: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

    facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Хуторской А.В. Педагогические основания Доктрины образования человека в Российской Федерации

 
 

19.01.2015  г.

 

Педагогические основания Доктрины образования человека в Российской Федерации

Доклад к заседанию Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО 27 января 2015 года.


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


В настоящее время официальной доктрины образования в России нет. Имеющаяся национальная доктрина образования, период действия которой был определён с 2000 по 2025 гг., отменена Постановлением Правительства РФ № 245 от 29 марта 2014 г. вместе с другими 95 документами.

Отсутствие документа, определяющего национальную политику в области образования, затрудняет реализацию конституционного права граждан на их образование, снижает обоснованность государственных решений, подвергает рискам безопасность страны. Отсутствие ясных ориентиров в области образования приводит к непониманию стратегии образования среди педагогов, учащихся, их родителей, к некомпетентным действиям политиков, произволу чиновников в управлении образованием. Наиболее остро данная проблема проявилась в двух противоречащих друг другу законодательных нормах: федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) и едином государственном экзамене (ЕГЭ); эти документы по-разному определяют ожидаемые результаты обучения, что не позволяет педагогам, школам, управленческим ведомствам организовать эффективный образовательный процесс.

Имеющийся закон «Об образовании в РФ» не может выполнять функции Доктрины образования в силу своей специфики. Существует множество вопросов, которые не решаются и не могут быть решены с помощью данного закона. Да и сам закон должен являться одним из воплощений Доктрины, а не наоборот. Это же относится и к другим документам, стратегиям и программам в области образования и воспитания.

Концептуальной основой решения многих накопившихся в отечественном образовании проблем должна стать соответствующая Доктрина, понимаемая нами как система объединённых общей идеей основополагающих положений и принципов, определяющих миссию, цели, задачи, содержание, систему организации обучения, воспитания, контроля и оценки результатов образования человека в России.

Основная проблема сложившегося в последние годы образования в стране – игнорирование роли самого ученика в его образовании. Нынешняя система госуправления образованием монополизировала требования к образованию, проигнорировав потребности и запросы других субъектов и заказчиков образования – учащихся, их родителей, педагогов, школ, регионов, этносов, производств, религиозных конфессий, общественных объединений и др.
Анализ официальных распоряжений нынешнего Минобрнауки РФ свидетельствует, что часть из них носит характер «санкций» по отношению к народному образованию, устанавливает запреты, ориентирует педагогов, управленцев, проверяющих на пренебрежение человеческим фактором в угоду формальным параметрам и показателям. Возникающие в практике работы школ, вузов проблемные ситуации свидетельствуют, что действия управленцев в области образования зачастую идут вразрез с гуманистическими, общечеловеческими ориентирами образования. Всё это приводит к тому, что Россия занимает невысокие места в таких международных рейтингах, как «Индекс развития человеческого потенциала», «Всемирный индекс счастья» и т.п.

Под образованием многие российские чиновники понимают не внутреннее развитие людей, а то, что требует материальных затрат и финансовых вложений из бюджета. Из-за этого, казалось бы увеличенное финансирование образования идёт не на образование людей, а на то, что происходит вокруг этого образования, создаются предпосылки для коррупции и нецелевого расходования средств. По данным из открытых источников до 80% государственных закупок в сфере образования являются сомнительными или имеют коррупционную составляющую.
Поэтому мы считаем актуальным создание Доктрины образования именно человека, а не Доктрины системы образования. Система должна работать не сама на себя и на обслуживающих её чиновников, а на образование конкретных людей.

Рассмотрим педагогические основания построения Доктрины образования человека. К таковым мы относим основополагающие методологические принципы, систему педагогических понятий, перечень субъектов – заказчиков образования человека, технологию их взаимодействия, нормативно-педагогические правила, инновационные особенности и риски реализации Доктрины.

В результате выполненных нами исследований (1989-2015 гг.) определён основной методологический принцип проектирования и реализации образования человека – принцип человекосообразности образования: образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру.

