: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Чем функциональная грамотность отличается от компетенции?

 
 

01.03.2016  г.

Чем функциональная грамотность отличается от компетенции?


Хуторской Андрей Викторович:,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

 

Компетенции, компетенции... А ведь не менее важна их предшественница - функциональная грамотность. Сталкиваясь с недостаточной профессиональной компетентностью специалиста, обнаруживаются пробелы на уровне его функциональной грамотности. Считаю, что именно функциональная грамотность должна быть реализована в общеобразовательной школе, в её стандартах. А уж компетенции - продолжены в вузе.

Обсуждение в Фейсбуке

Михаил Кушнир: А функциональная грамотность не является компетентностью?

Хуторской Андрей Викторович: Нет, это другая категория. Да и слова тоже иные.

Михаил Кушнир: Слова другие, но компетентность проявляется в деятельности. Есть ли способ проверить наличие функциональной грамотности без деятельности?

Хуторской Андрей Викторович: В деятельности вообще почти всё проявляется. Но это не означает, что ф.грамотность = компетентность.

Михаил Кушнир: С этим утверждением я не спорю. Меня интересует процедурное следствие. В чем противоречие, если я проверяю компетентность, в которой проявляется функциональная грамотность, от проверки самой этой грамотности?

Хуторской Андрей Викторович: Не вдаваясь в глубину, я бы так ответил об их отличии: компетентность всегда ориентирована на получение конкретного результата - продукта, нужного человеку и социуму. А ф.грамотность - это владение инструментарием универсальных видов деятельности человека независимо от области их применения.

Михаил Кушнир: Значит, отличие исключительно понятийное. Я не очень чётко развёл категорийность терминов, а Вы не учли процедурный характер обучения. Нет смысла в инструменте, если нет конкретного результата как цели его применения.

Хуторской Андрей Викторович: Отличие сущностное. В целях. Цель компетентности - создать конкретный результат. Цель ф.грамотности - осовоить инструмент. Кстати, если есть отличие в содержании понятий, то оно всегда есть и в том, что они обозначают. Не бывает двух разных понятий для одной сущности.

Михаил Кушнир: Про понятия я уже согласился, что был неточен. А про грамотность не согласен. Она следствие, а не цель.

Хуторской Андрей Викторович: Опять же, как и в моём ответе про деятельность. И компетентности и ф.грамотность могут иметь каждый свою цель и оба выступать следствиями, например, обучения. Не в этом их отличия.

Михаил Кушнир: Впрочем, надо уточнить субъектность. Я с позиции обучающегося. А Вы с позиции учителя?

Хуторской Андрей Викторович: О компетенциях и ф.гр. можно говорить с любых позиций, от этого их содержание не меняется.

Михаил Кушнир: Не могу принять грамотность как цель с позиции ученика. Как промежуточную вспомогательную, чтобы что-то мочь сделать другое— да. Но это другое и есть компетентность.

Хуторской Андрей Викторович: "Не могу принять грамотность как цель с позиции ученика". - Что тут особенного? Ученик вполне может поставить целью овладеть грамотностью (например, чтения), чтобы прочитать то, что написано в книгах или в соцсетях.

Михаил Кушнир: Значит, компетентность в чтении (или компетенция читателя) его цель. Как можно отделить грамотность от компетенции?

Хуторской Андрей Викторович: Отделить можно. Компетенция читателя ученику нужна, чтобы прочитать конкретную книгу. А вот изучить для этого алфавит - это другая цель - по овладению функциональной грамотностью.

Михаил Кушнир: Значит, на том и расстанемся smile emoticon Спокойной ночи.

Хуторской Андрей Викторович: Кстати, изучение алфавита может стать и компетентностью. В случае, если, например, ученик или учёный имеет целью исследовать принципы построения алфавита и т.п. Но из-за этого компетентность не становится функциональной грамотностью. У них всё равно разное назначение, о котором я написал: К - для создания продукта. ФГ - овладение инструментом.


Михаил Кушнир: А с позиции учителя— это субъект-объектная модель. Она мне не интересна и устарела.

Хуторской Андрей Викторович: Про позиция я уже написал, от них содержание понятий не зависит, если субъекты об этом содержании договорились.

Михаил Кушнир: Нет. Для учителя может быть самостоятельной профессиональной целью грамотность ученика. А для ученика грамотность сама по себе без интересующей его компетенции (свойства что-то нужное уметь) не нужна.

Хуторской Андрей Викторович: Всё зависит от степени мотивации ученика. Если он не отчуждён от процесса (как большинство учеников в школах), то вполне может осознанно поставить себе цель овладеть функциональной грамотностью, даже если ближайшего продукта, для создания которого нужна компетентность, он не предвидит.

Фёдор Окольников Раз по вашему компетенции появятся только в вузе, то вы хотите, чтобы опять в школе готовили получеловеков и полуграждан? А как же ваша доктрина?

 

Галина Кузнеченкова Функциональная грамотность нужна в любом возрасте, её необходимо развивать в школе и продолжать развивать в течение всей жизни ...

 

Хуторской Андрей Викторович Галина Кузнеченкова, Фёдор Окольников - И функциональная грамотность, и компетентности нужны человеку в любом (!) возрасте. В каждом возрасте свои компетенции и своя роль в организации образования. В школе одни компетенции, в вузе другие, в аспирантуре третьи.

Фёдор Окольников Мир устроен по принципу "матрёшки". Поэтому всё не только связано со всем, но и выводится из всего, вкладывается друг в друга. ФГ вкладывается в компетентность (К). На каком-то уровне обобщения и развития самого носителя (человека Ч) К начинает вкладываться в новую ФГ, более высокого уровня. Для некоторых людей во времени она становится компетенцией (ЛПР). Надо думать про систему и системность самих ФГ и К. А иначе опять будем пытаться придумать "классификацию общеучебных УУД" и толочь воду в ступе . Другое дело, что предметное школьное содержание вкладывать ФГ в К на уровне каждого Ч пока не позволяет. И тут, хоть Доктрина, хоть Манифест вполне сгодятся. Главное - сдвинуть махину косности. Ведь подправили же как-то СанПин, услышали учителей. Теперь и ФГОС можно реализовывать не понарошку. И жить веселее.

Хуторской Андрей Викторович Фёдор, поздравляю! Это самый ваш оптимистический пост за время ваших откликов на мои темы. Весна?

Фёдор Окольников Это просто именно вы так воспринимаете тексты. Я же вам говорил: не обижайтесь

 

 

Для ссылок:

Хуторской А.В.  Чем функциональная грамотность отличается от компетенции?
 [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 11.03.2016 г. – http://khutorskoy.ru/be/2016/0311/

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016