: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

    facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Экзамен для мигрантов

 
 

30.09.2014  г.

Существует ли общечеловеческая педагогика?

Начну с того, что вездесущие политики и чиновники растащили и применяют педагогический инструментарий где попало и для чего попало - лишь бы решить свои - НЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ задачи.

Пример: экзамен. Для миллионов школьников, их родителей и учителей  чиновники превратили это обычное педагогическое средство в орудие насилия, произвола, запугивания и оправдывания педагогически нецелевого расходования бюджетных денег. Я имею в виду ЕГЭ.

Другой случай. С помощью экзаменов те же самые чиновники и политики хотят регулировать потоки мигрантов, управлять ими, разрешать или запрещать работу, свободу перемещения, ограничивать право на образование. Это также нецелевое использование дидактической формы контроля.

Если мы посмотрим на экзамен с позиций педагогики, то это одна из форм контроля и оценки образовательных результатов. Кстати, далеко не единственная, есть ещё зачёты, экзамены, коллоквиумы, контрольные работы и др. Все эти формы с точки зрения педагогики имеют свои функции и применение. Экзамен проверяет уровень достижения поставленных образовательных целей. У нас же чиновники приписали экзамену педагогически несвойственные ему функции отбора, отсева, заслона, вымогательства, коррупции и т.п.

Поэтому, с точки зрения педагогической, проверять с помощью экзамена у мигрантов уровень их образования необходимо и оправданно только в случае, если само их образование обеспечивается теми, кто хочет этот экзамен проводить. Обучили человека - проверяйте результаты! А если никакого отношения к его образованию вы не имеете, то с педагогической точки зрения у вас нет никакого права проверять и оценивать его образовательные результаты, ведь они достигались и обеспечивались совсем другими целями.

Теперь о проблеме мигрантов. Она может рассматриваться с разных позиций, разных наук: политики (политологии), юриспруденции, социологии, культурологии, религий и др. Нас интересует педагогическая позиция, поэтому ограничимся только ею. Необходимо отделить педагогический взгляд на проблему от других, если мы имеем в виду образование мигрантов.

Напомню, что единственной наукой об образовании является педагогика. Поэтому, именно педагогика решает вопросы, связанные не только с экзаменами для мигрантов, но и содержанием их образования, формами, методами и средствами обучения, воспитания. Исходя из принципа целостности образовательной системы недопустимо, что цели задаются в одном месте, содержание образования в другом, а экзамены в третьем. Научный подход к образованию требует единства и согласованности всех элементов образовательной системы.

Поэтому, везде, где требуется решить ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ проблемы и задачи, нужны научные основы образования людей, причём, вообще-то, любых людей, мигрирующих или живущих осёдло.

Возникает вопрос, существует ли одна общая для всех случаев педагогика? Или есть и должны быть специфические, культурологические педагогики, например, педагогика для мигрантов и педагогика для коренных жителей региона (у В.В.Краевского есть статья "Сколько у нас педагогик?") Ответ на этот вопрос можно получить, обозначив природу человека, который образовывается, то есть осуществляет своё образование.

Человек един, но одновременно двойственен, поскольку в нём есть: 1) общее - общечеловеческое, присущее всем людям, и 2) специфическое - принадлежность к определённой семье, культуре, религии, стране, индивидуальные способности и т.п.

Раз так, то обе составляющих единого человека - общее и особенное его образования должны рассматриваться и задаваться одной наукой - педагогикой. Именно в рамках одной и единой науки педагогики должны быть принципы, технологии, формы и методы обучения и воспитания в человеке как общего, так и специфического. Каждый человек может быть или оказаться мигрантом, поэтому для каждого человека в педагогике должны иметься средства его образования.

Другое дело, что необходимых средств недостаёт, отсутствуют исследования и методический инструментарий для того, например, как вести уроки в классе, где половина учеников не говорят и ли плохо говорят по-русски. Но чтобы создавать методику, нужны педагогические основы.

Сегодня на заседании Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО выступал Б.Л.Вульфсон с темой "Аккультурация иммигрантской молодёжи в европейском образовательном пространстве". Примечательно, что на мой вопрос о наличии общей и частных педагогик, он ответил, что "общечеловеческой педагогики быть не может, потому что человечество не развилось до такой стадии". Я бы не согласился с этим. Педагогика как наука далека до своего завершения, но она существует. И то, что сейчас имеется, такова она и есть - общечеловеческая педагогика. Где в большей степени разработаны её функции, обслуживающие, например, определённые религии, или государственный заказ. Но неразработанность педагогики не означает её отсутствия. И не означает, что нет общечеловеческой педагогики.

Между тем, многие педагоги прошлого и настоящего ратуют за существование только тех педагогик, которые имеют культурологическую или религиозную специфику. Например,  К.Д. Ушинский писал: «Педагогика без Христа (и христианства) дело немыслимое, — без оснований позади и без перспектив впереди». Видимо, аналогично могли бы сказать и сторонники иных религий. И на этом основании признать, что общечеловеческой педагогики не существует? Получается, что такую позицию занимают педагоги, которые отрицают единство человечества.

Сегодня разъединяющих тенденций действительно довольно много. Но это не означает, что нет целого. И задача настоящих учёных - выползти из скорлупы своей специфики, чтобы увидеть это общее. Такую задачу, кстати, ставит русский космизм - комплекс учений отечественных философов, которые именно из русской специфики увидели целое и определили миссию человечества как вселение в мир.

Если, например, американская нация, как о ней толкует их президент, видит мир с позиций своей исключительности и мир для американцев есть то, что должно признавать, подтверждать и следовать этой её исключительности, то совсем другая вселенская миссия у русской нации: опираясь на специфическое, выстраивать общечеловеческую педагогику и определять с её помощью образование людей, причём, не только в России.

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Экзамен для мигрантов. Существует ли общечеловеческая педагогика? [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 30.09.2014 г. – http://khutorskoy.ru/be/2014/0930/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на ОдноклассникиРу, Фэйсбук, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016