Под человеком здесь и далее мы понимаем человека образовывающегося, ученика, учащегося, обучающегося. Образование здесь понимается буквально: как образовЫВание ученика – человека. Такое понимание является продолжением гуманистической традиции, определяющей человека как «семя неизвестного растения». Данная традиция зиждется на майевтике Сократа, педагогических воззрениях Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, К.Н.Вентцеля, П.П.Блонского, философских учениях русских космистов Н.Ф.Фёдорова, Вл. Соловьёва, К.Э. Циолковского, П.А. Флоренского, А.Л.Чижевского, В.И. Вернадского, а также других учёных XX-XXI вв.

Реализация принципа человекосообразности предполагает создание системы соответствующих понятий. Роль таких понятий – обозначить смысл и определить методологическую основу проектирования и обеспечения образования человека.

Перечислим педагогические понятия, которые мы предлагаем для реализации принципа человекосообразности: «человекосообразное образование», «образовательный потенциал ученика», «миссия ученика», «предназначенность ученика», «предрасположенность ученика», «предпочтения ученика», «самореализация ученика», «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальная образовательная траектория», «персональный образовательный результат ученика», «персональный образовательный продукт ученика» (внутренний, внешний), «образовательное целеполагание», «образовательные компетенции», «образовательные компетентности», «образовательная рефлексия», «образовательная самооценка», «заказчики образования», «ученический стандарт образования», «комплексный образовательный стандарт».

Для стадии проектирования базового содержания и технологий образования нами введены понятия «деятельностное содержание образования», «метапредметное содержание образования», «учебный метапредмет», «фундаментальный образовательный объект», «культурно-исторический аналог», «образовательная ситуация», «происходящий метод обучения» и др. Содержание данных понятий определено и развивается, но создание целостного понятийного тезауруса ещё предстоит.

Создаваемая Доктрина призвана восстановить доминанту права человека на собственное образование, определить баланс требований со стороны всех участников и заказчиков этого образования. В связи с этой задачей мы предлагаем включить в Доктрину основные группы заказчиков образования, среди которых сам человек, его семья, школа, регион, страна, мир.

Термин «заказчик образования» отсутствует в классической педагогике, но в современных условиях он наиболее ясно характеризует свою роль как выразителя и обеспечителя ожиданий от образования человека. Человек одновременно принадлежит всем указанным группам заказчиков образования. Поэтому с их помощью, в том числе и самостоятельно, человек определяет заказ на своё образование.

В соответствии с демократическими принципами государственного устройства каждая группа заказчиков образования имеет право на определение своей части комплексного образования человека. Объём каждой части заказа зависит от ступени (уровня) образования человека и определяется согласно разработанной и утверждённой на федеральном уровне процедуре. Заказ каждой группы заказчиков имеет форму соответствующего образовательного стандарта или иную.

В таблице 1 представлен один из вариантов распределения заказа на образование человека в процентном отношении между разными группами заказчиков. Для интегрированного воплощения заказа разных групп заказчиков нами ведено понятие «Комплексный образовательный стандарт» (КОС).

Табл.1 Распределение заказа на образование человека между разными группами заказчиков в процентном отношении к общему объёму Комплексного образовательного стандарта человека.

Заказчики образования человека

Дошкольное образование

Начальная школа

Средняя школа

Старшая школа

Вуз, Ссуз

Послевузовское образование

Иные формы и виды образования

Человек

20

30

30

40

20

50

60

Семья

50

30

10

10

5

5

5

Образовательное учреждение

20

20

30

10

30

20

20

Регион, социум

5

5

5

20

20

15

5

Страна

10

10

20

15

20

10

5

Мир

5

5

5

5

5

5

5

Заказ каждой группы заказчиков образования включает целевые установки, минимальный объём содержания образования, видов деятельности, ключевых компетенций, способы диагностики и оценки образовательных результатов.

