: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

    facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Доктрина образования человека в РФ
(проект, версия №2 от 19.12.2014 г.)

См. также Доклад в РАО с педагогическим обоснованием Доктрины и её Новой версией от 19.01.2015 г.

 
 

19.12.2014  г.

Версия: Doctrine_of_education_RF_2014-12-2719
По заказу Института образования человека


Доктрина образования человека в Российской Федерации
(проект, версия №2 от 19.12.2014 г.)

Автор: А.В.Хуторской, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института образования человека

Пояснительная записка

В настоящее время доктрины образования в России нет. Имеющаяся национальная доктрина образования, период действия которой был определён с 2000 по 2025 гг., упразднена вместе с другими 95 документами (см. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2014 г. № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»).

Отсутствие документа, определяющего национальную политику в области образования наносит урон не только безопасности страны, но и конституционному праву граждан на их образование. Отсутствие ориентиров в области образования приводит к непониманию стратегии образования среди педагогов, учащихся, их родителей, к произволу чиновников в управлении образованием. Наиболее остро данная проблема проявилась в двух противоречащих друг другу законодательных нормах: федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) и едином государственном экзамене (ЕГЭ); эти документы по-разному определяют ожидаемые результаты обучения, что не позволяет организовать эффективный образовательный процесс. К тому же, ни та, ни другая норма не приняты образовательным сообществом, несмотря на многолетние попытки их административного внедрения.

Анализ официальных распоряжений Минобрнауки РФ свидетельствует, что часть из них носит характер "санкций" по отношению к народному образованию, устанавливает запреты, ориентирует педагогов, управленцев, проверяющих на пренебрежение человеческим фактором в угоду формальным параметрам и показателям. Происходящие в практике работы школ, вузов проблемные ситуации свидетельствуют, что действия управленцев в области образования зачастую идут вразрез с гуманистическими, общечеловеческими ориентирами образования.

Основная проблема сложившегося в последние годы образования – игнорирование роли самого учащегося в его образовании. Нынешняя система госуправления образованием монополизировала требования к образованию, проигнорировав потребности и запросы других субъектов и заказчиков образования - родителей, педагогов, школ, регионов, производства, этносов, религиозных конфессий, общественных объединений.

Под образованием чиновники часто понимают не внутреннее развитие людей, а то, что требует материальных и финансовых вложений из бюджета. Из-за этого, казалось бы увеличенное финансирование образования идёт не на образование людей, а на то, что происходит вокруг этого образования, создаются предпосылки для коррупции и нецелевого расходования средств. Поэтому нами предлагается Доктрина образования именно человека, а не системы образования.

Настоящая Доктрина призвана восстановить доминанту права человека на собственное образование, определить баланс требований со стороны всех участников и заказчиков этого образования.

Подготовка Доктрины образования человека – инициатива негосударственного некоммерческого научно-образовательного учреждения – Института образования человека. После всестороннего обсуждения и корректировки данный документ рекомендуется принять в форме нормативного государственного законодательного акта.

I. Назначение Доктрины


1.1. Доктрина образования человека в Российской Федерации (далее – Доктрина) представляет собой систему основополагающих положений и принципов, определяющих миссию, цели, задачи, содержание, систему организации обучения, воспитания, контроля и оценки результатов образования человека в России.

1.2. Настоящая Доктрина служит основой для:
− реализации права человека на собственное образование;
− реализации прав всех субъектов системы образования человека: его семьи, рода, народа, общества, социума, наций, народностей, религиозных конфессий, образовательных учреждений, предприятий, организаций и их объединений, отраслей народного хозяйства, науки, культуры, техники, производства, муниципалитетов, регионов, государства, международных организаций, человечества в целом;
− формирования государственной политики в области образования; разработки содержания нормативных актов, законов, постановлений органов власти различных уровней в сфере образования и связанных с нею сферах;
− построения системы управления образованием;
− выстраивания системы подготовки, переподготовки и аттестации педагогических и управленческих кадров;
− разработки образовательных стандартов всех типов и уровней;
− разработки образовательных программ всех типов и уровней;
− разработки учебников, учебных и методических пособий, сайтов, компьютерных программ, иных средств образования;
− организации системы целеполагания, контроля и оценки образовательных результатов, достигнутых учащимися, педагогами, управленцами, политиками и др.;
− государственного, регионального и общественного мониторинга процессов и результатов, происходящих в системе образования;
− освещения СМИ ситуаций, результатов, проблем, относящихся к реализации основных положений Доктрины.

