: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Знания и информация

 
 

01.03.2016  г.

Знания и информация. Дискуссия на Фейсбуке


Хуторской Андрей Викторович:,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Мария Демидова Мне думается, что пособия сами по себе ничего достичь не помогут, дело не в пособиях, о которых, кстати, многие обучаемые говорят, что это эти пособия - комиксы с картинками, в которых ничего невозможно понять, особенно человеку со структурным мышлением. Знания передают не пособия, а преподаватель, во многом именно от него зависит воспримет ли обучаемый материал или нет, научиться пользоваться языком или нет, отличный результат можно получить и без пособия, хотя, конечно, для кого-то они могут быть важны, в качестве опоры, например.
Хуторской Андрей Викторович: Я бы сказал больше. Знания передают и не пособия, и не преподаватель. Знания вообще передать невозможно! Передать можно только а) информацию, в) материальные объекты. А вот откуда берутся знания и другие образовательные результаты, речь идёт на наших очных семинарах http://eidos-institute.ru/seminars/
Мария Демидова Не соглашусь. Преподаватель передает не только информацию, но и знания, т.е. то, что он уже обработал, пропустил через себя, осмыслил, это его знания, их он передает другому, делится, иначе говорят. А для другого - да, скорее пока информация, пока сам не подумает, не осмыслит, полученное знанием не станет. Как-то так.
Хуторской Андрей Викторович: Мария Демидова, Не понял, с чем вы не согласились, если потом согласились. Что вы понимаете под знаниями, дайте, пожалуйста, определение. Только не ищите дефиниции в сети, а просто скажите так, как считаете.
Мария Демидова не согласилась с тем, что передают только то, что Вы указали; ну если своими словами, то знания - личное, то, что человек осмыслил, переработал, добавил или нашел в полученном что-то свое, их-то он и передает или делится с другим; информация - обезличенное, мне дали, я запомнила - и передала другому в том же виде, что и получила, например. А могли бы и Вы поделиться, как Вы понимаете знание, и каково Ваше понимание информации?
Хуторской Андрей Викторович: Вы говорите "знания - личное, то, что человек осмыслил ..". Если осмыслил педагог, то это его личное знание, оно есть только внутри него. Но оно не может быть личным для ученика, по крайней мере, в момент передачи. В момент передачи передаётся только информация, процесс осмысления передан быть не может.
Хуторской Андрей Викторович: И второе. Осмысленная учеником информация, которую он получил от педагога, тоже не является его знанием. Она так и остаётся информацией, только теперь осмысленной. А вот процесс осмысления может привести ученика к его личным, собственным знаниям. Но они никак не будут равны той информации, которая была ему передана педагогом. Понятно я объясняю?
Хуторской Андрей Викторович: Итак, я утверждаю (вообще-то не только я):
1. Знания не передаются. Они могут лишь создаваться в собственной деятельности того, кому в результате эти знания и принадлежат.
2. Образование также невозможно передать, хотя часто говорят "дать образование". Образование человека может только происходить, но не передаваться.
Мария Демидова Хуторской Андрей Викторович: спасибо, что поделились Вашими знаниями Смайлик «smile» Да, так и есть. Вы изящно сформулировали.
Мария Демидова Хуторской Андрей Викторович: Да, да, соглашаюсь, скатилась до упрощенных формулировок, забыв о сути. Все правильно. Спасибо большое Вам!
Хуторской Андрей Викторович: Я поделился не своими знаниями, а сведениями о моих знаниях, которые и есть информация.
Хуторской Андрей Викторович: Вы написали, что "забыли о сути". Скорее, этой сути вы не знали. Ну, может она у вас была в спящем состоянии и наш диалог её разбудил. (см. про это у Сократа).
Хуторской Андрей Викторович: С педагогической точки зрения оба утверждения о невозможности передачи знаний и образования имеют очень важные результаты. Их несколько, назову первый: Если ты педагог, то должен отказаться от задачи передавать знания ученикам. Да и передача информации о знаниях - тоже не твоя основная функция, таких "передатчиков" сегодня у любого ученика пруд пруди, почему он должен слушать именно тебя, только из-за того, что у тебя есть право на его оценку?. Поэтому, или уходи из этой профессии (ты же не будешь делать то, с чем не согласен), либо найди обоснованную опору для себя как профессионала. Такой опорой может стать системы основополагающих принципов, например, как в нашей научной школе: http://eidos-institute.ru/science/

Мария Демидова Хуторской Андрей напомнил и дополнил, про образование - не думала, привыкла к словосочетанию, которое Вы привели, а про разницу между знанием и информацией просто перестала задумываться.

 

--

Для ссылок:

Хуторской А.В.  
Знания и информация  [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 11.03.2016 г. – http://khutorskoy.ru/be/2016/0311/ 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016