Принципиальным отличием от нынешней системы образования является предлагаемый нами состав основных образовательных областей. Опираясь на реальные, жизненные, социальные и личностные потребности современного человека и специфику окружающего его мира, нами определены 4 основные образовательные области общего образования:

1) Основы жизнедеятельности человека.
2) Основы человеческой культуры.
3) Основы наук, техники, технологий.
4) Производство, труд и коммуникации в социуме.

Каждая образовательная область равнозначно представляется в Комплексном образовательном стандарте и имеет как знаниево-предметную, так и деятельностно-компетентностную компоненту.

Для диагностики и оценки образовательных результатов вводится понятие «персональный образовательный результат» – индивидуализированный образовательный результат ученика, который создаётся им в процессе и в итоге выполнения КОС по каждой из образовательных областей. Персональный образовательный результат имеет форму образовательного продукта ученика, подтверждающего уровень освоения им знаниево-предметной и деятельностно-компетентностной компонент соответствующей образовательной области. Образовательный продукт ученика имеет две составляющих: внешнюю (материализованный продукт), внутреннюю (личностные качества). По внешним продуктам, создаваемым учеником, происходит диагностика его внутренних приращений.

С позиций человекосообразности характеристиками качества образования конкретного ученика выступают, например, такие показатели: степень выявления его способностей, уровень его образовательных приращений по каждому учебному предмету и метапредмету, развитие образовательных компетентностей, реализация его индивидуальной образовательной программы, соответствие образовательных результатов поставленным целям ученика, состав и содержание портфолио ученика и т.п.

Это совсем другое понимание качества образование, нежели принято традиционно. Под качеством образования здесь имеется в виду содержание внутренних изменений ученика и их внешнее воплощение в конкретных образовательных продуктах. Данное положение имеет форму принципа: образование должно быть продуктивным, то есть ученик образовывается тогда, когда создаёт образовательные продукты – сочинение, схему, модель, свою таблицу умножения и т.п. Каждому внешнему продукту соответствуют внутренние приращения в ученике. Это ключ к диагностике качества и количества образовательных приращений. По «плодам» ученика устанавливаются его личностные образовательные изменения.

Рассмотрим проект Доктрины, подготовленной нами на основе изложенных выше результатов педагогического обоснования.

Доктрина образования человека в Российской Федерации
(проект, версия от 19.01.2015 г.).

Автор: А.В.Хуторской, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института образования человека

I. Назначение Доктрины


1.1. Доктрина образования человека в Российской Федерации (далее – Доктрина) представляет собой систему основополагающих положений и принципов, определяющих миссию, цели, задачи, содержание, систему организации обучения, воспитания, развития, контроля и оценки результатов образования человека в России.

1.2. Настоящая Доктрина служит основой для:
− реализации права человека на собственное образование;
− реализации прав всех субъектов системы образования человека: его семьи, рода, народа, общества, социума, наций, народностей, религиозных конфессий, образовательных учреждений, предприятий, организаций и их объединений, отраслей народного хозяйства, науки, культуры, техники, производства, муниципалитетов, регионов, государства, международных организаций, человечества в целом;
− формирования государственной политики в области образования; разработки содержания нормативных актов, законов, постановлений органов власти различных уровней в сфере образования и связанных с нею сферах;
− построения и функционирования системы управления образованием;
− выстраивания системы подготовки, переподготовки и аттестации педагогических и управленческих кадров;
− разработки образовательных стандартов всех типов и уровней;
− разработки образовательных программ всех типов и уровней;
− разработки учебников, учебных и методических пособий, сайтов, компьютерных программ, иных средств образования;
− организации системы целеполагания, контроля и оценки образовательных результатов, достигнутых учащимися, педагогами, образовательными учреждениями, управленцами, политиками и др.;
− государственного, регионального, муниципального, общественного, внутришкольного мониторинга процессов и результатов, происходящих в системе образования;
− освещения СМИ ситуаций, результатов, проблем, относящихся к реализации основных положений Доктрины.