1.3. Доктрина предполагает анализ, корректировку, отмену или замену действующих нормативных актов в сфере образования в соответствии с принципами человекосообразности образования. Регламент этой деятельности устанавливается отдельным Постановлением Правительства РФ, в котором определяется состав подлежащих анализу и корректировке нормативных документов, ответственные учреждения и сроки работ.

1.4. Основные понятия Доктрины:
• Миссия человека.
• Человекосообразность образования.
• Заказчики образования.
• Заказ на образование.
• Стандарт образования человека.
• Комплексный образовательный стандарт.
• Персональный образовательный результат.

II. Миссия человека и его образования


2.1. Человек есть основная ценность и адресат системы образования страны.

2.2. Основная цель национальной системы образования – самореализация каждого человека по отношению к себе и окружающему его миру. Государство обеспечивает каждого своего гражданина правом на его образование и условиями реализации этого права.

2.3. Признаётся, что каждый человек – уникальное создание, имеющее собственную миссию (назначение) в мире. Никто кроме самого человека не вправе претендовать на содержание его внутреннего мира, которое создаётся и развивается в ходе его образования.

2.4. Каждый человек имеет право на обучение и образование на всём протяжении своей жизни независимо от гражданского положения, текущего статуса, должности, а также других его функций, особенностей, отличий.

2.5. Каждый человек вправе определять свою миссию, цели и образовательный путь в соотношении с требованиями, нормами, традициями, стандартами, устанавливаемыми другими субъектами (заказчиками) образования, каковыми являются его родители (опекуны), семья, род, образовательные учреждения, педагоги, социум, регион, страна, мир, человечество.

2.6. Соотношение и иерархия стандартов (ожиданий, требований, норм) разных заказчиков образования в итоговом Комплексном образовательном стандарте (КОС) устанавливается в результате их согласования путём применения специальной координационной процедуры. Процедура разрабатывается представителями всех заказчиков образования, утверждается к действию на уровне федерального органа управления образованием. Ответственными за реализацию КОС выступают непосредственные организаторы и участники образования: ученик, его родители, педагоги. Решающими, в применяемой процедуре выступают права человека на его образование.

2.7. Комплексный образовательный стандарт - подвижный инструмент организации образования человека. Он создаётся конкретными субъектами на основе определенных принципов, и может корректироваться, дополняться, изменяться в зависимости от смыслов и целевых установок различных групп заказчиков образования.

2.8. Для каждого этапа жизни человека государство устанавливает конкретные способы и технологии реализации его права на персональную образовательную траекторию сообразно имеющимся у него возрастным, гендерным, экономическим и иным потребностям, запросам, убеждениям и другим особенностям.

III. Основы системы образования в РФ


3.1. Образованием считается процесс и результат образовывания человека. Смысл образования человека – реализация его возможностей. Официальная система государственного образования направлена на обеспечение условий для образования каждого ученика сообразно его потребностям, возможностям и достижениям.

3.2. Основным принципом образования человека является его человекосообразность – соответствие образовательного процесса миссии человека и направленное на выявление и реализацию возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру.

3.3. Человек – неисчерпаем. Его возможности безграничны. Педагогическая позиция официальной системы образования по отношению к каждому ученику независимо от его пола, возраста, вероисповедания, уровня развития, предполагает наличие условий для выявления и реализации его персональных возможностей.

3.4. Человек есть творец. Поэтому одной из главных задач системы образования является обучение человека творению, творчеству. Отсюда руководящим принципом выступает принцип продуктивности, определяющий смысл образования: образование есть деятельность ученика по созданию образовательных продуктов.

