergey Kozhinin, ЕГЭ и ГИА должны занять своё место, а не так как сейчас, когда их роль гипертрофирована. Ученики в школе должны заниматься образованием, а не подготовкой к экзаменам.

Sergey Kozhinin Андрей Викторович! ЕГЭ и ГИА, вытеснув нормальные экзамены, заняли именно то место, какое им и было предназначено "реформаторами".

Светлана Баранцева Была когда-то хорошая система - экзамены сдавали ежегодно с пятого класса. Была ответственность, видны были пробелы. Хорошо бы еще сделать, как в Китае, чтобы и педагог сдавал экзамен ежегодно на профессионализм, а не активизизовал деятельность только раз в пять лет. Знаю, многим не понравится мое предложение, но думать надо о качестве образования, а не о себе.

Галина Булах Пункты 5 и 6 просто поставила бы на 1 место, браво!

Любовь Олтаржевская Объединить Троцкого с Выготским - это сильно! А давайте сразу реки вспять!!!

Хуторской Андрей Викторович При чём тут реки? См. напр. раздел Л.С. ВЫГОТСКИЙ И Л.Д. ТРОЦКИЙ в статье: http://hr-portal.ru/article/eshche-o-l-s-vygotskom  Или другая статья о скрытом цитировании Л.Д. Троцкого в работах Л.С. Выготского: Завершнева Е.Ю., Осипов М.Е. Основные поправки к тексту «Исторический смысл психологического кризиса», опубликованному в 1982 г. в собрании сочинений Л.С. Выготского // Вопросы психологии, 2010, No1. – С. 92-102.

ЕЩЕ О Л. С. ВЫГОТСКОМ:ЗАБЫТЫЕ ТЕКСТЫ И…
hr-portal.ru

Зинаида Капустина может было бы целесообразным - не возвращаться, ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД, освобождаясь, от ошибок

Хуторской Андрей Викторович Да, вперёд. Но неплохо понимать то, что было в прошлом. Тогда будет понятно, например, что нынешние ФГОСы - это воспроизведение педологии 30-х.

Зинаида Капустина Хуторской Андрей Викторович да всегда у нас так - долго не заморачиваются, не напрягают свой разум!))

Татьяна Дудорова Андрей Викторович, полностью с Вами согласна!!!! Вы, как всегда, на высоте!

Sergey Kozhinin Задача ближайшего будущего (октябрь-декабрь): прекратить мордовать, то бишь мониторить, школу идиотскими контрольными работами. Затибидохали, однако.

Irina Lomova Это все, конечно,хорошо, но кто, КТО будет всем этим заниматься???? Разрушить было легко, а восстановить очень и очень проблематично. В образование пришли новые кадры, выращенные новой системой. И не забывайте за последние 15 - 20 лет кто шел в педагоги? Те, кого в другие ВУЗы не взяли.

Хуторской Андрей Викторович Вчера отправил в Минобрнауки письмо с 10 пунктами на имя О.Васильевой (Ваше обращение зарегистрировано за № ПГ-МОН-34272 от 30-08-2016). Чистка чиновников уже началась (пункт 5) - уволены три замминистра и четыре руководителя департамента министерства http://pasmi.ru/archive/154064

Зинаида Капустина новое вино в старые мехи не заливают!!!

Зинаида Капустина Чистить чиновников давно пора на всех уровнях и особенно в образовании!

Dilara Kazykhanova Работаю в средней школе учителем более 10 лет, полностью согласна с всеми пунктами, особенно 9 пункт!!! В школе должны быть свои методисты из числа учителей - предметников, а не те, кто сидит в гороно и считают себя надзорными органами.

Наталия Симакина Согласна с каждым пунктом!

===

 

Обсуждение ответа министерства в Фейсбуке

 

Хуторской Андрей Викторович: Спустя ровно месяц, получил ответ. Правда, не от Министра, а от Заместителя директора Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки России А.В.Хамардюк.

"Отдельные Ваши предложения могут быть учтены при необходимости в текущей деятельности Минобрнауки России ...". Жаль, что не указано, какие именно предложения будут учтены.

Вопрос тем, кто прочитал ответ Минобрнауки, что скажете?


Владимир Сизов Они всегда так отвечают - слова есть, а смысла нет.

Анна Пушкина Много слов, а по делу очень мало.

Подбуцкая Елена В данном случае важен сам ответ как состоявшийся факт. А по содержанию уже можно дискутировать дальше.

Елена Мишурина Ответили-это хорошо, но в остальном- слова, слова. Как в некоторых учреждениях: "ваш звонок очень важен для нас, оставайтесь на линии и Вам обязательно ответят", и нескончаемая музыка в трубке(((

Подбуцкая Елена Точно, так сейчас работают чиновники. Ответили же, не проигнорировали.

Хуторской Андрей Викторович Подбуцкая Елена, а вы знаете, кто у нас для кого работает? Это чиновники работают для нас с вами и наших детей. А не наоборот. Кстати, на мой взгляд, данный ответ показывает, что практически все 10 предложений как раз и проигнорированы. Ответ является отпиской, а не рассмотрением вопросов по существу.

Подбуцкая Елена Хуторской Андрей Викторович Ваш комментарий лишний раз подтверждает, что каждый человек индивидуален и воспринимает информацию по своему. Письменная и устная речь ( особенно диалоги) как северный и южный полюса. В своём комментарии я имела ввиду не содержание ответа, а именно факт ответа, как неотъемлемая составляющая работы чиновника. Содержание присуще практикам, увы не всем чиновникам. О Хамардюк не могу сказать ничего отрицательного. Она, в отличие от многих чиновников, вникает в содержание.