1.3. Доктрина предполагает анализ, корректировку, отмену или замену действующих нормативных актов в сфере образования в соответствии с принципами человекосообразности образования. Регламент этой деятельности устанавливается отдельным Постановлением Правительства РФ, в котором определяется состав подлежащих анализу и корректировке нормативных документов, ответственные учреждения, лица, сроки работ.

1.4. Основные понятия Доктрины:
• Миссия человека.
• Предназначенность ученика.
• Образовательный потенциал ученика.
• Человекосообразное образование.
• Заказчики образования.
• Ученический стандарт образования.
• Комплексный образовательный стандарт.
• Индивидуальная образовательная программа.
• Индивидуальная образовательная траектория.
• Образовательные компетенции.
• Образовательные компетентности.
• Самореализация ученика.
• Образовательный результат ученика.
• Образовательный продукт ученика (внешний, внутренний).
• Образовательная рефлексия.
• Образовательная самооценка.

II. Миссия человека и его образования


2.1. Человек есть основная ценность и адресат системы образования страны.

2.2. Основная цель национальной системы образования – самореализация каждого человека по отношению к себе и окружающему его миру. Государство обеспечивает каждого своего гражданина правом на его образование и условиями реализации этого права.

2.3. Признаётся, что каждый человек – уникальное создание, имеющее собственную миссию (назначение) в мире. Никто кроме самого человека не вправе претендовать на содержание его внутреннего мира, которое создаётся и развивается в ходе его образования.

2.4. Каждый человек имеет право на обучение и образование на всём протяжении своей жизни независимо от гражданского положения, текущего статуса, должности, а также других его функций и особенностей.

2.5. Каждый человек вправе определять свою миссию, цели и образовательный путь в соотношении с требованиями, нормами, традициями, стандартами, устанавливаемыми другими субъектами (заказчиками) образования, каковыми являются его родители (опекуны), семья, род, образовательные учреждения, педагоги, социум, регион, страна, мир, человечество.

2.6. Образованием считается процесс и результат образовывания человека. Смысл образования человека – реализация его возможностей. Система государственного и негосударственного образования направлена на обеспечение условий для образования каждого ученика сообразно его потребностям, возможностям и достижениям.

2.7. Основным принципом образования человека является его человекосообразность – соответствие образовательного процесса миссии человека, направленное на выявление и реализацию возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру.

2.8. Человек потенциально равновелик миру. Вселенная предназначена для «вселения» человека, то есть для освоения им. Образовательный процесс выстраивается путём постепенного освоения учеником реальных объектов близлежащего предметного мира, затем – более удалённых объектов, в том числе мысленных, эмоционально-образных, сверхчувственных, иных.

2.9. Человек – неисчерпаем. Его возможности безграничны. Педагогическая позиция системы образования по отношению к каждому ученику независимо от его пола, возраста, вероисповедания, уровня развития и достижений, предполагает наличие условий для выявления и реализации его персональных возможностей.

2.10. Человек есть творец. Поэтому одной из главных задач системы образования является обучение человека творению, творчеству. Отсюда руководящим принципом выступает принцип продуктивности: образование есть деятельность ученика по созданию образовательных продуктов.

2.11. Миссия человека – самопознание и самореализация по отношению к себе и миру. Регулятивными организующими элементами образовательного процесса выступают целеполагание, планирование, индивидуальная образовательная программа, процесс и результат её реализации, рефлексия, самооценка и оценка образовательных результатов ученика с позиций основных субъектов (заказчиков) его образования.

2.12. Цели образования проектируются из миссии ученика по отношению к себе и миру на каждой ступени его образования. Процедуру целеполагания осуществляют непосредственные участники образовательного процесса: сам ученик, его родители (опекуны), педагоги. Результаты целеполагания отражаются в образовательных стандартах, учебных программах, конспектах уроков, индивидуальных образовательных программах.