3.5. Миссия человека – самопознание и самореализация по отношению к себе и миру. Регулятивными организующими элементами образовательного процесса выступают целеполагание и рефлексия ученика, а также других субъектов его образования.

3.6. Цели образования проектируются из миссии ученика по отношению к себе и миру на каждом этапе его образования. Процедуру целеполагания осуществляют непосредственные участники образовательного процесса: сам ученик, его родители (опекуны), педагоги. Результаты целеполагания ученика и учителя находят отражение в учебных программах, конспектах уроков, индивидуальных образовательных программах.

3.7. Образование человека не делится на основное и дополнительное. Любое образование, которое происходит в процессе деятельности ученика, выступает для него основным, сообразным его человеческой миссии. Подразделять образовательные компоненты (учебные предметы, виды деятельности и др.) на основные и дополнительные – прерогатива самого человека, в раннем возрасте – с помощью своих родителей (опекунов).

3.8. Индивидуальная образовательная программа ученика на разных этапах его обучения включает различные иерархии образовательных областей в системе ценностей и приоритетов человека. Данное требование – условие непрерывного образования ученика сообразно его внутренней сущности. Не допускается считать, что, например, математика для ученика основной предмет, а танцы – дополнительный. На любом этапе образования человека должен соблюдаться баланс основных образовательных областей, выступающих концентрами соответствующих образовательных процессов (см. раздел «Содержание образования»).

3.9. Человек потенциально равновелик миру. Вселенная предназначена для «вселения» человека. Образовательный процесс выстраивается путём постепенного освоения учеником от близко находящегося к нему предметного мира к удалённому.

3.10. Результатом образования признаются внутренние (личностные качества) и внешние (материализованные работы) продукты образовательной деятельности ученика. Диагностике и оценке подлежат изменения в качестве и количестве образовательных продуктов за определённый период времени. Сравнение результатов одного ученика с результатами других учащихся или некими универсальными стандартами носит ознакомительный, но не оценочный характер.

IV. Заказчики образования


4.1. Заказ на образование человека имеют право предъявлять в рамках установленных объёмов следующие субъекты образовательного процесса:
а) сам человек (ученик);
б) его родители, опекуны, семья, представители его рода;
в) образовательное учреждение, включая педагогов;
г) территориально близкая к месту проживания ученика часть общества;
д) учреждения, организации, предприятия, ближайшего к ученику социума;
е) муниципалитеты и другие органы самоуправления регионов;
ж) национальные общины, сообщества;
з) религиозные конфессии;
и) представители отраслей народного хозяйства страны, науки, культуры, техники, производства;
к) федеральное управление образованием как представитель государства;
л) международные организации, в чьи функции входит координация образования человечества.

4.2. Каждый тип заказчика на образование человека имеет право и обязанность устанавливать соответствующий тип заказа на образование человека, выражаемый в форме целевых ориентиров, стандартов, программ и др. Алгоритм данной процедуры разрабатывается на федеральном уровне с участием представителей всех групп заказчиков образования, и реализуется непосредственными участниками образовательного процесса.

4.3. На основе заказа основных заказчиков образования устанавливаются соответствующие стандарты следующих типов:
а) стандарт ученика,
б) стандарт семьи ученика,
в) стандарт образовательного учреждения,
г) стандарт социума (региона, либо, по его делегированию – субъекта этого региона, включая всех представителей региона).
д) федеральный стандарт,
е) международный общечеловеческий стандарт.

4.4. Каждая группа заказчиков образования имеет свою долю в Комплексном образовательном стандарте человека, которая устанавливается в зависимости от ступени обучения человека (табл.1).

Табл.1 Доля заказа основных заказчиков образования в процентном отношении к общему объёму Комплексного образовательного стандарта человека

Заказчики образования человека

Дошкольное образование

Начальная школа

Средняя школа

Старшая школа

Вуз

Послевуз-овское образование

Иные формы и виды образования

Человек

20

30

30

40

20

50

60

Семья

50

30

10

10

5

5

5

Образовательное учреждение

20

20

30

10

30

20

20

Регион, социум

5

5

5

20

20

15

5

Федерация

10

10

20

15

20

10

5

Мир

5

5

5

5

5

5

5

Все остальные заказчики образования делегируют свои требования соответствующей группе заказчиков для последующего включения в КОС.