Инна Свириденко отписка по трафарету: "Мы знаем законы. Законы незыблемы. Мы терпеливо объясняем вам законы, чтобы вы знали, что мы знаем законы, хотя не понимаем их сути ни фига". Лет так 30 назад , когда ответ заявителю печатался секретарем на машинке, не всегда электрической, я старалась обходиться 4-5 строчками: спасибо за предложения, заслуживают пристального внимания, рассмотрим возможность включения их в план развития на ....год, с уважением, ..... Многостраничные отписки бесят хотя бы тем, что на них тратится время и др.ресурсы, лучше бы в приют (для детей, стариков, животных и т.п.)на эти деньги купили что-нибудь полезное.

Юлия Скрипкина Ответ на 7 страницах - впечатляет. Очень напоминает местами некоторых педагогов на наших семинарах и курсах, по любому поводу возражающих: "А мы это уже делаем и всегда делали". Правда, когда начинаешь разбираться, выясняется, что делали не то, и не так, и результаты получали не те. Но главное - отмахнуться и возразить. Так и здесь - ничего не отвечают по сути, только бросаются номерами постановлений и законов. Интересно, сколько и какие из предложений Научной школы А.В. Хуторского через некоторое время вдруг "всплывут" как инновационные инициативы министерства...

Виктория Стеблецова Андрей Викторович! Вопрос на понимание: Вы предлагаете приостановить ФГОС. От лица дошколки, , а что Вы предлагаете в замен ФГОС дошколки?

Хуторской Андрей Викторович Взамен федеральных стандартов я предлагаю комплексные стандарты, учитывающие потребности не только чиновников, но и родителей, семьи, рода ребёнка. Сегодняшние ФГОСы узурпируют право на образование тем, что не включают действительные и разные потребности разных заказчиков образования. Например, во ФГОСы заложены принципы педологии, хотя об этом явно не сказано. Именно той самой, чьи "педологические извращения" были запрещены в 30-х. Не уверен, что все заказчики образования хотели для своих детей этих же извращений.

Людмила Кожурина Большое спасибо за публикацию ответа. Скачала себе - тут компактно и со ссылками на законы собраны все правила, добросовестно объяснена логика полномочий МОН.

Хуторской Андрей Викторович Вот именно, вместо рассмотрения каждого из 10 предложений объясняется "логика полномочий".

Сергей Зверев "Писучесть" наших чиновников - впечатляет. Судя по тексту мы стабильно движемся к "успеху". Кто платит деньги - тот и заказывает музыку.

Виктор Устинов Жираф (Анна Хамардюк) большой, ему видней!

Хуторской Андрей Викторович На мой взгляд, лучший комментарий к ответу минобрнауки дала Инна Свириденко: "отписка по трафарету: "Мы знаем законы. Законы незыблемы. Мы терпеливо объясняем вам законы, чтобы вы знали, что мы знаем законы, хотя не понимаем их сути ни фига".

Sergey Kozhinin "Департамент стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки России"! Оказывается и такой есть! Ответ потрясает, - одни "нравоучения". О массовых сбоях "функционирования образовательных организаций и, как следствие, нарушению конституционных прав граждан на получение образования..." - это что-то! О ФГОСах и ЕГЭ - просто песнь лебединая. Большие спецы в образовании, однако! http://минобрнауки.рф/departments/%D0%B4%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0

Хуторской Андрей Викторович Примечательно, что Андрущак и Хамардюк (наверное их по фамилиям специально подбирали) на фото с закрытыми в замок кистями рук. Говорящие позы.

Sergey Kozhinin Наблюдение точное. Согласен.

Юсуф Ибрагимов МИНИСТЕРСТВО ОБРЕЗАНИЯ И ИНОНАУКИ.

Юлия Ваан Блозен разве подобный ответ не называется отпиской?

Хуторской Андрей Викторович Конечно, называется. Я думаю, в следующий раз к письму в минобр надо бы приложить что-то типа вашего "Синмолуыны", чтобы они поняли, что всё серьёзно и отписки не пройдут!

Елена Быстрицкая Хотела посмотреть что эта дама написала ещё, кроме прочитанного мной ответа. Зашла а elibrary, там такого автора нет.

Хуторской Андрей Викторович К сожалению, это сегодняшний уровень чиновников. И они претендуют на управление образованием.

Елена Быстрицкая Думаю, уважаемый Андрей Викторович, что Ваши предложения до глаз министра не дошли, а жаль. У неё то точно есть и школьный, и вузовский и научный опыт.

Ирина Китаева Это ответили чиновники, которых Вы предложили сократить.

Ирина Китаева Андрей Викторович, спасибо Вам за те, многие попытки, которые Вы делаете для нашей российской школы и учителей.

Лариса Переверзева Популизм он при всех министрах популизм ...

В. Радич Ваше письмо читал и вздыхал. "Ах, если бы, ах, если бы, не жизнь была, а песня бы..." А ответ... ну не ругаться же матом, оценивая его. А других слов для него нет.

Dilara Kazykhanova Нет справедливости. Как в пословице: один с сошкой, а семеро с ложкой. Один учитель работает, а семеро нахлебников (их даже не семеро, а намного больше) надзирают и давят, гнетут, не дают даже плечи расправить. Не знаю, что дальше будет при такой системе образования.

Хуторской Андрей Викторович Справедливость есть! Но на другом уровне-времени-пространстве. Там каждому своё воздаётся.

Эльфрида Шантина С одной стороны, хорошо, что Минобраз обстоятельно обосновывает своё несогласие с отдельными положениями, но, с другой стороны, хотелось бы знать, с чем они согласны и на деле будут совершенствовать свою работу, а не отделываться общими фразами.

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на  Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016