III. Заказчики и стандарты образования. Комплексный образовательный стандарт


3.1. Заказчиками, в том числе субъектами образования человека выступают:
а) сам человек (ученик);
б) его родители, опекуны, семья, представители его рода;
в) образовательное учреждение (одно или несколько), включая педагогов;
г) ближайший социум – территориально близкая к месту проживания ученика часть общества, в том числе учреждения, организации, предприятия, муниципалитеты и другие органы самоуправления;
д) религиозные конфессии, национальные общины, социальные, сетевые и иные сообщества;
е) представители отраслей народного хозяйства, науки, культуры, техники, производства страны и мира;
ж) федеральное управление образованием как представитель государства; политические и руководящие органы страны;
з) субъекты всемирной деятельности: международные организации и лица, в чьи функции входит обеспечение и координация образования человечества, забота об окружающей среде, будущем планеты и мироздания.

3.2. В соответствии с демократическими принципами государственного устройства России каждая группа заказчиков образования имеет право на определение своей части комплексного образования человека. Заказ каждой группы заказчиков имеет форму соответствующего образовательного стандарта, целевых ориентиров, программ и др.

3.3. Заказчики, в том числе субъекты образования человека, в рамках своего заказа вправе определять стандарты следующих типов:
а) стандарт ученика;
б) стандарт семьи ученика;
в) стандарт образовательного учреждения;
г) стандарт социума (региона, либо, по его делегированию – субъекта этого региона, включая всех представителей региона);
д) федеральный образовательный стандарт;
е) международный образовательный стандарт.

3.4. Содержание и объём заказа каждой группы заказчиков образования зависит от ступени образования человека и определяется согласно разработанной и утверждённой на федеральном уровне процедуре. Процедура разрабатывается представителями всех заказчиков образования и утверждается федеральным органом управления образованием.

3.5. Результат согласования стандартов (ожиданий, требований, норм) разных групп заказчиков образования формулируется в итоговом Комплексном образовательном стандарте (КОС). Ответственными за реализацию КОС выступают непосредственные организаторы и участники образования: ученик, его родители, педагоги. Решающими в применяемой процедуре выступают права человека на его образование.

3.6. Комплексный образовательный стандарт – инструмент организации образования человека, который создаётся при участии основных субъектов (заказчиков) образования. Комплексный образовательный стандарт создаётся для каждой ступени образования человека с участием представителей всех групп заказчиков образования. Благодаря участию в его создании конкретных субъектов образования содержание Комплексного образовательного стандарта для каждого человека всегда уникально. В этом смысле комплексный образовательный стандарт каждого ученика является его персональным образовательным стандартом.

3.7. Механизм формирования комплексного образовательного заказа на образование человека, выражающегося в форме КОС, определяется по специально разработанной и утверждённой на законодательном уровне процедуре. Квоты и порядок формирования комплексного заказа на образование человека обосновываются и разрабатываются с участием представителей разных групп заказчиков.

3.8. При сходных параметрах заказа разных групп заказчиков происходит объединение этих параметров. Не допускается превышение объёма заказа на образование для каждой группы заказчиков более установленного.

3.9. Итоговый заказ на образование человека реализуется непосредственными организаторами и участниками образовательного процесса: учеником, его педагогами, родителями.

3.10. Результат реализации комплексного (персонального) образовательного стандарта ученика характеризует его индивидуальную образовательную траекторию и фиксируется в портфолио ученика.

3.11. Оценка результативности образования осуществляется по критериям и с помощью средств диагностики, установленных для каждой группы заказчиков в форме требований или стандартов.

3.12. Для каждой ступени образования человека государство устанавливает и закрепляет юридические, экономические и иные механизмы реализации его права на индивидуальную образовательную траекторию сообразно имеющимся у человека возрастным, гендерным, экономическим и иным потребностям, запросам, убеждениям и другим особенностям.

IV. Структура и содержание образования


4.1. Образование человека включает следующие ступени его образования:
1 ступень. Перинатальный период (беременность, рождение).
2 ступень. Дошкольное образование (до 6 лет).
3 ступень. Начальное образование (1-4 классы).
4 ступень. Общее образование (5-9 классы).
5 ступень. Среднее образование (10-11 классы, среднее профобразование)
6 ступень. Высшее профессиональное образование (бакалавриат, магистратура, специалитет).
7 ступень. Послевузовское образование (аспирантура, адъюнктура, докторантура, повышение квалификации и др.).
8 ступень. Жизненное образование (школа зрелости, школа старости, жизнь после смерти).