4.5. Механизм формирования комплексного заказа на образование человека, выражающегося в формате КОС, определяется по специально разработанной и утверждённой на законодательном уровне процедуре. Итоговый заказ реализуется непосредственными организаторами и участниками образовательного процесса: учеником, его педагогами, родителями.

4.6. Квоты и порядок формирования комплексного заказа на образование человека нуждаются в обосновании и разработке.

4.7. При сходных параметрах заказа разных групп заказчиков происходит объединение или поглощение этих заказов. Не допускается превышение объёма заказа на образование более установленного.

4.8. Каждая группа заказчиков обеспечивает финансирование и условия для реализации своего компонента заказа на образование человека.

4.9. Государство обеспечивает финансирование образования человека бюджетными средствами, принадлежащими, в том числе, гражданам этого государства – ученику, его родителям и др. Эти граждане, как заказчики образования, получают возможность управлять соответствующей частью государственных бюджетных средств напрямую, либо через своих полномочных, выборных представителей.

4.10. Оценка результативности образования осуществляется по критериям и с помощью средств диагностики, установленных для каждой группы заказчиков в форме требований или стандартов.

V. Содержание образования


5.1. Содержанием образования человека выступает вся внешняя окружающая его среда, в которую включены как основные элементы официальной системы образования (детские, дошкольные, школьные, ССУЗы, ВУЗы, система дополнительного образования и др.), так и неформальные области деятельности, по отношению к которым и во взаимодействии с которыми происходит самореализация ученика (клубы, социальные сети, молодёжные субкультуры и др.)

5.2. Общее образование включает 4 основные образовательные области:
1) Основы жизнедеятельности человека.
2) Основы человеческой культуры.
3) Основы наук, техники, технологий.
4) Производство и труд в социуме.

5.3. В итоговых – комплексных образовательных стандартах ученика каждая из 4 образовательных областей занимает не менее 25% как по установленному содержанию, так и по отводимому на его усвоение времени. В целях обеспечения гармоничного развития и самореализации ученика не допускается изменение указанных пропорций вплоть до завершения им общего образования (11 или 12 классов).

5.4. Состав основных образовательных областей:

1) Основы жизнедеятельности человека: основы здоровья, питания, дыхания, движения, развития; психологического, духовного состояния; хозяйствование, кулинария, коммуникации, функции в семье, гендерное образование, половая грамотность, ОБЖ, военное дело, техники выживания, спорт, финансовая и экономическая грамотность, психология отношений;

2) Основы человеческой культуры: мораль, этика, эстетика, этикет, физическая культура, духовная культура, эмоциональная культура. Исторические формы культуры: первобытная, античность, древнерусская культура, средневековье, новое время. Материальная культура (библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные заведения, суды и др.). Культура труда. Культура жилища. Повседневная культура. Антропология. Культурология. Современные формы культуры, субкультуры, поп-культуры, сетевой культуры. Духовная культура. Религии. Интеллектуальная культура. Нравственная, правовая, политическая, экономическая, педагогическая, национальная, сексуальная и иные виды культур. Художественная культура (архитектура, изобразительное искусство, музыка, литература, танец, театр, кинематограф). Живопись, пение, рисование, МХК. Мифология, философия. Прикладное искусство, дизайн (кулинария, косметика, парикмахерское искусство, флористика и т.д.); народная культура (сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи);

3) Основы наук, техники, технологий:. Математика, информатика, русский язык, литература, иностранные языки, история, Краеведение, обществоведение, право, Экономика, естествознание, биология, география, физика, химия, астрономия, астрология, технологии, машиностроение, космонавтика, дизайн, ИКТ. Психология, Экология. Медицина;

4) Производство и труд в социуме: домашний труд, сельское хозяйство (огород, сад). Трудовая функциональная грамотность. Социальные практики: благотворительность, волонтёрство, общественные и личные социальные инициативы, проекты. Бизнес-модели. Социальные сети. Туризм.