4.2. Содержанием образования человека выступает вся внешняя окружающая его среда, в которую включены как основные элементы официальной системы образования (детские, дошкольные, школьные, ССУЗы, ВУЗы, система дополнительного образования и др.), так и неформальные области деятельности, по отношению к которым и во взаимодействии с которыми происходит самореализация ученика (клубы, социальные сети, молодёжные субкультуры и др.)

4.3. Общее образование включает 4 основные образовательные области:
1) Основы жизнедеятельности человека.
2) Основы человеческой культуры.
3) Основы наук, техники, технологий.
4) Производство, труд и коммуникации в социуме.

4.4. В итоговом – комплексном образовательном стандарте ученика каждая из 4-х основных образовательных областей занимает 25% как по установленному содержанию, так и по отводимому на её усвоение времени. В целях обеспечения гармоничного развития и самореализации ученика указанные пропорции сохраняются до завершения общего образования.

4.5. Состав основных образовательных областей:

1) Основы жизнедеятельности человека: основы здоровья, питания, дыхания, движения, развития; психологического, духовного состояния; хозяйствование, кулинария, коммуникации, функции человека в семье; гендерное образование, половая грамотность; ОБЖ, военное дело, техники выживания, спорт; финансовая и экономическая грамотность; психология отношений.

2) Основы человеческой культуры: мораль, этика, эстетика, этикет. Физическая, интеллектуальная, эмоциональная, духовная культуры. Нравственная, правовая, политическая, экономическая, педагогическая, национальная, сексуальная и иные виды культур. Материальная культура (библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные заведения, суды и др.). Исторические формы культуры: первобытная, античность, древнерусская, средневековье, новое время. Народная культура (сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи). Художественная культура (архитектура, изобразительное искусство, музыка, литература, танец, театр, кинематограф). Живопись, пение, рисование, МХК. Современные формы культуры, субкультуры, поп-культуры, сетевой культуры. Мифология. Религии. Философия. Антропология. Культурология. Повседневная культура. Культура труда. Культура жилища. Прикладное искусство, дизайн (кулинария, косметика, парикмахерское искусство, флористика и т.д.).

3) Основы наук, техники, технологий: математика, информатика, ИКТ, русский язык, литература, иностранные языки, история, краеведение, обществоведение, право, экономика, естествознание, биология, география, физика, химия, астрономия, астрология, технологии, машиностроение, космонавтика, дизайн, психология, экология, медицина.

4) Производство, труд и коммуникации в социуме: домашний труд, сельское хозяйство (огород, сад). Трудовая функциональная грамотность. Социальные практики: благотворительность, волонтёрство, общественные и личные социальные инициативы, проекты. Туризм. Социальные сети. Бизнес-модели.

4.6. Содержание образования базируется на двух взаимосвязанных компонентах: знаниево-предметной и деятельностно-компетентностной. Не допускается их разделение в образовательном процессе, например, изучение знаний без овладения соответствующими компетентностями. Данный фактор определяет требования как к образовательному процессу, так и к системе диагностики и оценки достигаемых образовательных результатов. Итоговые диагностические или оценочные процедуры не могут содержать только знаниевый компонент, требующий осведомлённости (например, тесты) без проверки деятельностной составляющей ученика, сформированных у него компетентностей.

4.7. Знаниево-предметное ядро содержания образования выстраивается вокруг фундаментальных метапредметных основ. Их состав определяется компетентной группой специалистов, представляющих интересы всех заказчиков образования.

4.8. Деятельностно-компетентностное содержание образования включает в себя ключевые, метапредметные и предметные компетенции.

4.9. Образование человека не делится на основное и дополнительное. Любое образование, которое происходит в процессе деятельности ученика, выступает для него основным, сообразным его человеческой миссии. Подразделять образовательные компоненты (учебные предметы, виды деятельности и др.) на основные и дополнительные – прерогатива самого человека, в раннем возрасте реализуемая с помощью родителей (опекунов).

4.10. Индивидуальная образовательная программа ученика на разных этапах его обучения содержит основы образовательных областей, определяемых системой ценностей и приоритетов, имеющихся у ученика и других основных заказчиков его образования. Данное требование выступает условием непрерывного образования ученика сообразно его внутренней сущности. Не допускается считать, что, например, математика для ученика основной предмет, а танцы – дополнительный, причём на любой ступени его образования.

V. Диагностика и оценка образовательных результатов


5.1. Для диагностики и оценки образовательных результатов человека используется понятие «персональный образовательный результат» – индивидуализированный образовательный результат ученика, который достигается им в каждой образовательной области при реализации КОС.
Персональный образовательный результат ученика демонстрирует уровень освоения им знаниево-предметной и деятельностно-компетентностной составляющих каждой образовательной области.

5.2. Результатом образования человека признаются продукты его образовательной деятельности. Персональный образовательный результат имеет форму: внешних (материализованных) и внутренних (личностные качества) образовательных продуктов деятельности ученика. По внешним образовательным продуктам, создаваемых учеником, можно судить о его внутренних приращениях.

5.3. Диагностике и оценке подлежат изменения в качестве и количестве образовательных продуктов ученика за определённый период времени.

Для осуществления оценки, персональный образовательный результат ученика соотносится с целями его индивидуальной образовательной программы, на основе чего оценивается степень достижения учеником соответствующей цели.

5.4. Оценка степени самореализации ученика производится на основе сопоставления динамики изменения персональных образовательных результатов ученика на разных ступенях образования.

5.5. Сравнение результатов одного ученика с результатами других учащихся или некими универсальными стандартами носит ознакомительный, но не оценочный характер.

5.6. Тестирование с целью отбора детей в школы или классы не допускается. Вопросами реализации заказа на образование ученика занимаются соответствующие заказчики. Ученик с участием семьи и с помощью педагогов вправе решать вопросы реализации и обеспечения своей индивидуальной образовательной траектории.

5.7. Образовательные учреждения самостоятельно решают вопросы об условиях приёма учащихся. Возможны следующие формы поступления:
1) экзаменационные испытания с целью диагностики способностей и уровня сформированности компетентностей – с последующим обучением на бюджетной основе (полной или частичной);
2) обучение на заказ – по выбору и желанию учащегося на платной основе. Заказ обеспечивается его родителями или другими заказчиками его образования (местные власти, регион, предприятие и др.).

VI. Управление процессом образования человека


6.1. Деятельность органов управления образованием и образовательных учреждений направлена на обеспечение условий реализации комплексного образовательного стандарта для каждого ученика.

6.2. Введение Доктрины предполагает обязательную реформу системы управления образованием в РФ, в первую очередь – кадровую. Каждый чиновник в обязательном порядке проходит аттестацию и только после этого получает право на разработку и утверждение норм и правил для других участников образовательного процесса.

6.3. На основании обсуждения и принятия на государственном уровне данной Доктрины вносятся изменения в действующую систему образования, в частности: происходит отказ от негуманных и непедагогических норм, законов типа штрафов за нарушения при ЕГЭ, присутствия полицейских при сдаче экзаменов и т.п. Нарушение принципов Доктрины образования человека влечет за собой ответственность на административном и правовом уровне.

6.4. Действующие Федеральные государственные образовательные стандарты подлежат отмене, последующему изменению и исправлению в соответствии с новым порядком их комплексного составления. Наряду с федеральными стандартами вводятся нормы заказа на образование со стороны самого ученика, его родителей, школ, социума, регионов.

VII. Помехи и угрозы образованию человека

7.1. Основными помехами и угрозами образованию человека в Российской Федерации являются:

7.1.1. Принятие федеральными и региональными органами государственной власти нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области образования.

7.1.2. Отсутствие необходимой квалификации чиновников, политиков, ответственных за принятие решений в области образования.