5.5. Содержание образования базируется на двух взаимосвязанных компонентах: знаниево-предметной и деятельностно-компетентностной. Не допускается их разделение в образовательном процессе, например, изучение знаний без овладения соответствующими компетентностями. Данный фактор определяет требования как к образовательному процессу, так и к системе диагностики и оценки достигаемых образовательных результатов. Итоговые диагностические или оценочные процедуры не могут содержать только знаниевый компонент, требующий осведомлённости (например, тесты) без проверки деятельностной составляющей ученика, сформированных у него компетентностей.

5.6. Знаниево-предметное ядро содержания образования выстраивается вокруг фундаментальных метапредметных основ. Их состав определяется специально создаваемой компетентной группой специалистов, представляющих интересы всех заказчиков образования.

5.7. Деятельностно-компетентностное содержание образования включает в себя ключевые, метапредметные и предметные компетенции.

VI. Диагностика и оценка образовательных результатов


6.1. Для реализации Доктрины вводится понятие «персональный образовательный результат» - индивидуализированный образовательный результат ученика, который создаётся им в процессе и в итоге выполнения КОС по каждой его составляющей. Персональный образовательный результат имеет форму образовательного продукта ученика, подтверждающего уровень освоения им знаниево-предметной и деятельностно-компетентностной компонент соответствующей образовательной области.

6.2. Персональный образовательный результат ученика соотносится с целями индивидуальной образовательной программы ученика, на основе чего оценивается степень достижения им соответствующей цели. Оценка степени самореализации ученика производится на основе сопоставления динамики изменения персональных образовательных результатов ученика на разных ступенях обучения.

6.3. Тестирование и другие формы отбора детей в школы или классы не допускаются, поскольку являются нечеловекосообразными. Ученик вправе решать вопросы своей индивидуальной образовательной траектории с участием семьи и с помощью педагогов.

6.4. Образовательные учреждения самостоятельно решают вопросы об условиях приёма учащихся. Возможны следующие формы поступления:
1) экзаменационные испытания с целью диагностики способностей и уровня сформированности компетентностей – с последующим обучением на бюджетной основе (полной или частичной);
2) обучение на заказ – по выбору и желанию учащегося на платной основе. Заказ обеспечивается его родителями или другими заказчиками его образования (местные власти, регион, предприятие).

VII. Управление процессом образования


7.1. Деятельность органов управления образованием и образовательных учреждений направлена на реализацию комплекса образовательных стандартов всех заказчиков образования, объединены для каждого ученика на уровне КОС.
 
7.2. Введение Доктрины предполагает обязательную реформу системы управления образованием в РФ, в первую очередь – кадровую. Каждый чиновник в обязательном порядке проходит аттестацию и только после этого получает права на разработку и утверждение норм и правил для других участников образовательного процесса.

7.3. На основании обсуждения и принятия на государственном уровне данной Доктрины вносятся изменения в действующую систему образования, в частности: происходит отказ от негуманных и непедагогических норм, законов типа штрафов за ЕГЭ, присутствия полицейских при сдаче экзаменов и т.п. Нарушение принципов Доктрины образования человека влечет за собой ответственность на административном и правовом уровне.

7.4. Действующие Федеральные государственные образовательные стандарты подлежат отмене, последующему изменению и исправлению в соответствии с новым порядком их комплексного составления. Наряду с федеральными стандартами вводятся нормы прав на образование со стороны регионов, социума, школ, самого ученика, его родителей.

VIII. Помехи и угрозы образованию человека


8.1. Основными помехами и угрозами образованию человека в Российской Федерации являются:

8.1.1. Принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области образования.

8.1.2. Отсутствие необходимой квалификации чиновников, политиков, администраторов, ответственных за принятие решений в области образования.

8.1.3. Незаконные действия, произвол, самоуправство надзорных органов федерального и региональных уровней, контролирующих образование, нарушение их представителями принципов человекосообразности образования.

8.1.4. Коррупция, казнокрадство, взяточничество, применение преступных схем распределения государственных средств, предназначенных для обеспечения образования людей на федеральном и региональном уровнях.