7.1.3. Нецелевое расходование бюджетных образовательных средств на задачи, не имеющие отношения к образованию конкретных людей (повышение имиджа минобрнауки, вхождение пяти вузов в международные топ 100, расходы на видеокамеры, полицейских при сдаче ЕГЭ и т.п.). Коррупция, отсутствие системы доступа основных заказчиков образования к формированию и распределению бюджета.

7.1.4. Монополизация федеральной системой управления образованием прав на образование человека путём установление единых и единственных образовательных стандартов. Вытеснение из стандартообразующего начала других заказчиков образования: самого ученика, его семью, образовательные учреждения, регионы и др.

7.1.5. Гиперболизация федеральной системы контроля образовательных результатов (ЕГЭ), не учитывающей запросы человека и общества. Вытеснение с помощью ЕГЭ из образовательного процесса других ориентиров, в первую очередь – потребностей человека в своём образовании.

7.1.6. Создание конкурентных преимуществ государственным формам образования по отношению к негосударственным путём ограничений, не имеющих отношения к обеспечению качества образования человека: утверждение перечней учебников, «ваковских» журналов, списки отобранных олимпиад для школьников, конкурсных состязаний для педагогов и т.п. Миф о «бесплатном» государственном образовании.

7.1.7. Недостаточная активность субъектов образования человека, являющихся заказчиками своей части образования. Неумение и нежелание нести ответственность, вкладывать свои силы, время, средства в обеспечение заказа на образование. Отсутствие механизма согласования заказа на образование со стороны различных групп заказчиков.

VIII. Экономическое и финансовое обеспечение образования человека


8.1. Образование человека первично по отношению к экономике и не должно регламентироваться её правилами.
 
8.2. Образование человека определяется принципами, правилами, закономерностями единственной науки об образовании – педагогики, реализующей свои функции с помощью других человековедческих наук.

8.3. Система образования в стране зависит от состояния экономики. Но это не означает, что экономика – основной заказчик образования. Экономическая составляющая – одно из оснований построения системы образования. Экономика не может и не должна быть определяющей при решении вопросов, касающихся целей, содержания, стандартов, выбора форм обучения, контроля и оценки результатов образования.

8.4. Финансирование системы образования человека осуществляется заказчиками (субъектами) образования в соответствующих пропорциях и объёмах, определяемых комплексными образовательными стандартами на каждой ступени образования человека. Каждая группа заказчиков образования обеспечивает финансирование и условия для реализации своего компонента заказа на образование человека.

8.5. Заказ человека на его образование финансируется не только его собственными средствами, средствами его родителей и других заказчиков образования, например, предприятий, на которых работают родители, но и той частью бюджета страны и региона, права на которую принадлежат ему как гражданину.

8.6. Государство обеспечивает финансирование образования человека бюджетными средствами, права на которые принадлежат в том числе гражданам этого государства – ученику, его родителям и др. Эти граждане, как заказчики образования, получают возможность управлять соответствующей частью государственных бюджетных средств напрямую, либо через своих полномочных, выборных представителей.

P.S. От автора доклада

Обоснование и разработка проекта Доктрины образования человека в Российской Федерации является нашей личной инициативой и происходит в рамках деятельности негосударственного некоммерческого научно-образовательного учреждения – Института образования человека.

Данная задача имеет очевидную общегосударственную значимость и безусловный приоритет для развития отечественного образования. В связи с этим считаем целесообразным решение вопроса о создании Доктрины образования человека на уровне Государственной Думы и Правительства РФ.

--

Для ссылок:

Хуторской А.В.
Педагогические основания Доктрины образования человека в Российской Федерации : Доклад к заседанию Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО 27 января 2015 года, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия образования» [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 19.01.2015 г. – http://khutorskoy.ru/be/2015/0119/index.htm

Доклад опубликован также в Вестнике Института образования человека – http://eidos-institute.ru/journal/2015/0119.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на ОдноклассникиРу, Фэйсбук, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016