8.1.5. Гиперболизация федерального компонента контроля образовательных результатов в форме ЕГЭ, вытеснение им других образовательных ориентиров, в первую очередь – потребности человека в его образовании.

8.1.6. Узурпация федеральной системой управления образованием функций установления образовательных стандартов человека. Вытеснение из стандартообразующего начала других заказчиков образования: ученика, его родителей, образовательное учреждение, регионы и др.

8.1.7. Отсутствие научного обоснования действующих образовательных стандартов для школ (ФГОС общего образования), средних (ФГОС СПО) и высших учебных заведений (ФГОС ВПО). Непрозрачная система отбора специалистов, допускаемых для разработки образовательных стандартов, законодательных актов и распоряжений образовательного назначения.

8.1.7. Критикуемая обществом и неразделяемая профессиональным сообществом политика нынешнего Министерства образования и науки РФ.

8.1.8. Произвол в регулировании и монополизация учебного книгоиздательства.

8.1.9. Монополизация общего образования государственными (муниципальными) образовательными учреждениями. Монополизация прав на конкурсные состязания для школьников (олимпиады), официальное утверждение различных списков, реестров, и прочих способов, отсекающих возможность развития негосударственных форм деятельности в образовании.

8.1.10. Монополизация системы подготовки и повышения квалификации педагогов, их аттестации со стороны официальной системы управления образованием. Назначение официального статуса профессиональным конкурсам, например конкурсу «Учитель года».

8.1.11. Нецелевое расходование средств на услуги и материалы, не имеющие прямого отношения к образованию человека (установка видеокамер для ЕГЭ, турникетов, поставка в школы устаревшего оборудования и т.п.).

8.1.12. Недостаточная активность субъектов образования человека, являющихся заказчиками своей части образования. Неумение и нежелание нести ответственность, вкладывать свои силы, время, средства в обеспечение заказа на образование. Устаревшие формы и методы обучения.

8.1.13. Миф о «бесплатном образовании». В реальности каждый гражданин РФ оплачивает образовательные услуги для себя, своих детей и других учащихся через налоги, доходы от принадлежащих ему недр и других активов страны.
Необходимо ликвидировать миф о «бесплатном» образовании, выгодный чиновникам, распределяющим бюджет. Средства бюджета, из которого финансируется образование, принадлежат гражданам РФ. Именно они оплачивают образование своих детей через свои налоги, продажи общегосударственных недр и др. Речь должна идти о перераспределении средств, выделяемых на образование человека с участием всех заказчиков этого образования.

IX. Экономическое и финансовое обеспечение образования человека


9.1. Образование человека не подчиняется правилам экономики и не должно ими регламентироваться. Образование человека определяется принципами, правилами, закономерностями педагогики и других человековедческих наук.

9.2. Образование человека первично по отношению к экономике. Экономика не может и не должна быть определяющей при решении вопросов, касающихся целей, содержания, стандартов, выбора форм обучения, контроля и оценки результатов образования.

9.3. Система образования зависит от экономики. Но это не означает, что экономика – основной заказчик образования. Экономическая составляющая – одно из оснований построения системы образования.

9.4. Финансирование системы образования человека осуществляется заказчиками (субъектами) образования в соответствующих пропорциях и объёмах, определяемых комплексными образовательными стандартами на каждом этапе образования человека.

9.5. Заказ человека на его образование финансируется не только его собственными средствами, средствами его родителей и других заказчиков образования, например, производственных предприятий, на которых работают родители, но и той бюджетной частью, которая относится к нему как гражданину страны.

--

Примечания:

Данная версия Доктрины опубликована также в Вестнике Института образования человека – http://eidos-institute.ru/journal/2014/1219.htm 

Версия Доктрины 2015 года (брошюра в PDF)

Обсуждение Доктрины происходит на сетевых площадках:

- Страница автора проекта Доктрины в Фэйсбуке,

- Форум Научной школы А.В.Хуторского

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Доктрина образования человека в РФ (проект,
версия №2 от 19.12.2014 г.) [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 19.12.2014 г. – http://khutorskoy.ru/be/2014/1219/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на ОдноклассникиРу, Фэйсбук, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016